Приватизационный тупик

19 Февраля 2018 5

2018-й объявлен правительством очередным годом «большой приватизации». Текущий год станет уже четвертой по счету попыткой государства избавиться от собственности. Помощью в грандиозных планах правительства по распродаже госактивов должны послужить новое законодательство в сфере приватизации и назидательный контроль за этим процессом со стороны МВФ. Представители фонда призвали украинские власти поторопиться с выполнением плана приватизации, который должен принести казне более 22 млрд. грн. «Именно сейчас время начинать продавать государственные предприятия, что улучшит ситуацию в экономике и улучшит ситуацию с коррупцией», -- отметил  руководитель миссии МВФ в Украине Рон Ван Роден.

Приватизация успешна, но после национализации

Избавляясь от госимущества, правительство руководствуется двумя целями: наполнить госбюджет (получив прибыль и сбросив убыточные активы) и уменьшить роль государства в экономике. В лучших традициях либеральной логики приватизацию хотят провести под лозунгом: «Государство неспособно быть эффективным собственником». Чиновники разных рангов также уверяют, что сокращение доли государства в экономическом секторе уменьшит коррупцию. Это, фактически, является чистосердечной распиской власти под медицинским заключением о неизлечимости ее клептомании.

Вне всякого сомнения, анонсированная приватизация станет логическим шагом в продолжении процесса деиндустриализации Украины. В нынешних условиях приватизация ни сама по себе, ни в комплексе с другими мерами, не является инструментом для достижения заявленной властью цели -- структурного реформирования экономики. За годы независимости в Украине исчезли не просто отдельные производительные цепочки, но и целые отрасли. Этот вялотекущий процесс происходил с момента обретения независимости, но серьезно ускорился за последние четыре года.

Правы те, кто утверждает, что проводить приватизацию в условиях кризиса и обесценивания активов абсурдно и ущербно. Если бы Украиной руководила реальная элита, которая не мыслила бы сугубо избирательными циклами, то она, возможно, рассматривала бы вариант модернизации экономики посредством процесса национализации.

Опыт тех, кого ставят в пример

Многие эксперты-экономисты справедливо отмечают, что Украина отстала в развитии от передовых стран на много десятилетий. Возможно, исходя из этого, стоит обратить внимание на опыт становления экономик передовых стран, углубившись в их историю на 50-60 лет назад. Конечно, поиск ответов на современные вызовы в прошлом весьма неоднозначен, но это не означает, что это и вовсе праздное занятие. Задачи, стоящие по усовершенствованию отечественной экономикой вполне сопоставимы вызовам, с которыми столкнулись развитые страны в послевоенный период середины ХХ века. И проблема тут не столько в издержках и разрушениях времен войны, а в преодолении отставания, которое они вызвали. С этой точки зрения весьма интересен опыт Франции.

В послевоенной Франции наметился четкий курс на увеличение доли государства в экономике. В 1945-1946 гг. были национализированы больше трех десятков страховых компаний, Французский банк, предприятия угольной, газовой и энергетической промышленности. Автомобильный завод «Рено» и крупные авиастроительные заводы были конфискованы государством у коллаборантов, сотрудничавших с нацистами.

В 1982 г. социалисты во главе с Франсуа Миттераном провели вторую волну крупной национализации. В собственность государства перешло 36 крупных банков, предприятия пяти крупных промышленных групп с более чем пятидесятью большими предприятиями. Госсектор сосредоточил большинство производства в сталелитейном и телекоммуникационном секторах. В промышленности 1/5 всех занятых трудились в госсекторе, государство получало 1/4 добавленной стоимости от производства и треть от экспортного объема. В книге «Капитал ХХІ века» французский экономист Тома Пикетти назвал период 50-80-х годов временем «капитализма без капиталистов». По подсчетам Пикетти, за это время французское государство сосредоточило в своем управлении более 50% национального богатства. Повоенная национализация проводилась с четким прицелом на интенсификацию возобновления народного хозяйства страны с возможностью обширного вмешательства государства в ключевые отрасли, которые мало интересовали частный капитал из-за низкой прибыльности. Национализация начала 80-х имела более масштабные цели. Во-первых, сохранение отраслей промышленности, которые частные собственники не капитализировали в достаточной мере, что вело к деградации. Во-вторых, защита экономики от агрессивной экспансии конкурентов на мировом рынке. В-третьих, сохранение и увеличение своей доли на глобальном рынке производства и раздела труда. В-четвертых, предотвращение угрозы технологического и производственного отставания.

Французское правительство вкладывало огромные средства в модернизацию в национализированные предприятия, что в сочетании с эффективным менеджментом превратило их в прибыльные и привлекательные активы. В 1982-1983 гг. государство истратило более 100 млрд. франков на осуществление структурной перестройки предприятий. Впоследствии, начиная с 1986 г. в стране проводились поэтапные волны приватизаций, которые закончились только в 2004 г. Ранее национализированные предприятия продавались по существенно большим ценам. При продаже компаний «Сен-Гобен» и «Париба» государство получило 12 и 18 млрд. франков соответственно, тогда как приобретались они за 5 и 6 млрд.

Таким образом, Франция добилась сохранения структуры экономики и производственного потенциала индустрии с большой добавочной стоимостью. Полученные от приватизаций деньги правительство направляло не только на сокращение дефицита бюджета, но и на развитие тех отраслей и предприятий, которые остались в госсобственности.

Сложно, но не невозможно

Трудности, которые возникли во французской экономике в разные периоды, вполне сопоставимы с проблемами, которые существуют в экономике Украины. Конечно, говорить о воплощении подобных стратегий в нынешних условиях очень сложно. Во-первых, нам никто не собирается предоставлять ни материальную, ни технологическую помощь. Во-вторых, внешние игроки откровенно не заинтересованы в возрождении Украины как страны с мощной индустрией. В-третьих, наша экономика утратила традиционные рынки сбыта продукции с высокой добавочной стоимостью и их возвращение или же завоевание новых требует колоссальных усилий.

Впрочем, не смотря на множество негативных факторов, перспективность данного курса не нужно не игнорировать из-за больших препятствий на пути его реализации. Ведь если так много обстоятельств вопреки этому варианту, возможно, он вполне успешен. Следуя по пути наименьшего сопротивления, не всегда удается достичь положительного результата.       


Загрузка...

Охрименко: крупной приватизации до выборов не будет

Формальная ликвидация госпредприятий не будет означать их ликвидации фактической

Опять в частные руки: Приватбанк продадут в 2021 году

Исполнение пятилетней стратегии развития Приватбанка завершится его приватизацией в...

Приватизация сознательная и беспощадная

18 января Верховная Рада приняла закон «О приватизации государственного...

Эксперт: закон о приватизации – большой распил...

Сложности у приватизаторов не только финансового, но и временного характера.

ФГИ готовит «Турбоатом» к приватизации

Чистая прибыль предприятия в 2018 г. должна составить более 763 млн грн

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка