Проблемы законодательной и исполнительной власти в Украине

26 Мая 2020 1 4.9

На момент распада СССР Украина по уровню своего развития входила в десятку индустриально развитых стран мира и занимала шестое место в Европе. К  2020 г. Украина превратилась в одну из беднейших стран Европы.

За период с 1991 по 2020 гг. в нашей стране произошла деиндустриализация, которая привела к спаду промышленного производства, ликвидации многих промышленных предприятий и заводов. В 2018 г. уровень ВВП составлял только 62,7% от уровня 1991 г., принятого за 100%. За период с 1992  по 2020 гг. численность населения сократилась – только по официальным данным – на 10,3 млн. человек.

Почему Украина из развитой страны превратилась в «банановую» республику, управляемую извне? Это, прежде всего, ложный политический курс, направленный на разрушение государственных структур в угоду частным компаниям (рыночная экономика), приведший к построению олигархического государства; разрыв экономических связей и конфронтация с Российской Федерацией.

Кроме того, одной из причин столь бедственного положения является то, что в стране очень слабый контроль за качеством законов, принимаемых  высшим органом законодательной власти. Между тем законы могут принести не только пользу, но иногда и вред государству. 

Законы, принимаемые ВР, подписываются президентом и вступают в силу. При этом отсутствует законодательный орган, который бы анализировал и одобрял законы перед их подписанием президентом. Таким органом во многих странах является верхняя палата парламента.

Проблемой является и то, что партии в период избирательной кампании обещают избирателям золотые горы, а придя к власти, моментально забывают о своих обещаниях. Современная законодательная власть в лице монобольшинства партии «Слуга народа» (СН) в ВР не стала исключением. 

Президент Зеленский, пришедший к власти на волне критики Порошенко, обещал завершить войну на востоке страны, Однако уже истек год президентства, а окончания войны пока не видно. СН на выборах обещала проводить референдумы по основным, значимым для общества вопросам. Свое обещание СН также не выполняет. Это хорошо видно на примере закона, разрешающего продажу земли. А ведь по опросам более 70% населения выступали против продажи земли.  

Но вопреки мнению большинства населения, без референдума СН, пользуясь карантином, когда нельзя проводить массовые  собрания и протесты, ночью, при поддержке партий Порошенко и  Вакарчука приняла антинародный закон, позволяющий продавать украинскую землю.

Это происходит на фоне приближающегося всемирного экономического кризиса, когда стоимость земли будет минимальна. Продажа земли в этих условиях будет просто преступлением.

Объяснение такой спешки в принятии закона о продаже земли необходимостью получения кредита от МВФ не выдерживает критики. Так как страна до конца года по долгам должна выплатить около 10 млрд. долл.,  из них только МВФ –1,5 млрд. А обещанный кредит составляет не 10 млрд., как говорил президент, а по последней информации – всего 5 млрд. Первый транш от МВФ может составить 1,9 млрд. долл. Деньги, полученные от МВФ, пойдут не на развитие экономики, а только на сохранение платежного баланса и поддержку бюджета.

 Т.е. новый кредит не спасет экономику Украины, а еще больше усугубит ее зависимость от МВФ и внешнего управления. Поэтому возникает сомнение в бескорыстности депутатов, проголосовавших за этот закон.   

Попытаемся понять, почему вновь избранные народные депутаты так легко забывают свои обещания и голосуют вопреки воле народа, и что надо сделать, чтобы этому препятствовать. 

Во-первых, депутаты не несут  юридической ответственности за принятие законов, в т.ч. за принятие законов, которые могут нанести ущерб (вред) своему государству. Согласно Конституции Украины ст. 80 «Народні депутати України не несуть юридичної відповідальності за результати голосування або висловлювання у парламенті та його органах, за винятком відповідальності за образу чи наклеп».

Также депутаты не несут ответственности за невыполнение предвыборных обещаний. Когда писалась Конституция Украины, ее авторы и не предполагали, что народные избранники могут так легко пренебрегать интересами государства во имя свои личных амбиций и собственных интересов. 

Во-вторых, депутаты, прошедшие в ВР, реально зависят от избирателей только на новых выборах.

В-третьих, уровень профессиональной подготовки депутатов очень невысок. Состав депутатов ВР IX созыва обновился на 80%, средний возраст депутатов 40 лет. Т.е. неопытные, молодые депутаты в тяжелых, кризисных условиях не смогли выработать правильные решения и продолжают ложный курс своих предшественников.

На выборах в ВР  2019 г. в обществе был большой запрос на новые лица в парламенте, однако, как показало время, не всегда новые лица лучше старых, и в парламент попало много безответственных и малосведущих в политике людей.  

Кроме того, злую шутку над избирателями сыграл положительный сценический образ Владимира Зеленского в роли Голобородько, борца за интересы народа. В жизни произошло все не так, как в кино. Оказалось, что молодая команда служит  МВФ, а не народу, который  их избрал. Может, МВФ отвел нашему президенту роль сродни главному герою из  французского кинофильма «Разиня» – Антуана Марешаля, не понимающего, какие бесценные сокровища (национальные богатства) он может передать в чужие руки?

В-четвертых, требования ст. 103 Конституции Украины к кандидату в президенты: “…Президентом України може бути обраний громадянин України, який досяг тридцяти п'яти років, має право голосу, проживає в Україні протягом десяти останніх перед днем виборів років та володіє державною мовою”, являются явно недостаточными. В этой статье ничего не сказано об образовании кандидата в президенты, о его профессиональной подготовке и деятельности.

Большой проблемой исполнительной власти в настоящее время является отсутствие профессионалов на высших государственных постах, что признал президент, заявив о кадровом голоде в стране.

Одним из существенных недостатков системы исполнительной власти является назначение на должности министров либо преимущественно членов партии, которая победила на выборах, либо иностранцев. Зачастую они не являются профессионалами, и их деятельность на таких высоких должностях приводит ко многим негативным последствиям, при полной их безнаказанности.

Если существует нехватка  специалистов, то целесообразно использовать те кадры, которые себя уже хорошо проявили. Например, если министр успешно справлялся с работой в министерстве, но ранее был назначен по квоте другой партии, то зачем его менять на непрофессионала, но принадлежавшего к победившей партии?

Или при отсутствии в победившей партии подходящих кандидатов на должности министров почему бы эти должности не заполнить профессионалами из партий оппозиции?

Ярким примером отрицательной деятельности Кабинета Министров является ликвидация СЭС, начатая премьер-министром Арсением Яценюком и завершенная при участии Ульяны Супрун. А также разрушение системы здравоохранения, осуществленной Супрун под видом ее реформирования. Теперь, когда пришла пандемия  COVID-19, спохватились и только сейчас будут пытаться возродить уничтоженную СЭС. Как говорится, ломать – не строить.

Все приведенное выше свидетельствует о глубоком кризисе системы законодательной и исполнительной  власти.  

Какие же пути выхода из кризиса системы законодательной власти? Прежде всего – внесение в Конституцию ряда изменений, связанных с введением юридической ответственности народных депутатов за принятые законы, которые повлекли за собой ущерб для государства. А именно, надо скорректировать ст. 80 Конституции в части юридической ответственности депутатов: «Народні депутати України не несуть юридичної відповідальності за результати голосування або висловлювання у парламенті та його органах, за винятком відповідальності за образу чи наклеп, або за голосування за закони, впровадження яких  завдали збитки державі».

Кроме того, увеличить возраст с народного депутата, с которого он может быть избран в ВР, с 21 года до 25 лет. Второе предложение в ст.76 Конституции предлагается изложить как: «…Народним депутатом України може бути обрано громадянина України, який на день виборів досяг двадцяти п’яти  років, має право голосу і проживає в Україні протягом останніх п’яти років та має вищу освіту».

В ст. 103 Конституции (требования к кандидату в президенты) предлагаю внести следующее изменение: «…Президентом України може бути обраний громадянин України, який досяг п'ятдесяти років, має право голосу, проживає в Україні протягом десяти останніх перед днем виборів років та володіє державною мовою, має вищу освіту та досвід роботи в державних органах». К пятидесяти годам человек достигает настоящей зрелости и приобретает большой жизненный опыт. Кроме того, будущий президент  должен обязательно иметь высшее образование и опыт работы в государственных органах власти.

Выходу из кризиса системы государственного управления мог бы послужить переход от однопалатного к двухпалатному парламенту. Следует отметить, что в большинстве стран существуют двухпалатные парламенты. Наличие двухпалатного парламента стабилизирует работу законодательной ветви власти.    

Как правило, верхняя палата парламента изучает и утверждает законы, принятые нижней палатой. Нижняя палата формируется депутатами от партий на основе прямых выборов. В верхнюю палату входят депутаты, избранные от регионов, и депутаты, назначенные президентом. Выборы в верхнюю и нижнюю палаты происходят в разное время, что обеспечивает стабильность работы парламента. Депутаты верхнего парламента избираются на более длительный срок, чем нижнего. 

Например, если бы в Украине был двухпалатный парламент, то закон о продаже земли мог бы быть заблокирован верхней палатой: депутаты верхней палаты, как более умудренные и опытные, могли бы подсказать молодым и горячим депутатам нижней палаты, что украинскую землю (лучшие в мире черноземы) в условиях кризиса продавать нельзя.

Поскольку Украина является парламентско-президентской республикой, то целесообразно было бы уменьшить влияние президента на законодательную и исполнительную ветви власти, оставив ему только представительские функции. Основную нагрузку по госуправлению желательно возложить на премьер-министра, как это осуществляется в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Германия, Израиль, Канада, Швеция. При этом премьер-министром становился бы лидер партии, победившей на выборах, а президента выбирал бы парламент. Возможно, это было бы  идеальным вариантом для Украины. Это могло бы устранить трения между парламентом и президентом, а также способствовало бы стабильному развитию государства.

 Затронутые в статье темы отражают только верхний пласт существующих проблем в сфере государственного управления, на самом деле их значительно больше, и они требуют в перспективе своего решения. От решения указанных проблем во многом будет зависеть, станет ли Украина действительно независимой и успешной страной.

Кто реально правит миром?

Подавляющее большинство украинских граждан, как и многие люди в мире, с большим...

Три года и один час

апелляционный административный суд г. Киева поддержал апелляцию Украинского...

О шансах вернуть Крым военным путем

Успешное завершение операции по возврату полуострова может стать реальностью, когда в...

Реальные поражения в «странных» и «ненастоящих»...

Новые инициативы относительно тотальной приватизации предприятий, находящихся в...

Что не так с неграми и с нами?

Мы с омерзением смотрим на негритянский бунт в США и не замечаем, что это зеркальное...

Ненависть деструктивна

Древнекитайскому мыслителю Конфуцию, учение которого оказало глубокое влияние на...

Западная цивилизация и её последствия

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому...

Почему не состоялась операция «Немыслимое»

Есть исторические даты, которые мы отмечаем с воодушевлением, например, День Победы....

Украина в системе современной геополитики

Украина по своей сути, исходя из интересов глобальных игроков, обречена на зависимость...

Храм уединённого размышления

Наша распрекрасная действительность, тем паче в условиях  способствующей...

Стратегия по возвращению Крыма – реальность или...

В последнее время в СМИ появились публикации о том, что в Киеве разрабатывается...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Аналитик
02 Июня 2020, Аналитик

Бесполезно видеть причины бедственного положения Украины в следствиях. Сначала надо обеспечить грамотное исполнение тех законов, что есть. В хороших руках и тупой нож послужит. Плохие руки и хорошо отточенным только порежутся. Причиной принятия непрофессиональных решений на высшем уровне, которые привели к деградации экономики, явилась деградация элиты государства. Интеллект прорывшихся во власть недалеких умом, но наглых по характеру выскочек не достаточен для принятия государственных решений. Да и цели у них далеко не государственного масштаба. Потому для удержания власти они вынуждены использовать такие грязные средства, как межнациональная и межконфессиональная вражда. Для более продвинутых используют клевету и люстрацию. И, наконец, принуждение и террор для тех, на кого не действуют другие методы. В результате произошло неизбежное - распад государства на враждующие группировки. О какой экономике можно говорить в такой стране? Потеря территорий, превращение в «банановую» республику - это следствие. И оно не будет остановлено, пока в стране не образуется новое здоровое ядро из неравнодушных за судьбу страны граждан. В пчелином улье этот процесс называется роением. Если матка не убьет соперницу, улей разделится на два роя. В нашем государстве уже два таких отделились: Крым и Донбасс. Процесс продолжается. Потому рассуждать о законодательной и исполнительной власти пока бесполезно. Сначала в Украине элита должна быть вычищена от революционеров, которые стали ими ради обогащения. Так это сделал Сталин в своё время. И был прав.

- 1 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка