Своя своих легко познаша, коль выпиваша и матюкаша…

03 Декабря 2018 4.8

           Несколько слов о новом шедевре  Херсонского театра им. Николая Кулиша – пьесе «Кайдаш & Sons» по мотивам повести Ивана Нечуй-Левицкого. Не будучи театральным критиком, автор этих строк взялся за перо, чтобы на примере комедии проследить скрытый размыв устоявшихся представлений и нравственных ценностей, преследующий нас последнее время.

 Что я имею в виду? - Ложное понимание разумности мироустройства, заложенное в нас с самого детства. Мы верим, что всё  происходящее имеет конечное  объяснение, цель и смысл. Что врачи лечат, учителя учат, судьи – обеспечивают правопорядок. Что люди, назначенные на высокие посты, непременно что-то собой представляют (по крайней мере, имеют какие-то знания и навыки, способствующие выполнению возложенных на них задач). Что можно и нужно полагаться на должностных лиц, отвечающих за тот или иной участок профессиональной деятельности.  

На деле мы видим, что это не так. Названия предметов не соответствуют их сути. К сожалению, это относится и к отрасли культуры.

Нормальный человек, идя в театр, стремится к свиданию с искусством, желая интересно провести время, познать истинные культурные ценности и, по возможности, расширить свой кругозор. Посетив «Кайдаш & Sons», я не обрел ни то, ни другое, ни третье. Но об этом по порядку.

Как известно, тема «Кайдашевой семьи» — изображение быта и психологии украинских крестьян, по словам Нечуй-Левицкого, «темных пятен народной жизни», а именно -  скандального бытия семьи Мазур из села Семигоры, известной на весь уезд постоянными ссорами, драками и потасовками.

            Современное прочтение этого произведения нашей землячкой Натальей Блок  (драматургессой, режиссером театра и кино, писателем и фото-концептуалистом - сколько благ в одном флаконе со средним специальным образованием!)  в сотрудничестве с режиссером Сергеем Павлюком -  накладывание одних язв на другие. К семигорским скандалам прибавилось бытие херсонского курорта Железный Порт (ЖО-ПЭ́ по тексту!), где происходит действие, изобилующее массой креативных находок. Так, старший отпрыск Кайдашей - бравый нацгвардеец, не устающий принимать присягу на верность народу Украины, бодро отжимаясь от пола. Если авторам хотелось показать физическую мощь нынешних защитников Отечества, это у них получилось.

            Новая мадам Кайдашиха нашла себя в интеллектуально доступном ей бизнесе: печет пирожки для отдыхающих. Ее многострадальный алкаш-супруг держит станцию техобслуживания. Старшая невестка в боевом камуфляже дает прикурить склочной свекрови. А младший сын, плюнув на Мелашку, уходит в чистую мужскую любовь, не на шутку увлекшись таким же шалуном Сашкой…

            Впечатляют гражданские мотивы произведения, где поднят важный вопрос ликвидации местной достопримечательности – ямы (типа клоаки), наполненной грязью, в которой, на радость зрителям, охотно плещутся герои. Слава Богу, не утонули, и на том спасибо!

            А каковы песни, оживляющие сюжет пуще всяких драк и скандалов! Мощное усиление не даст заснуть и глухому. По сцене, заполняя паузы, туда-сюда циркулируют пилигримы в костюмах животных. Понять, к чему бы это, невозможно, да это и не требуется. Советское уродливое прошлое представлено в облике дитяти в пионерском галстуке, дающем клятву Ильичу, не понаслышке знакомую большинству театралов, заставших те проклятые времена.

            О ненормативной лексике, встрепенувшей особо впечатлительных зрителей, не буду. Если б они еще не притащили с собой детишек… Слово «пидор» сопровождалось тонкими улыбками. Наверное, хрущевское «пидарасы» высокообразованной публике все-таки ближе.

Чистые души сценических персонажей замутнены алкоголем, что свидетельствует про связь времен и благородную преемственность. Как говорится, нет на них Горбачева с его любовью к разумной трезвости.

            Отметим половинчатую толерантность пародии. Текст создан так, чтобы угодить всем, включая региональную миссию ОБСЕ, находящуюся всего в двух кварталах от театра. Если там и покоробит кого-то презрительная реплика «лягла під москаля» как разжигающая межнациональную рознь, то легкий ЛГБТэшный оттенок действа ее уравновесит, говоря о новом результативном этапе хождения в Европу. Что, в целом, похвально, но не без легких сомнений: еще не полностью попали куда надо, а уже хочется обратно…

Назвать плоские, грубые шутки, звучащие на сцене, «нескончаемой комедией», можно только условно, хотя и такое некоторых смешило. Интересно, не прослезился бы Нечуй-Левицкий, узрев, во что превратили его опус херсонские умельцы?!   

            Понимаю тех земляков, кто принял пьесу с восторгом. Любому приятно, когда высокое искусство не брезгует прелестями сермяжной улицы, хотя непонятно, зачем ходить в театр, когда то же самое можно услышать в любой подворотне или у пивного ларька, причем, совершенно бесплатно. Разве что в театре не получишь в придачу по морде, как на живой улице, так что не грешно потратиться на билеты. 

            Смотрел я на сцену, и всех было жалко: авторов пьесы, взявшихся перелицовывать чужое, по причине неумения создавать собственное. Бедных актеров, вынужденных играть явную галиматью с претензией на периферийный модерн. Зрителей, получивших за свои деньги урок махровой безвкусицы. И, наконец, родной музыкально-драматический (заметьте – Академический!) театр, напрочь утративший самоцензуру, оберегающую сцену от низкопробных китчей. Не жаль только средств из госбюджета, ушедших на постановку. Как говорится, меньше стырят.

            Предупреждая упреки в излишнем критиканстве, отмечу удачные моменты. В зале было тепло, что еще несколько лет назад казалось немыслимой роскошью. Скорая помощь для пострадавших от смеховых колик не потребовалась. Актеры играли, как в последний раз - с таким материалом им ничего другого не оставалось. Слава Богу, на спектакль не попали местные радикалы, признанные ревнители семейных ценностей. Иначе благополучно он не закончился бы.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...

Очищение власти по визуальным признакам

Лица, страдающие явным ожирением или ведьмиными метками, не должны работать в силовых...

Дух совковости неистребим

Дожили! Опрос группы «Рейтинг» поверг в смятение, на 27-м году независимого...

Квинтэссенция выбора: диалог или распад

В основе всех наиболее значительных изменений лежит компромисс (Сидней Смит)

Загрузка...

Угасшая звезда Катерины Гандзюк

Подлинная ценность яркой судьбы моей землячки – в тех уроках, которые она дала нам...

Какие они, европейские ценности?

При упоминании о Европе с ее ценностями перед глазами изголодавшихся украинцев встает...

Наши нацисты - всем нацистам нацисты

Не будем строго судить наших обормотов: они всего лишь хотели показать...

«Антипопулизм» власти: пчелы против меда, мыши на...

В популистском строе писаны патриотические марши (Владимир Ярковский)

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка