Умалчивают, искажают, извращают...

11 Января 2017 7 5

        Приблизительно год-полтора тому назад с одной из коллег зашел разговор о том, кто откуда родом. Я рассказал, что моя мать родилась в селе Большая Севастьяновка (Велика Севастьянівка), Христиновского района, Черкасской области. «Под рукой» был Интернет и просто, ради интереса, я набрал в поисковике название села. К моему некоторому удивлению сведения о нем, и довольно обширные, нашлись в Википедии. С интересом прочитал и даже распечатал для себя данную статью. Это произошло 26.02.2015 (дата автоматически пропечатывается на странице).

         Надо отдать должное авторам, статья довольно познавательная. Начиная с географических координат, продолжая историей «з давних давен» и вплоть до наших дней. Но, к сожалению, видимо, отдавая дань последней моде, статья носит характер антисоветизма и русофобии. Во всяком случае, после прочтения складывается такое впечатление. Поначалу я допустил мысль, что слишком предвзято отношусь к авторам. Возможно, они просто беспристрастно излагали факты, и если эти факты оказывались не совсем лицеприятными, то в чем же вина составителей? Тем более, что некоторые из этих фактов подтверждали мои бабушка и дедушка, которые были им свидетелями и моя мама, которая знала о них со слов своих родителей.

         Например, у моего прадеда, которого я не помню, но слов родителей еще застал в младенчестве, был кое-какой сельхозинвентарь, то ли плуг, то ли сеялка с веялкой, конь, одна-две коровы, еще какая-то животина. И он считался на селе куркулем, добровольно вступить в колхоз отказался, был арестован и сослан куда-то в северные края на лесоповал. Вернулся через десять лет, без руки – отдавило рухнувшим деревом. Подобные факты «раскуркуливания», арестов и ссылки приводятся и в данной статье.

         Мой дед (его я очень хорошо помню) рассказывал о голоде 1932-1933 годов: «… прокинешся вранці в холодній хаті, на дворі ще темно, тільки-тільки починає світати. Кругом тиша, і тільки чути, як по вулиці їде візок, рип-рип – збирає померлих». Подобные воспоминания очевидцев приводятся и в упомянутой статье Википедии.    Как же не верить авторам?

         Еще более страшные истории рассказывала бабушка. Был у нее младший брат. Несмотря на голод, трехлетний карапуз был довольно упитан и даже несколько полноват (как родителям удалось этого достичь – чуть позже). И ходили слухи, что некоторые обезумевшие от голода соседи, подумывали о каннибализме. И вот, родители моей бабушки, уходя днем на работы в поле или еще куда-нибудь, запирали детей в той части сельского дома, которую называли «сени» - крохотное помещеньице между улицей, жилыми комнатами дома и «коморой». Окон нет, три двери (одна с улицы, одна в комнаты, одна в «комірчину»), все двери были тяжелыми, из толстых, прочных досок и оснащены надежными, железными засовами таким образом, что можно было запереться в сенях изнутри.

 - Ось підуть батьки на роботу на цілий день, а ми з братиком закриємось в сінях та й граємось цілий день. І тоді я була спокійна, що з братиком нічого не станеться. Мати нам молока[1] залишить, та й так до вечора й сидимо.

 - А як же ви, бабушка, голод пережили?

 - Корова була, берегли її, то так на молоці й прожили.

         Так что всякое бывало. И раскуркуливали, и голод был. Страшный голод. И в этом авторы статьи правы. Жаль только, что все беды, свалившиеся на головы сельских жителей, авторы относят исключительно на деяния большевиков. Видишь ли, только большевики изымали хлеб и топливо, сельхозинвентарь и скот. Правда, при этом, кормилицу-корову не тронули.

         А прошедшие в годы Гражданской войны через село войска Тютюнника, Клименка, Деникина, Махно селян, видимо и пальцем не трогали. Так вскользь упоминается, что «Під час безвладдя, мешканці Севастьянівки… потерпали від грабежів бандформувань. До 30% мешканців загинули від хвороб, насамперед від тифу. Величезна кількість постраждала від грабежів бандитів». Что это за бандформирования авторы статьи не упоминают. Из контекста ясно только одно, что эти бандиты никакого отношения к советской власти не имеют. И на том спасибо.

         Видимо, желая вызвать у читателя как можно большее отвращение к советскому прошлому Украины и преследуя идеи антисоветизма, авторы приводят «Список жертв Голодомору 1932-1933 років по селу Велика Севастьянівка з Національної книги пам’яті». Список довольно обширный, авторы утверждают, что во время Голодомора 1932-1933 годов, «…тільки за офіційними даними, від голоду померло 368 мешканців села».

         Приведем несколько характерных примеров из предложенного авторами статьи списка:

  • [нерозбірливо] Вера Фокова, 24 роки, хазяйка, померла 28.01.1932 року,тіф;
  • [нерозбірливо] Маріка Васильова, 75 років… померла 14.06.1932 року, від старості;
  • Байдик Олекса Гаврилович, дитина, народився 04.04.1932 року, помер 23.06.1932 року, нежиттєздатне;
  • Батіжок Степан Микитович, дитина, народився 24.09.1932 року, помер 29.09.1932 року, нежиттєздатне;
  • Бевз Варвара Демидова, 80 років, член колгоспу, померла 19.08.1932 року, від старості;
  • Бевз Іван Фокович, дитина, народився 15.06.1931 року, помер 17.03.1932 року, воспалення легенів;
  • Бевз Йосип Маркович, 68 років, член колгоспу, помер 06.07.1932 року, від старості;
  • Березок Прокіп Ловинів, 20 років, член колгоспу, помер 28.05.1932 року, туберкульоз;
  • Березок Кузьма Герасимович, 70 років, хазяїн, помер 28.04.1932 року, від старості;
  • Бичок Маріна Івановна, 25 років, член колгоспу, померла 16.09.1932 року, черевний тиф;
  • Витранюк Вустія, 90 років, член колгоспу, померла 30.08.1932 року, від старості;
  • Давигора Петро Петрович, 75 років, хазяїн, помер 08.03.1932 року, замерз;
  • Денисюк Матра, 45 років, хазяйка, померла 12.07.1932 року, загальне виснаження організму;
  • Єгидюк Уліта Гнатовна, 80 років, хазяйка, померла 15.05.1932 року, від старості;
  • Кирдан Іван Микитович, дитина, 4 роки, помер 14.03.1932 року, скарлатина;
  • Куцик Марія Климівна, 78 років, хазяйка, померла 20.04.1932 року, причину смерті не вказано;
  • Піснячевський Валерій Іванович, 52 роки, служебник релігійного культу, помер 25.08.1932 року, істощенія;
  • Рибак Михайло [нерозбірливо], дитина, 11 років, помер 20.05.1932 року, причину смерті невідомо;
  • Романюк Данило Матвіїв, 48 років, член колгоспу, помер 02.05.1932 року, повісився;
  • Ткачук Тилимін Лаврович, 27 років, член колгоспу, помер 08.06.1932 року, зарізаний поїздом;
  • Шевчук Дмитро Корнійович, 37 років, член колгоспу, помер 19.06.1932 року, забили бандити;
  • Ямковий Микола Микитів, дитина, народився 07.09.1931 року, помер 24.01.1932 року, від опухолі желудка;
  • Яковенко Іван Ананів, 42 роки, член колгоспу, помер 06.04.1932 року, убитий.

         Да простит меня читатель за столь грустный список, но привожу я его для того, чтобы сложилось общее впечатление о причинах смерти сельских жителей в период, который современные украинские власти именуют Голодомором. Как видим, среди причин смерти действительно имеют место такие, как «загальне виснаження організму» и «істощенія».

         Весь приведенный в Википедии список содержит 306 фамилий и его можно условно разделить на две части. В первую включены 246 человек и подробно указаны фамилия, имя и отчество (за крайне редким исключением), возраст на момент смерти, социальное положение (член колхоза, домохозяйка, иждивенец, служитель культа и т.д.), дата и причина смерти. Не поленимся и проведем анализ. Из 306 человек, умерших в селе Великая Севастьяновка в период Голодомора:

  • 77 человек – умерли от старости, из них:
    • в возрасте от 70 до 79 лет – 31 человек;
    • в возрасте от 80 до 89 лет – 12 человек;
    • в возрасте от 90 до 99 лет – 3 человека;
    • в возрасте 100 лет – 1 человек.[2]
  • 131 человек – умерли от болезней (в т.ч. 73 ребенка, из которых в возрасте до 1 года умерли 31[3]), из них:
    • воспаление легких – 44 случая;
    • простуда – 24 случая;
    • туберкулез – 11 случаев;
    • опухоли, рак – 6 случаев;
    • тиф – 3 случая.

         Другие болезни – это единичные случаи эпилепсии, внутренних кровотечений, воспаления мозга и т.д. На самоубийства, убийства и несчастные случаи пришлось 6 смертей и в стольких же случаях причина смерти не указана или неизвестна.

         И, наконец, 5 смертных случаев пришлось на истощение организма.

         Во вторую часть списка включены 60 человек и указаны лишь фамилия, имя и отчество; больше ничего. Н социального положения, ни возраста, ни дат рождения и смерти, ни причин смерти (это в том случае, если предположить, что эти люди умерли в период Голодомора, хотя этот факт и не подтвержден; люди страдали от голода, но эти страдания, возможно, не всегда приводили к смерти, наличие выживших тому доказательство). Таким образом, вторая часть списка какому-либо анализу не поддается.

         Итак, согласно сведений, предоставленных авторами статьи в Википедии, со ссылкой на Национальную книгу памяти, причиной подавляющего большинства смертей в период Голодомора среди сельских жителей были болезни – 131 случай из 246 проанализированных нами или 53,2%; на втором месте смертность от старости – 77 случаев или 31,3%, непосредственно же истощение организма стало причиной смерти в 5 случаях – 2%.

         Мне в жизни, впрочем, как и авторам упомянутой статьи в Википедии, и составителям Национальной книги памяти несказанно повезло. Мы не знаем что такое голод! Дай Бог никому и никогда не узнать этого. Представление о Голодоморе у современного поколения (думающего поколения, а не горлапанящего в балаклавах на майданах) складывается из рассказов своих родных и из сведений, полученных из официальных источников. Может быть, Википедию и нельзя называть «официальным источником» в прямом смысле этого слова, но на сегодняшний день, это наиболее быстрый, открытый источник получения информации, простой и удобный в использовании. Особенно для тех, кто не особо «заморачивается» изучением документов или, хотя бы, простейшим анализом полученных данных. Кроме того, в данном, рассматриваемом нами случае, авторы статьи ссылаются на Национальную книгу памяти. А это уже самый что ни есть официальный источник.

         Складывается впечатление, что и составители Национальной книги памяти, а следом за ними и авторы статьи в Википедии, выполняя политический заказ, просто отнесли к жертвам голода всех умерших в селе Великая Севастьяновка в 1932 году, независимо от причины смерти, в т.ч. и лиц, умерших от старости в весьма почтенном возрасте, от тяжелых болезней, которые и сейчас, по прошествии почти ста лет, несмотря на достижения медицинской науки, представляют весьма серьезную угрозу для жизни (туберкулез, воспаление легких, рак), в результате несчастных случаев, суицида или преступлений.

         Утверждения авторов статьи: «Працівники НКВС забирали в селян всі продукти харчування. При постійних обшуках могли відправити до Сибіру навіть через заховану дровину, збережену, щоб приготувати їжу» при более детальном рассмотрении также вызывает сомнения. Топливо, наверняка, было дефицитом, но не настолько, чтобы люди замерзали. Во всяком случае, в анализируемом списке приведен лишь один случай смерти от холода (в нашем анализе отнесен к несчастным случаям). Кроме того, подобные утверждения опровергаются и моей бабушкой – корову-то не забрали, и это несмотря на то, что мой прадед (отец моей бабушки был признан куркулем и сослан).

         Внимательный читатель, возможно, обратил внимание, что в приводимых мною примерах, нет ни одного случая смерти в 1933 году. Нет таких случаев и в списке жертв Голодомора 1932-1933 годов по селу Великая Севастьяновка из Национальной книге памяти, который приводят автора Википедии. Ничего не берусь утверждать, но не говорит ли это о том, что к 1933 году властям, как это сейчас принято говорить, удалось взять ситуацию под контроль и голод отступил? Оставим этот вопрос для беспристрастного изучения профессиональным историкам.

         Статья в Википедии содержит и такой раздел как: «Советский период после 1945 года». Надо понимать под этим периодом подразумевается промежуток времени с 1945 года по 1991 год. Для описания этого периода в версии статьи от 26.02.2015, авторами использовано всего шесть предложений: «Перші післявоєнні роки були важкими для селян. В 1947 [році] був голод. Однак після цього село почало відроджуватись. Всього в Севастьянівці було шість колгоспів. З них два колгоспи – мільйонери. В 1954 році Христинівський район був включений до складу Черкаської області». Все. Хотя нет, не все. Версия статьи от 09.06.2016 добавляет к описанию этого периода еще одно предложение: «В 1972 році радянською владою була зруйнована церква, побудована в 1856 році». Теперь все.

         Авторы статьи почему-то совсем не упоминают о построенных Советской властью яслях, детском саде, двух школах (!), двух сельских клубах (!) с библиотеками, кинозалами, автономным отоплением, секциями и кружками для детей и молодежи, электрификации и телефонизации села (в т.ч. была переведена на «электрическую тягу» и водяная мельница), были открыты магазины, аптека, парикмахерская, баня, построена и открыта больница, подняты сады и построен консервный завод, построены и заасфальтированы дороги, налажено автобусное сообщение с районным центром. Летние пионерские лагеря при школах, и отдельно построенный пионерлагерь в лесу принимали каждый сотни, если не тысячи детей со всего Советского Союза. Природа Черкащины щедро оздоравливала ребят и они увозили во все концы СССР самые теплые и радостные воспоминания. В конце 80-х годов Советской властью было начато строительство плавательного бассейна, которому провозглашенная, в 1991 году свобода положила конец.

         Вообще странно получается, авторы статьи в Википедии сами утверждают, что уже через два года после опустошительной и разрушительной войны село начало возрождаться, но ни слова не говорят о том, в чем выразилось это возрождение. О росте численности населения села, за годы Советской власти, в т.ч. детей и молодежи, может свидетельствовать строительство двух школ и двух сельских клубов. Представляете насколько большим было село и как много в нем было детей и молодежи, что пришлось строить по две школы и клуба. Почему же авторы статьи в Википедии обо всем этом умалчивают? Ответ очевиден – сложившаяся в стране политическая ситуация не позволяет сказать о Советской власти ни одного хорошего слова.

         Однако и раздел: «Вільна Україна», охватывая период времени с 1991 года до наших дней, никаких достижений, о которых можно было бы рассказать не отражает. И здесь «политическим заказом» ситуацию не объяснишь. Видимо, авторы просто не нашли каких-то положительных фактов о которых стоило бы упоминать в статье Википедии. Ну не будут же они писать о брошенных и разваливающихся сельских хатах, о постепенно разрушающихся дорогах, о закрытых яслях, здание которых разрушено, а двор зарос бурьяном, в котором копошатся куры да пасется одинокая корова. Как-то, видимо, негоже в наступивший «период свободы», писать о том, что население села резко сократилось, материальное благосостояние его жителей, по сравнению периодом «советской оккупации» резко ухудшилось (может быть за исключением нескольких фермеров или арендаторов), молодежь массово покидает село. Автобусное сообщение с райцентром нарушено. Вместо комфортабельных автобусов, возивших жителей села в райцентр и обратно, каждый день (и по несколько раз в день), теперь три раза в неделю ездит тесная и неудобная (но от этого не менее дорогая) «маршрутка», да и та курсирует между райцентром Христиновка и г. Умань, а в село просто заезжает по пути[4]. Бывают дни, когда ее можно и не дождаться. А в зимний период транспортное сообщение с селом практически прекращается – гололед. Не упоминают авторы статьи в Википедии, что к 2015 году достигло апогея разжигание национальной и религиозной розни – «У лютому 2015 року громада села вирішила перейти з Московського патріархату до УПЦ Київського патріархату», а одну женщину, уроженку села, но волею судьбы проживающую в Луганской области местные националисты пообещали утопить в ставке, ей пришлось спешно уехать из села.

         Все вышеперечисленное приводит к мысли о том, что авторы статьи вовсе не ставили перед собой цели беспристрастно изложить, имевшие место исторические факты, в т.ч. и трагические (никто же не призывает их скрывать). А данная статья в Википедии создана лишь с одной целью: втравить в сознание граждан, как можно больше ненависти к советскому прошлому. Особенно в сознание молодого подрастающего поколения. Для этого они избирательно, с гнусным искажением и извращением, имевших место трагических событий, освещают самые драматические страницы нашей истории, которые, кстати, Советской властью никогда и не отрицались. Одновременно, все что было радостного, светлого, великого скрывается «за семью печатями» и бесстыдно замалчивается.

         Последний пример, чего только стоит крайне лживое утверждение авторов статьи: «Зараз матеріальний стан селян є задовільний». Просто те молодые люди, которым не пришлось жить и расти при Советской власти, не знают что такое «материальное благосостояние удовлетворительное». А сравнивать они могут лишь с периодом голода 1932-1933 годов, подробно описанным авторами, и периодом немецкой оккупации в годы войны. В сравнении с этими временными промежутками, материальное благосостояние селян действительно удовлетворительное, а о материальном благосостоянии жителей села в советский период после 1945 года, авторы статьи попросту умолчали.

 

[1] Вот почему ребенок был довольно упитан.

[2] Остальные умерли в возрасте до 70 лет, но тоже в основном, в довольно почтенном.

[3] В первые дни жизни по причине нежизнеспособности умер еще 21 ребенок.

[4] Может быть сейчас что-то и поменялось, мне не доводилось быть в селе уже более двух лет.

Редакция может не разделять мнение автора материалов. Публикации подаются в авторской редакции.


Загрузка...

В конгресс внесена резолюция о признании голодомора...

Проект резолюции предложен группой конгрессменов во главе с сопредседателями...

В кнессете Израиля зарегистрирован законопроект о...

В российском посольстве документ назвали циничной спекуляцией на памяти жертв

В Конотопе облили машинным маслом памятник жертвам...

«Это не просто акт вандализма — это акт сепаратизма». К такому заключению...

Порошенко почтил память жертв голодоморов

Глава государства отдал дань памяти погибшим в Украине в 1932–1933 гг., сообщает...

В Висконсине признали голодомор геноцидом украинцев

Всего в США подобную прокламацию подписали уже в 7 штатах

Загрузка...
Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
MDX

Спасибо автору за не предвзятый анализ жертв голодомора в отдельно взятом селе. Правда, хотелось бы этот анализ несколько уточнить. В той же Википедии читаем: "...сообщения о первых массовых случаях голодания и смертей от голода после неурожая 1932 года относятся к началу января 1933 года (город Умань и прилегающие районы)." Обратите внимание на даты! Что из этого следует? А следует то, что, во-первых, имел место неурожай, а не сплошные происки большевиков; во-вторых, зерно и овощи крестьяне сдавали государству ПОСЛЕ уборочной, т.е. в июле-сентябре месяце. Вот с сентября и надо бы начинать подсчет смертей селян, которым ничего не оставили на пропитание. В приведенном списке таких случаев аж два - нежизнеспособный младенец и женщина, умершая от брюшного тифа.
Я не говорю, что голода не было, но и без предвзятости и политического заказа явно не обошлось.
P.S. Кстати, интересно было бы узнать численность населения села на начало 1932 года и сравнить количество смертей за год с предыдущими годами: насколько приведенные данные о 246 умерших выбиваются из того, что называют естественной убылью населения.

- 16 +
Толян
13 Января 2017, Толян

Браво автору. Очень объективная аналитическая статья.Единственное, что хотелось бы добавить: в Украине при "майданной власти" нет "голодомора", но идёт полный тарифный и ценовой геноцид большинства населения и "охота на ведьм" (объявление всех несогласных с "майданной властью" "сепаратистами", "агентами Путина" и тому подобное).

- 24 +
Yury Petrov
13 Января 2017, Yury Petrov

Вятрович и его гоп компани когда придет время ответят за свою историческую брехню. Жаль только будет если успеют удрать.

- 24 +
Мария Волынец
11 Января 2017, Мария Волынец

Спасибо огромное! Такие статьи нужно архивировать, и потом давать читать подросшим детям. Чтоб они знали реальную историю. Особенно у нас в западных областях страны.

- 51 +
Вероника
11 Января 2017, Вероника

Спасибо Ивану Н. за историческую память. Добавлю от себя небольшую реплику. Не помню, кто из политиков сказал, но прозвучало примерно так: уберите сегодня с территории Украины всё, что построили коммунисты. И что останется? Клубы, боулинги да супермаркеты. На мой взгляд, трудно возразить.

- 53 +
+ Показать все комментарии

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка