Себе плюс — Малевичу минус

05 Августа 2016 4 4.7

Себе плюс Малевичу минус

Выставка «Себе плюс – Малевичу минус» прошла в киевском арсенале под официальным названием «Малевич +». Но Малевича на ней не было. В прямом смысле этого слова. Не было ни его духа, ни его смыслов, ни его произведений. Точнее, было единственное, донельзя вылинявшее полотно, давно и безвозвратно утратившее свою художественную ценность. А что же было? Да чего только не было. И народные одежды, и вышитые рушники, и всевозможные поделки, и даже скромное собрание посредственных работ периода авангарда, застенчиво оправдывающихся перед современными зрителями: «Мы искали, а нашли другие». Неинтересно, скучно, печально.

В памяти всплыли незабываемые впечатления от выставки русского авангарда в Третьяковке и от картин Малевича в Русском музее Санкт-Петербурга. Изумляли ярчайшие краски на полотнах мастера, поражал качественный отрыв супрематизма от современных художественных стилей, рывок в беспредметность и доведение его до Ничто – до Черного Квадрата. Тогда Малевич озарил меня и безвозвратно переориентировал на современную архитектуру.

Выставка открывалась  докладом об УКРАИНСКОМ Малевиче. Докладчица как квинтэссенцию преподносила информацию о месте рождения Казимира, демонстрировала записи метрики, показывала фото родительского дома, в подробностях описывала начальную учёбу в киевской рисовальной школе и т.п. Так и подмывало предложить публике умозрительный сюжет, в котором ей (публике) здесь и теперь явилось бы откровение, указывающее на Гения, много превосходящего Малевича, и много больше, но в будущем, изменившего мировую живопись. И все присутствующие, как подлинные ценители живописи, а других на выставке не было, кинулись по указанному адресу и обнаружили юнца, лет 10-ти. Обычного сорванца, ничем не отличающегося от своих сверстников ни в учебе, ни в досуге. Не имеющего никакого представления о том деле, которое предопределено ему провидением. Думается, что публика, осыпав юнца совершенно несуразными вопросами и не получив от него ни одного вразумительного ответа, покрутилась бы вокруг него в замешательстве и разбрелась бы в полном разочаровании. Ну нет в нём никакого Гения, пока нет. Гений появится много позже. Лет через 30, когда зрелый муж (как и Малевич) наткнётся на ранее неведанную Загадку и станет усердно трудиться над её разрешением. И его Творение будет создавать из него Гения, а Гений – Творение. А до этого ничего нет и быть не может. Нет ни Загадки, нет ни Творения, нет Гения. Но публика продолжала сидеть и внимать этой несуразной «значимости». Малевича фривольно выдавали за обличителя революции, за сострадальца с украинским селянством и т.п. Позабыв сообщить, что Малевич дважды назначался Комиссаром, избирался Наркомпрос и был ярым художественным глашатаем революции. Вероятно, то был не УКРАИНСКИЙ Малевич.

За докладом следовало обсуждение. Специалистами. Правда, мнением последних организаторы дорожили мало, и модератор усердно комментировал речи спецов, когда те отклонялись от заданного направления. Телешоу Савика Шустера, да и только! Альтернативе в жизнь не пробиться.

Поражало единство в игнорировании Малевича! Выступающие определяли «Черный квадрат» не как символ завершения авангарда, как то трактовал автор, а как начало эпохи современного постмодернизма. С того самого 1915 года и по сей день. Настойчиво уверяли публику, что путь к писсуару Дюшана проистекает именно от Квадрата. Я ахнул! Когда-то давно, в философской беседе Мамардашвили сравнил ложный поиск истины с исканием в уборной. Помню, как это сравнение резануло мой слух, пресекая малейшую плодотворность данного занятия. Но здесь это занятие предлагалось публике как высочайший акт познания современного искусства. Нужно только подступиться к писсуару и усердно покопаться в его содержимом, и вам раскроются сокровенные смыслы авангарда. Гениально! Вероятно, в их задачу входила популяризация сегодняшних «шедевров», подобных прожженным холстам, консервным банкам или мешкам с мусором. Так от чего же не подвизать «Черный квадрат» к псевдохудожественному рынку.

Лучшим экспонатом выставки, без сомнения, стал пакет. Упаковочный пакет для продаваемой полукопии «Черного квадрата». На нем был выброшен лозунг:  «В кожну ХАТУ по квадрату!» Причем, «ХАТА» была выделена в тексте крупным шрифтом. В этом акценте была великая сермяжная правда выставки. Наверное, дизайнер, моделируя текст слогана, старался как лучше, но неосознанно угадал сокрытый смысл. Менеджеры когда-то слышали сократовское: «Я знаю, что ничего не знаю», но не поняли, что акцент на «Я знаю». А организаторы недосмотрели, случается. И вот девиз с пакета гласил, что Квадрат – Супрематизм – Малевич в этом действии вовсе не главное, а главное Хата – Хутор – Украина. А Малевич здесь всего лишь добавочный плюсик, «Черный квадрат» – Ukrainian souvenir в великом действе национального самовосхваления.

Главное себе плюс, а что в минусе окажется гений, не беда. У нас гениев хоть греблю гати: Гоголь, Прокофьев, Сикорский, Вертинский, Соловьяненко и ... Да мало ли их, не признанных украинцев, изгнанных с родного края, а затем состоявшихся в России, Италии или Америке. Последнее сегодня не важно. Важно, что они безмолвны на наших СМИ. И мы сделаем из них тех, кто нам нужен, хотите щирых украинцев, а хотите националистов-русофобов. А истину мы сокроем, а что не сокроем – то оболжем, а, что не оболжем – запретим. И никто не узнает Малевича по: «Больше не хочу быть украинцем! Что это за нация, которая потеряла свою совесть и тактичность». Не говорил он этого, и говорить не мог, поскольку мы этого не хотим. Пусть поработают теперь эти знаменитости на нас – на умпредержащих,  пардон, на Украину.

На выходе ко мне обратилась иностранка, недоумевая отсутствием Малевича:           «Зачем тогда эта выставка?»  Я пояснил: «Продают себя, спекулируя Малевичем». Как мне показалось, она поняла и согласилась со мной.

Каковы же будут плоды такой кампании? Утверждаю – деструктивные. Потому, что все великие украинцы состоялись в разумении. Их вклад в совершенствование человечества (в прогресс) осуществлен разумением. Отнимите у них разумение, и не взлетят вертолёты Сикорского, не вознесётся башня Татлина, не освятится «Черный квадрат» Малевича. И понимают их произведения исключительно разумением. А уразумев дела их, нельзя отвергнуть разум. Не получится! Кроме того, разум, как и чувства, вещь не собственная. Он не частный, не национальный, не государственный. Разум общий – Божий. Не разум рождается в нас, а мы впадаем в разум. Причем, разум вне пространства и времени. В Истине (как в Христе) все едины, и эллины и иудеи, и сегодня и 500 лет до нашей эры.  Потому место рождения, национальность или вероисповедание для разумения не существенны. Существенен лишь акт личного познания. Его, и только его ценят разумные люди. А что они увидят? Что Украина спекулирует внеукраинскими гениями, стремится обмануть несведущих. Что развернута кампания государственного неразумения, построенная на обмане. И отшатнутся от неразумения, как от скверны. Но этим не ограничиться, чтобы сокрыть истину от масс умпредержащим придётся непрестанно генерировать ложь. Плодить неразумных, несвободных граждан. Переиначить учение Христа – «И познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Деградировать. 

Конечно, Украина могла бы пойти и по пути разумения. Но стать на путь истинный можно лишь с покаяния. Не из публичного извинения, нет, а внутреннего осознания своей порочности в выживании гениев. С духовного изменения. После покаяния приступить к публичному постижению смыслов гениев. К популяризации их феноменов. И в уразумении приобщиться к мировой общности культурных народов. И наконец, как залог прогресса, возродить общественные институты (структуры), приводящие граждан в умственное движение. К ним я отношу и выставочные программы, вовлекающие посетителей в художественные смыслы. Но, вероятно, это весьма затратный и не привычный путь для нынешней практической власти. Уж лучше, как всегда, обманом.

P.S. О феномене «Черного квадрата» – в следующий статье.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...
Загрузка...

Украино-Венгерская империя не за горами?

Трудно поверить, что это не сон... Или ода пограничникам, у которых спёрли границу)))

«Розмір вашої пенсії залежить від вас. Просто платіть...

11 жовтня вступив в дію закон, який затверджує осучаснення пенсій та затверджує дату...

Каталония накануне «мертвого времени»

Вечером 10 октября 2017 года Правительство Каталонии приняло Декларацию об...

Вибіркові свободи, подвійні стандарти та потурання...

Виконавчий комітет міської ради Сум не дозволив архієпископу Сумському та...

В Херсоне снова выборы или бег на месте

Ещё никто не знает, на какие, когда и куда, но все уже активно «мостятся» на...

Комментарии 4
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
08 Августа 2016, Валерий

Наверное, ни один из великих никогда не акцентировал внимание на факте своей
национальности , а делать это post faktum вообще величайшая глупость . Впрочем , как и
всё , что делает современная "элита " Украины .

- 3 +
цзы лисицин
07 Августа 2016, цзы лисицин

Жаль ,что автор мало использует своё мастерство публициста , приводить к порогу истины,верящих ему с первых слов.но и тех ,сомневающихся ,кто долго будет ходить в поисках правды (таких большинство),за них надо бороться . За них борются и организаторы подобных выставок прекрасно понимая,что сами они НИКТО. Организаторы аплодируют сами себе на их стороне МОНУ, с такими докторами наук ,как культуролог К Кириленко -плагиатор - номер один в Украине. Они аплодируют себе,а нам надо бить в набат громко и тревожно- часто, и тогда возможно мы удержимся на пути к распаду. Редкое удовлетворение от прочитанной статьи .Спасибо автору и удачи во всём.

- 6 +
Вероника
06 Августа 2016, Вероника

Спасибо "2000" за публикацию, спасибо автору за профессиональный подход к анализу ситуации в маленьком секторе украинской культуры. Будем ждать новых материалов.

- 8 +
виктор
05 Августа 2016, виктор

Снявши голову по волосам не плачут.

- 8 +

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка