Опыты Монтеня

25 Августа 2019 3

                        Опыты М.  Монтеня

   «Совесть, как палач, терзает скрытым бичеванием» (лат.).

   Произведения Монтеня, мастера психологического анализа, замечательного писателя, жившего во  Франции в шестнадцатом веке, и сегодня обладают притягательной силой, являясь кладезем жизненной мудрости и тончайших наблюдений над тайнами человеческой души. Писатель был противником суеверий, фанатизма, любых проявлений жестокости.
   Искренность и глубина проникновения сделали произведение писателя одной из настольных книг людей на протяжении многих веков. Его  «Опыты» сохраняют непреходящее историческое, философское и эстетическое значение. Для привлечения внимания в наши дни, к насущной потребности  примеров описанных в «Философских воззрениях Монтеня», приведу несколько примеров с его «Опытов».

 Так Монтень в главе: О свободе совести, утверждает, что добрые намерения, если их приводить в исполнение не в меру усердно, толкают людей на весьма дурные дела. Подчеркивая при этом, что «нет зверя на свете страшнее для человека, чем человек», усвоившего презрение к жизни и делам человеческим. Так он обращает внимание на то обстоятельство, что «короли пользуются для разжигания гражданских раздоров – свободой совести».  «Таким образов, сняв с партий узду совести  и предоставив им беспрепятственно придерживаться их взглядов, значит сеять и распространять распри, значит способствовать умножению распрей в обществе, поскольку нет преград в виде законов, способных обуздывать и останавливать их.  (сегодня читай: «Скотыняк!») Но с другой стороны, сняв с партий узду и предоставив им свободно высказывать свои взгляды означает и усыпление, и расслабление, а главное притупление их воли в достижении желаемого» (Правда у дурака на языке?)

   Весьма остры рассуждения Монтеня в главе: Выгода одного – ущерб для другого.

«Купец наживается на мотовстве молодежи; земледелец – благодаря высокой  цене на хлеб, строитель – вследствие того, что здания приходят в упадок и разрушаются; судейские – на ссорах и тяжбах между людьми; священники обязаны своим почетом, и самой своей деятельностью нашей смерти и нашим порокам. Ни один врач, говорится в греческой комедии, не радуется здоровью даже близких своих друзей, ни один солдат - что его родная страна в мире со своими соседями. Покопайтесь каждый из нас хорошенько в себе, и обнаружите, что самые сокровенные желания возникают, по большей части, за счет кого-нибудь другого.» Как сказал другой классик – «…всегда хочется не то севрюги с хреном, не то кого ни будь ограбить»…  

   Не менее интересна и глава: О дурных средствах, служащих благим целям.  В этой главе Монтень исследует «изобилии дурных соков, ради предупреждения зла.» Так, «дабы разгрузить страну, отправляют за ее рубежи большое число семейств, в поисках мест, где они могли бы обосноваться за счет кого-либо другого.»  Автор подчеркивает при этом, что «болезни, которым подвержено наше тело наблюдаются также и у государств, а слабость толкает к необходимости пользоваться дурными средствами для достижения благой цели.»  « Ликург, добродетельнейший законодатель, придумал крайне безнравственный способ приучить свой народ к трезвости: он насильственно заставлял итолов, которые были рабами спартанцев, напиваться до полного отупения; делан он это ради того, чтобы при виде этих погибших в вине существ, спартанцев охватывал ужас перед проявлениями этого омерзительного порока.  Еще более жестко поступали в древности те, кто дозволял врачам кромсать заживо приговоренных к казни преступников, с тем чтобы эти врачи, наблюдая в естественном состоянии наши внутренности, совершенствовались в своем искусстве. То же самое нужно сказать и о римлянах, воспитывавших в народе призрение к смерти посредством потрясающих зрелищ бьющихся не на живот, а на смерть гладиаторов.

   Первоначально римляне пользовались для этих зрелищ только преступниками, но впоследствии стали выпускать на арену и ни в чем не повинных рабов, и граждан, продававших себя для этого, и сенаторов, и даже женщин. Странно, мы уже привыкли постоянно видеть в качестве участников наших войн многие тысячи чужеземцев, отдающих за деньги свою кровь, и саму жизнь в распрях, до которых им нет ни малейшего дела.» 

   «Опыты» Монтеня собранные в  искренних трех книгах, состоящих более чем из сотни глав, перекликаются с сегодняшней жизнью, зовут думать. Помыслим читая?...

                                                             

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.

Чем Майдан не Капитолий

Когда бессильна демократия, ее сменяет диктатура

Напутствие

Из записок бывшего директора еврейской школы

Бедные евреи

Из записок бывшего директора еврейской школы

Вам тоже нравится йогурт?

Из записок бывшего директора еврейской школы

- Встать! Суд идет! - Сесть! Суд ушли...

Патриоты любят читать чужие декларации, но не хотят писать свои

Пожар в публичном доме

Про махрового идиота и патриот-министра

Почему минский протест не завершится украинским...

Бездельники, шпана, дураки с инициативой и просто мерзавцы понимают только одно: закон...

Минск: украинский Майдан или китайский Тяньаньмэнь?

Перед белорусами гамлетовский вопрос, на который украинцы получили ответ после 2014

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка