Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Дэвид МАРПЛС: "Поздравляю тебя, Украина"

Семь футов под килем! 25 июня – Международный день моряка

14 Июня 2019 5

Какое мальчишеское сердце не затрепещет при этом извечном девизе самой романтичной профессии? Тем паче живя вдоль пусть и рукотворного, но таки настоящего моря -- Каховского. Увы, для здешних ребятишек, несмотря на повсеместное наличие причалов, нет никаких условий для осуществления мореходной мечты: на южном побережье «Каховки» имеется едва ли не единственный Клуб юных моряков, оснащенный учебным судном, -- в Энергодаре…

Как испытать себя?

Что может быть притягательнее для юношества, чем карабкаться на мачту, захлебываясь горько-соленым ветром дальних странствий, каждодневно ощущать под ногами тревожную зыбкость волнующейся стихии и со щемящей радостью открывать на горизонте неизведанные острова! Скольких приднепровских подростков, бездарно убивающих время в пустоголовых «тусовках», на дискотечных «бацалках» и за игровыми автоматами, удалось бы уберечь от тлетворного влияния так называемой массовой культуры. В конечном счете -- от нарастающей душевной пустоты…

Искренне завидую энергодарским кюмовцам, имеющим возможность еще до окончания школы под руководством опытных профессионалов проверить на зрелость свои наметки жизненного призвания. Мне же посчастливилось осуществить такую «пробу» лишь в весьма зрелом возрасте, набив немало болезненных шишек и истратив уйму времени, пригодного для более рационального использования. Помнится, как едва не погиб, устроив себе перед выходом в море испытание «на крепость духа», в одиночку подавшись на отвесную скалу около Находки. Вскарабкавшись на добрую сотню метров, уперся в выступавший «козырек»: ни вверх, ни вниз -- руки будто одеревенели от усталости! Едва успокоившись, к счастью, заметил обходной вариант пути к вершине. После такого стресса любая мачта уже казалась сущим пустяком… Но, ей-ей, врагу не пожелаю подобного экзамена на профпригодность!

И все же затраченные усилия окупаются сторицей. Особенно в рейсе в экваториальную зону Мирового океана, где дневное небо завораживает немыслимой голубизной, а ночью – сродни перевернутому колодцу: такое же бездонно устрашающее и одновременно властно манящее. Слепящими молниями врываются из мрака мирозданья вселенские бродяги-метеориты, чтобы через мгновение ярко сгореть в собственном пламени. И каждая такая «путешествующая» звездочка, по флотским поверьям, гасит на земле чью-то жизнь, рождая в океанских глубинах новую…

В безбрежье тропических вод, потрясающую экзотику коралловых островов, простодушных и чистосердечных полинезийцев влюбляешься сразу и на всю жизнь после прочтения южноморских рассказов Джека Лондона. Но когда удается собственными глазами увидеть сие чудо, а тем паче столкнуться с ним нос к носу, нередко оказываешься неприятно поражен незамеченными в райских кущах жуткими «колючками»…

Где безопаснее пляжничать?

Помнится, как нас, экспедиционников судна «Каллисто» Дальневосточного научного центра, наставляли корабельные «арендаторы» -- биологи, занимавшиеся изучением кораллов в бассейне Тихого океана. Мол, внимательно смотрите под ноги, когда ступаете на берег: в изумрудном буйстве трав и кустарников водится бездна опаснейших рептилий, а в воде -- морских змей, от яда которых нет спасительной сыворотки. Даже возле самого берега на мелководье ежесекундно рискуете столкнуться с острозубой муреной и еще более агрессивной барракудой (морской щукой). Многолучевая звезда болезненно жалит шипами. А на удивление красивого конусоподобного моллюска следует обходить десятой дорогой: его токсины убивают человека за несколько минут.

Если же вам «пофартило» наступить на морского ежа, молитесь, чтобы не охрометь на всю жизнь. Электрический скат мигом поставит под напряжение в сотню-другую вольт. В случае же появления рядом махонькой, прозрачной медузы-крестовика, немедля плывите прочь, ибо от ее прикосновения через четверть часа опять-таки гарантированно загремите на тот свет. Рыбам тоже нет веры -- половина из них в большей или меньшей мере ядовиты. Но самой нежелательной, по мнению консультантов, является встреча с акулой, особенно большой белой, мако, тигровой, песчаной, бычьей, голубой, морской лисицей и акулой-молотом. Их поведение совершенно непредсказуемо, но всегда грозит неожиданным и губительным по последствиям нападением. Потенциально же опасна для человека акула любого вида размером более метра, кроме разве что «нашего» катрана (посему на черноморских и азовских пляжах можно купаться безбоязненно, чего не скажешь о средиземноморских).

В воде береги… пятки

Обрати внимание, уважаемый покоритель Южных морей, на устрашающую пасть атакующей хищницы: острые, как иглы, загнутые вовнутрь зубы в несколько рядов не оставляют жертве ни малейшего шанса на спасение! Невольно на ум приходит нашумевший бестселлер об акуле-людоеде Питера Бенчли «Челюсти» и его многочисленные киновариации-страшилки. Поверьте: реальность не намного уступает художественному вымыслу. Ведь даже отделавшись «только» увечьем, подвергшийся такому нападению пловец рискует погибнуть от заражения крови из-за гнездящихся в пасти монстра гемолитических стафилококков.

Воистину идеальный убийца. Доныне, несмотря на многочисленные исследования, не найдено надежного средства, гарантирующего его «нейтралитет». Единственно, что можно посоветовать морякам, водолазам и туристам, желающим понырять в тропиках, а тем паче терпящим кораблекрушение, -- избегать на себе блестящих предметов и ярких красок (особенно желтой и алой). Оптимальный цвет -- черный (акваланга, костюма, маски и даже ласт). Что наглядно демонстрировали нам темнокожие островитяне, перед рыбной охотой с острогой тщательно натирающие черной краской свои более светлые… ступни ног.

Безусловно, и до того был немало наслышан о каннибальских наклонностях «тигров» моря. В частности, о том, что из полутора тысяч американских моряков и пассажиров, оказавшихся в воде после торпедирования японской субмариной транспортного судна «Кейп Сан-Хуан» в годы Второй мировой войны, две трети… разорвали акулы. Ошалевшие от крови фурии не только набрасывались на плавающих, но даже стаскивали сидящих на спасательных плотах! Когда эта немыслимая картина открылась пришедшему на выручку экипажу сухогруза «Эдвин Мередит», немало даже бывалых мореходов поседело от всего увиденного…

Акула «клюет» на испуг

Первые свои седины и автор этих строк получил после, к счастью, «бесконтактного» рандеву с песчаной акулой во время «подсобного промысла» -- собирания на дне одного из атоллов архипелага Луизиада возле Австралии разнообразных придонных экзотов.

Как и заведено в подобных случаях, плавать разрешалось лишь поблизости корабельного бота, на котором несколько человек пристально следили за гладью лагуны. В случае опасности (удары веслом по воде) все пловцы обязаны были немедля возвращаться. Однако потрясающий калейдоскоп красок и форм подводного царства настолько захватил нас с напарником, что и не заметили, как оказались в двух сотнях метров от «базы».

Вдруг какое-то тревожное предчувствие подтолкнуло меня, подав знак товарищу, повернуть назад. Разглядывая безмятежно успокоительный рифовый мир, мы неспешно поплыли к боту и были весьма удивлены, увидев на нем всех «добытчиков», гулко плескавших веслами и призывно размахивавших руками. Лишь недовольно перевалившись через борт, поняли причину всеобщего переполоха: метрах в пяти мелькнул здоровенный акулий плавник, сделал крутой вираж за корму и исчез в глубине.

Коллеги поведали, что убийственный «эскорт» уже давно следовал за нами, но не нападал: то ли еще не убедился в съедобности объектов своего внимания, то ли, что вероятнее, не встретил с нашей стороны признаков боязни (как и любой хищник, акула атакует прежде всего перепуганную жертву). Потом нередко приходила леденящая кровь мысль: чем бы это кончилось, оглянись мы тогда…

И все-таки, несмотря на неприятные издержки, Большая Вода неодолимо притягивает к себе, составляя более двух третей площади нашей планеты. Неслучайно знаменитый океанограф, изобретатель акваланга Жак-Ив Кусто предложил называть Землю Планетой Океан. Ведь он «таинственен и не изучен, подобно обратной стороне Луны». Какое благодатное поле для самореализации творческих поисков у пытливых и неравнодушных к величию «мокрой» стихии сердец! Невольно вспоминается сладостный мотив популярнейшей хилевской песни-призыва моей юности, ставшей путеводной звездой к корабельному братству для множества сверстников: «Ах море, море -- волна под облака! Ах море, море -- не может жить, не может жить без моряка!»

Испарилось… пароходство

К сожалению, суровая проза отечественного «возрождения» напрочь развеивает романтические грезы: оказалось, что море очень даже может -- без нашего, украинского моряка…

Посудите сами: если к началу девяностых годов доля украинского торгового флота в мировом составляла один процент (25-е место), то почти через три десятилетия «независимо-демократического» плавания она откатилась аж под восьмидесятую позицию за счет «усыхания» общего дедвейта судов в добрых полтора десятка раз…

Причина? Разгосударствление всего и вся, более смахивающее на беспардонное, безнаказанное разворовывание! Что особенно наглядно прослеживается на трагической участи крупнейшего в Европе пароходства -- Черноморского, растаявшего, словно утренний туман…

А все «благодаря» решению украинского руководства во избежание, видите ли, простоя судов передать плавсредства ЧМП офшорным компаниям. С общеизвестным результатом. Поражает скорость «опускания» ЧМП: почти 400 млн долларов США чистой ежегодной прибыли только за год «коммерциализации» упали до 170 млн «баксов»… задолженности по кредитам! Вот и разлетелась по всему миру гордость отечественного мореходства -- в уплату за долги, при распродаже на торгах.

Наказание понес лишь один «реформатор» -- бывший руководитель пароходства, преобразованного в концерн «Бласко», Павел Кудюкин. Отсидев половину положенного срока, уже через пять лет (в 2000 г.) был освобожден «по состоянию здоровья». Да еще и попав под амнистию. Не за молчание ли по части вышестоящих подельников? В общем, концы в воду…

Урок не впрок

О сознательности катастрофических для морского статуса Украины действий родимых «керманычей» свидетельствует еще «домайданное» интервью Леонида Кравчука «2000» от 28.12.2012 г. Там он без обиняков заявил, что Черноморский торговый флот нашему государству не нужен. Ибо, видите ли, обслуживал весь бывший СССР, а мы, украинцы, люди маленькие, удовлетворимся сущей безделицей. И вообще, ТФ должен-де принадлежать частным компаниям. Если те захотят, сами восстановят корабельное дело. А коли не соизволят?..

Для всего же народа морская торговля, составляющая львиную долю мировой, жизненно важна! Такова истинная цена показушного патриотизма «гиганта мысли и отца украинской демократии», до сих пор не сходящего с телеэкранов, с важным видом поучающего «маленьких украинцев», как им жить. Несчастна страна, у которой такие учителя-наставники. Когда же сделаем выводы?

загрузка...

Загрузка...

Кравчук назвал несколько «первых симптомов»...

«Я верю, что война завершится теперь быстро», — заявил он

Країна «У» – время, место, имя

В Украине две Конституции, в Великобритании ни одной. Кому от этого хуже? Будь в Украине...

Кравчук: негатив в адрес Зеленского – неуважение к...

Первый Президент Украины отметил, что, будучи лично знаком с победителем выборов,...

«Это стыд и позор»: Кравчук пожаловался, что получает...

Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук пожаловался на то, что у него нет...

Загрузка...

Украина после выборов

Хотя после президентских и внеочередных парламентских выборов в Украине прошло...

Великие нации должны жить вместе

Пока президент Зеленский принимал в Киеве как бы друга из Израиля, Путин слетал к...

Два взгляда на историю Украины

В этом году исполняется 80 лет с начала Второй мировой войны и 75 лет со дня освобождения...

За изотермой января

В большинстве успешных стран мера социализма такова, что вполне можно говорить о них...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка