И всё-таки она вертится

04 Января 2015 4.5

В интервью газете Le Soir председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнке заявил о том, что финансирование создания нового европейского фонда стратегических инвестиций является непосильным для нынешнего бюджета Евросоюза. Юнке объяснил решение просто: «У нас нет необходимых нам денег, и мы не можем расходовать средства, которых у нас нет».

26 ноября Жан-Клод Юнке представил на рассмотрение Европарламента инвестиционную программу на 300 млрд. евро. В своём выступлении перед депутатами он указал на отставание Европы в сфере инноваций на 15-20%. Таким образом, инвестиционная программа должна была аккумулировать свободные средства и максимизировать эффект от их вложения в сферу инноваций.

Вся инвестиционная программа, по словам Юнке, строилась на трёх элементах. Первый - это новый европейский фонд стратегических инвестиций. Стартовый капитал фонда должен был составить 21 миллиард евро. Предполагалось, что 5 из них будут выделены Европейским инвестиционным банком, а 16 миллиардов планировалось получить из бюджета Евросоюза. Причём из названных 16 миллиардов, лишь половина является реальным финансированием. Вторая же часть – гарантии.

Планы на этот фонд были действительно амбициозными. Коэффициент привлечения инвестиций рассчитывался как 15х. Это означает, что вложенные Еврокомиссией 16 млрд должны были бы превратиться в 240. Эти деньги планировалось вернуть в реальную экономику стран ЕС. А Европейский банк вложенные свои 5 млрд намеревался вернуть в виде 75 млрд, чтобы затем направить их на цели малого и среднего бизнеса.

Вторым элементом инвестиционной программы предполагалось сделать систему генерации проектов. Она должна был представлять собой аналитическую проектную группу на основе своих умозаключений распоряжавшуюся имеющимися средствами. Роль экспертов, обладающих необходимым опытом и знаниями, была поставлена во главу угла возможных выгод для ЕС.

Третьей частью предложенной программы должна была стать дорожная карта, предполагающая шаги по увеличению инвестиционной привлекательности Европы. Причём в рамках этой карты планировалась не только финансовая поддержка заинтересованных инвесторов, но и пересмотр правил вступления на европейские рынки.

Уже тогда, 26 ноября, аналитики посчитали ожидания Евросоюза от предложенной программы несколько завышенными. И тем не менее прошло прилично времени, прежде чем председатель Еврокомиссии признал, что для столь амбициозных планов у Брюсселя попросту нет денег.

Отклонение инициативы, столь выгодной на первый взгляд, совершенно не обязательно связано с пресловутой европейской скупостью или скептицизмом. Общее положение дел на финансовых фронтах объединённой Европы если и не провальное, то уж точно не выигрышное.

Так называемый долгосрочный европейский бюджет формируется на несколько лет. Самый актуальный из них – бюджет на 2014-2020 года. Помимо этого, на каждый финансовый год формируется уточнённый бюджет.

Источников финансирования, формирующих доходную часть бюджета, не так уж и много. Прежде всего, таможенные сборы, сельскохозяйственные пошлины от проданных странами ЕС товаров. Второй источник – ресурсы от НДС. Они формируются на основе установления процентной ставки НДС для каждой страны-члена ЕС. Третий – отчисления стран на основании их валового национального продукта. Причём последние взимаются только в том случае, если невозможно покрыть расходы за счет других поступлений в бюджет.

К другим источникам доходов бюджета относятся взносы третьих стран в программы Сообщества, возврат средств, выделенных в качестве грантов Сообщества, которые не были использованы по назначению, прибыль от просроченных платежей, а также балансы предыдущих годов, вычеты из вознаграждений сотрудников институтов ЕС.

На 2014 год Евросоюзом был запланирован бюджет, предусматривающий 142,6 млрд евро поступлений и 135,5 млрд евро выплат.

При указанных денежных резервах представителям Евросоюза было бы неуместно жаловаться на недостаток средств. Общий бюджет ЕС составляет меньше 1% стран-участниц союза. Кроме того, в случае недофинансирования таможенными пошлинами и взысканиями по НДС, Еврокомиссия может назначить пополнение бюджета средствами от дополнительных взносов. Однако при этом Жан-Клод Юнкер всё же опасается реализовывать им же предложенную программу, дополняя свой отказ словами: «У нас нет необходимых нам денег, и мы не можем расходовать средства, которых у нас нет».

Одним из возможных объяснений могла бы стать попытка Евросоюза создать резервный фонд на случай бюджетной «дыры». Подобная ситуация возникла в 2013 году и закрывалась она за счёт бюджета-2014. В любом случае, подобная перестраховка была бы уместной, поскольку аналитики еще не представили точных данных о потерях европейской экономики от такого, казалось бы, слабого фактора, как российские санкции.

Есть лишь первичная информация. К примеру, на официальном сайте Евросоюза размещена информация о снижении европейского экспорта на 5,1 млрд. евро. Помимо прямых потерь от недополученных пошлин, Евросоюз рассчитывает на 155 миллионов евро дополнительных расходов. Эти деньги должны направиться на поддержку пострадавших секторов экономики.

Существуют также эффекты, способные оказать влияние на европейскую экономику косвенным способом, либо через определённый временной промежуток. К таковым относится непосредственный ущерб странам ЕС. Впоследствии он скажется на совокупном НДС, от которого рассчитываются взносы в бюджет Евросоюза.

К примеру, на том же сайте размещена информация о том, что потери Литвы составят 922 млн. евро. Для страны с населением менее 3 млн. человек это весьма ощутимо. Далее следует Польша, чей ущерб будет исчисляться в 840 млн. евро. Затем перечислены Германия (589 млн. евро), Голландия (503 млн.), Дания (341 млн.), Испания (326 млн.), Бельгия (281 млн.) и Финляндия (273 млн.).

Третий механизм, подтачивающий экономику ЕС – это невывезенная в Россию «лишняя» продукция. Понижая цены на отечественных рынках, нераспроданные товары снижают прибыльность функционирования целых отраслей.

По мнению экспертов, экономика Евросоюза может потерять в общей сложности от своих санкций против России от российских контрмер до 1 трлн. евро.

Уместным будет предположение о том, что отказ от инвестиционной программы свидетельствует, как минимум, о действенности санкций. Безусловно, нанести ощутимый урон европейской экономической машине очень сложно. Но заставить её жить не на привычную широкую ногу вполне возможно. Истоки этого мы сейчас и наблюдаем.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...

Сергей Толстов: Усталость от двоевластия

Президент не может практически ничего, кроме четкого формулирования собственной...

Добрая воля VS упорствo

Зеленский должен предложить собственный план мирного урегулирования, учитывающий...

Тимошенко: «нормандский формат» окончен

Политик сделала заявление в связи с возвратом России в ПАСЕ

ПАСЕ: Россия может возвращаться

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию об изменении санкционного...

Путин продлил ответные продовольственные санкции

Продэмбарго будет действовать до конца 2020 года

Загрузка...

Они не подведут - гарантирую!

Мой выбор - "Европейская солидарность" - и вот почему:

Что убило Тымчука

Неожиданная и бессмысленная смерть журналиста Дмитрия Тымчука породила неизбежные...

Запад слил Молдавию и сольёт Украину?

Известный украинский журналист Виталий Портников считает, что Россия, США и Евросоюз...

Немногим, которым обязаны многие

Врачеватели наших тел и целители наших душ - будьте счастливы!

Дубина демократии

«Мы не соблюдаем договоров. Мы пренебрегаем международными судами. По собственному...

Награждённый ФСБ

Назначение Владислава Бухарева новым главой Службы внешней разведки Украины - очень...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка