Резиновый лебедь

14 Марта 2019 5

Нам пишут

Больно смотреть, во что превращают мой город. Несколько лет назад была мысль поставить заводик по переработке отработанных автопокрышек. Потом плавно перешел в другую область. Но знания, накопленные во время проработки темы, не дают сейчас покоя, когда я, став папашкой, гуляю с коляской, прохожу по двору, где везде натыкали старых колес, которые, нагреваясь на солнце уже сейчас издают неприятный запах. А что же будет летом? Ведь нам и нашим детям этим дышать, поэтому очень прошу поделиться опытом -- как с этим беспределом бороться?

Андрей БАТУШКИН, Киев

Представляете, какой ядовитой гадостью дышат эти малыши?

Старые автомобильные покрышки стали символом столицы. Они всюду. Из них делают клумбы, выкладывают заборчики детских площадок, умельцы вырезают из них причудливые скульптуры. Мало того, что нелепо выглядят, так еще и наносят огромный вред природной среде. 

Отработанные автомобильные покрышки не зря являются отходом четвертого класса опасности. При долгом воздействии на окружающую среду они наносят колоссальный вред. Кроме того, они обладают способностью к возгоранию, что может способствовать лесным и степным пожарам.

В их составе более 120 вреднейших химических веществ, многие из которых являются сильными канцерогенами. А самые опасные среди них с онкологической точки зрения -- N-нитрозамины, которые при разложении отработанных шин выделяются в воздух.

При контакте с водой происходит вымывание целого ряда токсичных органических соединений: 1-(3-метилфенил)-этанон, азулен, бензотиазол, 2-метилбензотиазол, N-(2,2-диметилпропил)-N-метилбензамин, бутилированный гидрокситолуол, диэтилфталат, 2-(метилтио)-бензотиазол, дифениламин, дибутилфталат, фенантрен.

Понятно, что утилизация одного колеса стоит недешево, владельцы АТП не могут найти на это денег, и поэтому им проще договориться с начальством ЖЭКов, чтобы те дали указания дворникам закопать в жилых дворах эти страшнейшие отходы под видом заборчиков. Вот и пестрят наши дворы старыми умершими колесами.

- Я сегодня насчитала более 300 покрышек на очень небольшой площадке во дворе, причем были и огромные тракторные и грузовые колеса, которые наиболее опасны в плане экологии, -- говорит Оксана, жительница столичного микрорайона Отрадный. -- Я и сама не хочу дышать этой гадостью, и уж тем более не хочу, чтобы моя малышка травилась.

- Еще 20 лет назад Международное агентство по изучению раковых заболеваний опубликовало монографию, в которой конкретными цифрами и фактами было доказано, что технологические процессы производства шин «поставляют» в окружающую среду, а значит, и в организмы работающих в этой отрасли большие дозы канцерогенных веществ, -- говорит доктор технических наук Олег Третьяков.

Первый канал канцерогенных выбросов связан с периодически закачиваемым в шины воздухом, ведь наружу он выходит -- и это для многих откровение -- «обогащенный» целым рядом вреднейших химических веществ (около 120). А самые опасные среди них с онкологической точки зрения -- N-нитрозамины. Эти летучие вещества выделяются тем интенсивнее, чем горячее шины (например, при езде на автомобиле), к тому же этот газ тяжелее воздуха, а потому не «улетает» в высокие слои атмосферы, а скапливается у поверхности земли, на уровне верхних дыхательных путей человека.

Второй канал -- шинная пыль (частицы размером от единиц до нескольких десятков микрон), в которую в процессе износа превращается 20-25% всей массы автопокрышек. Такие микрокусочки постоянно отрываются от поверхности шин при движении. И ладно бы, если они сразу оседали на землю (что тоже, конечно, вредно, в частности, для почвы, растительности). Но все дело в том, что турбулентные потоки от мчащихся автомобилей вздымают подобную взвесь, и ветер относит ее в сторону от автотрасс. А ведь в ней, всего в одном кубическом сантиметре, как показали последние исследования, содержится от четырех до семи тысяч частиц шинной пыли, 60% которых способны проникать в легкие. Они «засасываются» через опущенные стекла в салоны автомобилей, пассажирских автобусов, через открытые окна -- в стоящие вдоль дорог здания.

В шинной же пыли присутствует не менее вредный, чем N-нитрозамины, но уже «твердый» канцероген -- бензпирен. А он, между прочим, обладает абсорбционными свойствами, то есть, весьма «прилипчив», а значит, в конце концов, может легко попасть вместе с пищей в наши с вами желудки. Кроме того, в момент отрыва частиц шины от ее поверхности в результате трения с дорогой происходит активное выделение и газообразных n-нитрозаминов.

Короче, шины представляют для здоровья не меньший вред, чем выхлопные газы, а если говорить об онкологических заболеваниях, то даже больший, так как на них приходится, 70% объема всех выбросов канцерогенов от автомобилей. Ну, а о том, что проблема не высосана из пальца, свидетельствует такой факт: по статистике некоторых медицинских учреждений, число больных раком среди людей, проживающих в городах и поселках вблизи оживленных автотрасс, превышает норму в два-три раза.

Недавно грандиозный шум был поднят по поводу детских игрушек из Китая, при производстве которых применялись некие вредные вещества. По этому поводу трубили газеты, телевидение. А ведь шины, причем уже отслужившие свой срок, несут не меньший вред здоровью детей. Сейчас детские площадки, а то и песочницы принято красиво обкладывать выкрашенными в различные цвета покрышками. Летом, на жарком солнце, краска лопается, резина нагревается, и все те канцерогены, о которых мы уже говорили, испаряются. Представляете, какой ядовитой гадостью дышат малыши? А есть еще огромные свалки, где шины попросту сжигают, и опять вреднейшие вещества попадают в атмосферу. Подобных примеров можно привести предостаточно.

Автомобильный транспорт имеет важнейшее значение для функционирования общественного производства и жизни людей. Однако при этом он является главным глобальным источником загрязнения окружающей среды. На его долю приходится до 60–80%, а в районах наибольшего сосредоточения людей (густонаселённых районах, курортных городах, вдоль автомагистралей и т. д.) -- до 90–95%.

Во время эксплуатации транспортных средств образуется большое количество отходов, большую опасность среди которых представляют собой изношенные автомобильные шины, которые сложно собирать и утилизировать. По статистике Всемирной организации здравоохранения, риск возникновения рака у рабочих, занятых на производстве шин, превышает риск онкозаболеваний у рядового жителя современного города в 8 раз. Кроме выбросов отработанных газов, транспортный поток создаёт облако пыли, состоящее более чем на 60% из микроскопических и ультрамикроскопических частиц радиусом 10,0–0,25 мкм, которые образуются в результате стирания автомобильных шин (при контакте с дорожным покрытием), самого дорожного покрытия и тормозных накладок (при торможении).

Высокая экологическая опасность изношенных шин обусловлена, с одной стороны, токсическими свойствами материалов, из которых они изготовлены, с другой -- свойствами более ста химических веществ, выделяемых в окружающую среду во время эксплуатации, обслуживания, ремонта и хранения шин. В наибольших количествах выделяются продукты разложения каучуков (мономеры), реакционные и токсичные химические соединения (ароматические углеводороды -- бензол, ксилол, стирол, толуол), предшественники канцерогенов (алифатические амины), канцерогены (сероуглерод, формальдегид, фенолы). В воздух также поступают соединения хлора, серы и азота, оксиды металлов.

В июле 2016 года Европейская Комиссия обратилась в Европейское химическое агентство исследовать соединения, высвобождающие формальдегид, и их использование. Целью этого обращения была подготовка предложения на ограничение использования формальдегида, который в соответствии с согласованной классификацией и маркировкой, является токсичным веществом, вызывает серьёзные ожоги кожи и повреждения глаз, при вдыхании может вызвать аллергическую реакцию на коже, рак и, предположительно, приводит к генетическим дефектам. В марте 2016 года Европейская Комиссия и страны-участницы ЕС подняли вопрос оценки рисков для здоровья человека от использования резиновой крошки.

Мономеры и полимеры, которые производятся при производстве шин, являются очень токсичными. Например, изопрен оказывает мягкое токсическое воздействие при вдыхании, кроме того, он также вступает в реакцию с воздухом и озоном, образуя опасные пероксиды. Европейский Союз признал вещество таким, которое может вызвать рак, приводит к генетическим дефектам и является токсичным для водной флоры и фауны с долгосрочными последствиями.

Бутадиен является опасным канцерогеном и имеет тератогенное действие, вызывает повреждение центральной нервной системы. Вдыхание высоких концентраций бутадиена может привести к потере сознания и смерти. Системное воздействие на организм человека при вдыхании приводит к постоянному кашлю и появлению галлюцинаций. По данным Европейского химического агентства, в результате длительного воздействия стирол вызывает повреждение органов, предположительно вызывает рак, негативно сказывается на фертильности и является токсичным для нерождённого ребёнка. Стирол является ядовитым при приёме внутрь и вдыхании, систематическое воздействие стирола приводит к раздражению глаз и нарушению обоняния. Бутадиен-стирольный сополимер вызывает раздражение глаз и предположительно вызывает рак.

Александр Чистяков: «Оградите ваших детей от контакта со смертельно опасными канцерогенами»

- Автомобильные шины представляют собой серьёзную экологическую проблему, -- говорит глава Национального экологического совета Украины Александр Чистяков. -- Несмотря на то, что вроде бы вопрос с утилизацией отработанных автомобильных шин на законодательном  уровне урегулирован, даже выделены специальные места для их складирования, однако незаконный сброс по-прежнему продолжается.

Страшнее всего, когда страдают от этого дети. Крайне не хватает полноценных детских площадок, и поэтому ЖЭКи и местные умельцы стараются это компенсировать создавая из отработанных шин детские развлекательные уголки. Чего на них только нет: тут и качели, и чудовища, и песочницы. К большому сожалению, все это сделано из отработанных шин. Может быть создатели даже не догадываются, какой смертельный подарок они приготовили малышам, которые с визгом и криком носятся на этих площадках, а мамашки умиленно наблюдают за свой детворой. А в это время их дети вдыхают разрушительные канцерогены.

Удивляет, что за этим явным безобразием нет никакого контроля со стороны государственных контролирующих структур. Вот и получается, что с молчаливого согласия чиновников, и полного незнания родителей, наши дети травятся прямо у нас на глазах, получая лошадиные дозы отравляющих веществ.

По словам г-на Чистякова, ряд общественных природоохранных организаций обратились в Кабмин и профильный комитет ВР с требованием забрать с детских площадок, дворов и палисадников жилищного сектора отработанные автомобильные шины. Виновных привлекать к ответственности, а шины утилизировать, как предусмотрено существующим законодательством.

В Украине крайне мало специализированных предприятий, занимающихся утилизацией отработанных автомобильных шин. Основным способом обращения с ними является их сжигание. Значительно меньшую часть перерабатывают пиролизом или механической обработкой, которые требуют больших затрат. На специальном оборудовании разрезают покрышку, отделяя металлический корд от «резины». После этого резину в барабанах измельчают. В дальнейшем пускают эту крошку на переработку.

Большинство процессов сжигания происходят несанкционированно. Предприятия, которые сжигают отработанные шины легально, часто не имеют надлежащих ресурсов для обеспечения необходимых уровней очистки газовых выбросов.

- Мы сами себе создаем проблемы со здоровьем, -- говорит Александр Чистяков. -- Оградите ваших детей от контакта со смертельно опасными канцерогенами. Сделайте у себя во дворе субботник. Выкопайте все изношенные покрышки, заставьте ЖЭК сдать их в утилизацию. А на их место посадите цветы, деревья. Живите среди живой природы. Не устраивайте себе добровольную газовую камеру. Вы и ваши родные перестанут так часто болеть, иммунитет усилится, а у ваших детей на щеках появится здоровый румянец.

Читайте последние новости и все о ситуации в Украине и мире на страницах «2000» и в социальных сетях Facebook, Twitter, Livejournal, а также Telegram

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...

Какой мерзавец так придумал?

Несколько слов про участника избирательной гонки, ставшего победителем еще до...

Ну вот и ЗЕ-ЗЕ себя показал во всей красе

в этом спектакле по названием – «выборы без выбора»

Самое время вспомнить ГУЛАГ

В бурные постперестроечные годы на Украине не найти было человека, который не знал бы...

Способен ли Зеленский выйти из роли марионетки?

Чем ближе выборы, тем больше разговоров в стиле "а вдруг?" Петру Алексеевичу рисуют...

Осталось только смеяться...

Все кандидаты хоть куда! Хоть туда и хоть сюда… Конечно, не каждого пустишь в гости -...

Украинский депутат предложил…плевать своим коллегам...

Депутат херсонского горсовета Артём Кияновский, отличающийся здравомыслием,...

Загрузка...

Не пора ли Украине начать полагаться только на себя?

Заявления, звучащие из уст украинских политиков, напоминают фестиваль внешнего...

Почему мое сердце лежит к Порошенко?

Уверен, что, прочитав этот короткий текст, вы со мной согласитесь)

В Украине идут разговоры о привлечении самого...

Причём он готов забыть о бюджетном воровстве, почти стопроцентной коррупции, при...

Активисты - вперед!

Вас может удивить образование наших руководителей

Украинская оперная певица встретилась в Риме с...

Оперная певица Лейла Шерзай, уроженка Херсона, по приглашению внучки Фёдора Шаляпина...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка