Приватизационный тупик

19 Февраля 2018 5

2018-й объявлен правительством очередным годом «большой приватизации». Текущий год станет уже четвертой по счету попыткой государства избавиться от собственности. Помощью в грандиозных планах правительства по распродаже госактивов должны послужить новое законодательство в сфере приватизации и назидательный контроль за этим процессом со стороны МВФ. Представители фонда призвали украинские власти поторопиться с выполнением плана приватизации, который должен принести казне более 22 млрд. грн. «Именно сейчас время начинать продавать государственные предприятия, что улучшит ситуацию в экономике и улучшит ситуацию с коррупцией», -- отметил  руководитель миссии МВФ в Украине Рон Ван Роден.

Приватизация успешна, но после национализации

Избавляясь от госимущества, правительство руководствуется двумя целями: наполнить госбюджет (получив прибыль и сбросив убыточные активы) и уменьшить роль государства в экономике. В лучших традициях либеральной логики приватизацию хотят провести под лозунгом: «Государство неспособно быть эффективным собственником». Чиновники разных рангов также уверяют, что сокращение доли государства в экономическом секторе уменьшит коррупцию. Это, фактически, является чистосердечной распиской власти под медицинским заключением о неизлечимости ее клептомании.

Вне всякого сомнения, анонсированная приватизация станет логическим шагом в продолжении процесса деиндустриализации Украины. В нынешних условиях приватизация ни сама по себе, ни в комплексе с другими мерами, не является инструментом для достижения заявленной властью цели -- структурного реформирования экономики. За годы независимости в Украине исчезли не просто отдельные производительные цепочки, но и целые отрасли. Этот вялотекущий процесс происходил с момента обретения независимости, но серьезно ускорился за последние четыре года.

Правы те, кто утверждает, что проводить приватизацию в условиях кризиса и обесценивания активов абсурдно и ущербно. Если бы Украиной руководила реальная элита, которая не мыслила бы сугубо избирательными циклами, то она, возможно, рассматривала бы вариант модернизации экономики посредством процесса национализации.

Опыт тех, кого ставят в пример

Многие эксперты-экономисты справедливо отмечают, что Украина отстала в развитии от передовых стран на много десятилетий. Возможно, исходя из этого, стоит обратить внимание на опыт становления экономик передовых стран, углубившись в их историю на 50-60 лет назад. Конечно, поиск ответов на современные вызовы в прошлом весьма неоднозначен, но это не означает, что это и вовсе праздное занятие. Задачи, стоящие по усовершенствованию отечественной экономикой вполне сопоставимы вызовам, с которыми столкнулись развитые страны в послевоенный период середины ХХ века. И проблема тут не столько в издержках и разрушениях времен войны, а в преодолении отставания, которое они вызвали. С этой точки зрения весьма интересен опыт Франции.

В послевоенной Франции наметился четкий курс на увеличение доли государства в экономике. В 1945-1946 гг. были национализированы больше трех десятков страховых компаний, Французский банк, предприятия угольной, газовой и энергетической промышленности. Автомобильный завод «Рено» и крупные авиастроительные заводы были конфискованы государством у коллаборантов, сотрудничавших с нацистами.

В 1982 г. социалисты во главе с Франсуа Миттераном провели вторую волну крупной национализации. В собственность государства перешло 36 крупных банков, предприятия пяти крупных промышленных групп с более чем пятидесятью большими предприятиями. Госсектор сосредоточил большинство производства в сталелитейном и телекоммуникационном секторах. В промышленности 1/5 всех занятых трудились в госсекторе, государство получало 1/4 добавленной стоимости от производства и треть от экспортного объема. В книге «Капитал ХХІ века» французский экономист Тома Пикетти назвал период 50-80-х годов временем «капитализма без капиталистов». По подсчетам Пикетти, за это время французское государство сосредоточило в своем управлении более 50% национального богатства. Повоенная национализация проводилась с четким прицелом на интенсификацию возобновления народного хозяйства страны с возможностью обширного вмешательства государства в ключевые отрасли, которые мало интересовали частный капитал из-за низкой прибыльности. Национализация начала 80-х имела более масштабные цели. Во-первых, сохранение отраслей промышленности, которые частные собственники не капитализировали в достаточной мере, что вело к деградации. Во-вторых, защита экономики от агрессивной экспансии конкурентов на мировом рынке. В-третьих, сохранение и увеличение своей доли на глобальном рынке производства и раздела труда. В-четвертых, предотвращение угрозы технологического и производственного отставания.

Французское правительство вкладывало огромные средства в модернизацию в национализированные предприятия, что в сочетании с эффективным менеджментом превратило их в прибыльные и привлекательные активы. В 1982-1983 гг. государство истратило более 100 млрд. франков на осуществление структурной перестройки предприятий. Впоследствии, начиная с 1986 г. в стране проводились поэтапные волны приватизаций, которые закончились только в 2004 г. Ранее национализированные предприятия продавались по существенно большим ценам. При продаже компаний «Сен-Гобен» и «Париба» государство получило 12 и 18 млрд. франков соответственно, тогда как приобретались они за 5 и 6 млрд.

Таким образом, Франция добилась сохранения структуры экономики и производственного потенциала индустрии с большой добавочной стоимостью. Полученные от приватизаций деньги правительство направляло не только на сокращение дефицита бюджета, но и на развитие тех отраслей и предприятий, которые остались в госсобственности.

Сложно, но не невозможно

Трудности, которые возникли во французской экономике в разные периоды, вполне сопоставимы с проблемами, которые существуют в экономике Украины. Конечно, говорить о воплощении подобных стратегий в нынешних условиях очень сложно. Во-первых, нам никто не собирается предоставлять ни материальную, ни технологическую помощь. Во-вторых, внешние игроки откровенно не заинтересованы в возрождении Украины как страны с мощной индустрией. В-третьих, наша экономика утратила традиционные рынки сбыта продукции с высокой добавочной стоимостью и их возвращение или же завоевание новых требует колоссальных усилий.

Впрочем, не смотря на множество негативных факторов, перспективность данного курса не нужно не игнорировать из-за больших препятствий на пути его реализации. Ведь если так много обстоятельств вопреки этому варианту, возможно, он вполне успешен. Следуя по пути наименьшего сопротивления, не всегда удается достичь положительного результата.       


Загрузка...

В «ПриватБанке» рассказали, почему его сложно...

Председатель наблюдательного совета национализированного Приватбанка Энгин...

ФГИ объявил «малую приватизацию» 147 объектов

Стартовая стоимость выставленных на продажу предприятий составляет почти 70 миллионов...

Охрименко: крупной приватизации до выборов не будет

Формальная ликвидация госпредприятий не будет означать их ликвидации фактической

Опять в частные руки: Приватбанк продадут в 2021 году

Исполнение пятилетней стратегии развития Приватбанка завершится его приватизацией в...

Приватизация сознательная и беспощадная

18 января Верховная Рада приняла закон «О приватизации государственного...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка