Музей как атрибут «имперского» города

08 Апреля 2018 4.4

Более чем в ста десяти «культурных» городах мира, по данным специального отчета «Посещаемости выставок и музеев 2016», составленного The Art Newspaper, расположены ведущие сто музеев мира и чуть более двухсот выставочных площадок, которые посетили почти триста миллионов человек. Более трёх четвертей из указанных городов находятся в «западном» мире. К слову, количество посетивших музеи более чем в полтора раза превышает количество посетивших выставки.

По результатам отчета, установлены города, являющиеся лидерами по сосредоточению мировых музеев и популярных выставок, различия, связанные с преобладанием в городах музеев или выставок и другие некоторые особенности, а также динамика развития музейных городов.

Согласно количеству посетителей музеев и выставок, находящихся в пределах одного города, лидерами среди :

  • «музейных городов» являются Лондон, Париж, Сеул, Ватикан и Мадрид;
  • «выставочных городов» - Нью-Йорк, Бильбао и Иерусалим.

 

Города подразделены на следующие типы:

  • мировые или региональные центры, столицы бывших империй, которые сосредоточили у себя богатство народов и стран, входящих в свое время в орбиту их империи. В качестве примера к последним отнесу - Лондон, Париж, Мадрид и прочие;
  • города, находящиеся на территории современной империи - Нью-Йорк, Вашингтон, Лос-Анжелес и прочие;
  • города, входящие в орбиту влияния новой империи, напрямую или посредством других, более приближенных, городов – Мельбурн, Торонто и прочие;
  • плеяда городов периода эпох возрождения, реформации и просвещения (трех «дверей», которые необходимо открыть, чтобы попасть в мир «модерна») – Амстердам, Флоренция и Венеция;
  • дома-усадьбы – Фигерес;
  • сетевые музейные города – Бильбао;
  • религиозные центры – Ватикан;
  • культурные центры, функционирующие благодаря финансовым учреждениям, и по факту распространяются на города иберийской Америки - Сан-Паулу, Рио де Жанейро, Барселона.

 

В заключении дополнительно остановлюсь на «взаимоотношениях» между музеями и столицами государств - бывших империй.

Термин империя применяется мною не в политическом, военном, экономическом контексте, а, исключительно, в отношении культурного наследия и мест его демонстрации – музеев и выставок. Прошлыми поколениями в период расцвета своей цивилизации создавалось культурное наследие, которое передавалось своим потомкам как нечто ценное и почитаемое.

В эпоху нового времени началось появление централизованных государств - наций, что привело к колониальной экспансии и, как следствие, к возникновению империй.

Таким образом, когда государства в той или иной степени расширяют свои границы, культурные ценности, не меняя своего местонахождения, оказываются под юрисдикцией метрополии или в пределах другого государства. Учитывая ценность шедевров, «непроизвольно» начинается процесс перемещения их в метрополию, столицу «нового» государства. В случае распада, раздела или переформатирования империи, ценности, как правило, остаются в городах, в которых они находились до начала этого процесса. У этих городов, как правило, остаются силы, как минимум, на какое-то время, удержать у себя мировое культурное достояние.

После распада последней империи нового времени, меняющийся мир установил новые правила, при которых все имперские цели могут достигаться без захватов территорий и покорений народов, посредством политического, экономического и другого воздействия. В новейшее время, на мой взгляд, эти функции выполняет появившаяся современная империя - США.

Изменились условия правовых отношений между государствами и нациями, но не изменилась суть отношений. Новая империя создает условия для перемещения на свою территорию, в свои города материальных ценностей из территорий, подконтрольных своим сателлитам.

Таким образом, новейшая современная империя постепенно сосредотачивает в своих городах, в том числе и посредством политической, экономический власти, достояние всего человечества.

Империя начинает формировать новые правила, и что немаловажно, создавать новое искусство, привлекая к себе не только финансовые ресурсы сателлитов, но и культурное наследие, находящееся на их территории.

Удачным примером из прошлого, одной из демонстраций возможностей современной империи, являющейся наиболее цивилизованной, могут служить действия Парижа, связанные с покупкой королем Франциско I у родственников ученика Леонардо картины «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» в ходе экспедиции короля Франции в Италию в период начала расцвета французского возрождения.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...
Загрузка...

Что делать с плохими учителями

Как бывший учитель, давно усвоил: хуже плохих учеников – только плохие учителя

Показательный расстрел херсонского бизнесмена может...

Расстрел в центре города сначала криминального авторитета Игоря Быкова (Быня), а затем...

Мир будущего: горячие точки и глобальный...

Нет плохих или хороших стран. Есть сильные государства, действующие в своих интересах....

Блаженны стра́ны, руководимые священнослужителями

Не совсем ясно: если в стране так много верующих, кто же ее так безжалостно грабит?

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка