Разлом

05 Декабря 2016 4.7

Как бы ты, уважаемый читатель, воспринял подобную трагедию своей родословной? Смог бы с убежденностью выдающегося аварского поэта Расула Гамзатова ответить: «…тогда умру и я»? А вот министр культуры(!) Евгений Нищук, похоже, не прочь подтолкнуть к тому… других – «сознательно завезенных»  сограждан юго-востока страны ввиду их «недостаточной генетической чистоты», дабы  устранить «пропасть сознания».

В любой дыре столь обожаемого нами  Запада подобное, мягко говоря, дискриминационное откровение VIP-чиновника повлекло бы его немедленную отставку. У нашенского же блюстителя «чистоты нации» волос с головы не слетел! Более того, сыскалось немало влиятельных радетелей, включая вице-премьера  Геннадия Зубко. Глядишь – появятся и лагеря перевоспитания для «генетического мусора»…  

Курс – на исторический тупик?

Мне, украинцу с добрыми казацкими корнями, которому, естественно, отраднее видеть вокруг единоплеменников и слышать отчую речь, стыдно и горестно за сановного родовича, более того – голоса первого и модератора второго майданов, подзабывшего  элементарную истину: как аукнется, так и откликнется. Тем паче при делении соотечественников на генетически «чистых»» и «нечистых», что невольно отбрасывает к недоброй памяти жутким арийским «исследованиям» 30-40-х годов прошлого века…

Хотя оказавшийся в центре скандала «достойник» и повинился, заявив, что его, мол, неправильно поняли, но практика нынешнего руководства страны свидетельствует о вполне сознательном вытеснении всего «некоренного», в первую очередь – восточнососедского. Даже на проездных билетах, где наряду с украинским текстом будет красоваться английский. Надо полагать, более близкий и понятный «пересичному»  люду, включая половину русскоговорящего…

Воистину, история учит тому, чему нич-ч-чегошеньки не учит! Бездумная политизация сферы общения, призванной служить людскому взаимопониманию, – исторический тупик с неизбежным раздраем и вполне предвидимым развалом  столь выстраданной отчей государственности. Неужто напрочь позабыт языковой «спусковой крючок» крымского и донбасского отделенчества?!

Поражает недальновидность (если не сказать хуже) «атаманов», пришедших к власти на волне массовых требований восстановления социальной справедливости. Ну, кто додумался при беспомощном-то управленчестве, развале экономики, военных действиях, обнищании населения назолять его еще и крайне чувствительными идейно-сущностными раздражителями – декоммунизацией, дерусификацией, а теперь вот «чисткой генов»? И впрямь, ломать – не строить. Ежели в первом случае вполне хватало психологии нетерпимости к врагам-супостатам, то во втором – нужны принципиально иные качества: умение находить взаимоприемлемые решения с самыми заядлыми недругами, объединение усилий для решения общих задач, наконец, элементарное уважение к инакомыслящим, разноговорящим и по-иному поступающим. Чего в упор не просматривается у руководящей «элиты»…

Меж двух огней

Казалось бы, зачем так обострять вроде сугубо гуманитарную проблему? Однако в горячих баталиях украинского политикума она на глазах мутирует из защитника всенародного единения в центрфорварда  гражданского баррикадирования вокруг «розбудови» государственного моноязычия, единокультурия в противовес многоликой их модели. А между ними, по-нищуковскому определению, – пропасть взаимного неприятия, недоброжелательства  и  враждебности, особенно возросших на фоне кровавого АТОшного противостояния.  В памяти всплывает мудрое изречение: «Разговаривать и думать можно на любом языке, а вот любить и ненавидеть – лишь на родном». К сожалению, пока верх берет вторая ипостась…

Оглянемся вокруг:  разве при выяснении отношений не услышишь «последний аргумент» – грязную, унижающую национальное достоинство обиду? И это не просто слова. За ними – жизненная, в конечном счете – сущностная позиция. Хотя при недоразвитости межэтнических отношений особенно недопустимы попытки сваливания тягот посттоталитарного наследия на плечи  инородцев, отторгая даже их речь.

Попытки же примирить «исторических недругов» (что неоднократно старался делать ваш покорный слуга на «летучих» дискуссиях среди разворохобленных земляков-приднепровцев) чаще всего приводят к… двусторонним обвинениям. Для одних, в основном выходцев из местного казачества, такая  позиция попахивает «промосковщиной» и, соответственно, «антиукраинством». Иных же, преимущественно переселенцев из России, наоборот, задевают призывы понять претензии автохтонов и найти с ними точки соприкосновения. В общем, оказался меж двух огней, подобно киношному персонажу: свой среди чужих – чужой среди своих.

«Вначале было Слово…»

С чего и начну «оправдываться». Вас устраивает нарастающая поляризация сограждан? Вряд ли. Вспомним библейскую истину: царство, разделившееся в себе, неизбежно погибнет. Выходит, без спасительного мостика никак не обойтись… А возводить его нужно с обеих сторон. Сошлюсь на хорошо известный мне феномен буковинской толерантности. Издавна там бытовал неписаный кодекс терпимости и сотрудничества между представителями разных этносов и вероисповеданий. В частности, активно действовало пять национально-культурных обществ – кроме украинского, румынское, еврейское, польское и немецкое. Владение же их озвученной душой хотя бы на бытовом уровне считалось нормой для каждого краянина! Независимо от образования и социального положения. Отголоски сего удивительного массового полиглотства еще застал мальчишкой в пятидесятые годы после переезда в Черновцы родителей по направлению на работу. Подражая старшим, мы, тогдашние сорванцы, легко «дополняли» украинскую и русскую речь словами и выражениями на упомянутых языках. Конечно, тот чудовищный суржик привел бы в ужас любого лингвиста, но тешил почитателя традиций «украинской Швейцарии».

Когда выигрывают все?

Увы, длительное пребывание на Севере, Дальнем Востоке и в Средней Азии при отсутствии речевой практики постепенно стерло из памяти четыре последних ветви подгорянской культурной полифонии. А жаль! Так неуютно себя чувствую, навещая места своей юности и бывая в компании коренных черновчан-неукраинцев, которым в ответ на их отменное владение моей «душой» уже не могу ответить извечной тамошней вежливостью – использованием ихней… Секрет же уникальной общенческой палитры предшественников кроется не в каком-то особенном преклонении перед «чужаками» или недостатке внимания к своим истокам. Просто они, всем сердцем  любя и сберегая прадедовские духовные россыпи, были… практичнее нас, суетных нивилизаторов. Ведь с деловыми партнерами, соседями по дому, улице, населенному пункту значительно легче и себе же выгоднее прийти к соглашению их родным словом. Что стимулировало взаимную любезность, благожелательность  и, в конечном счете, сотрудничество. Выигрывали все! Ведь интернационализм, интеллигентность, да и просто элементарная вежливость – улица с двусторонним движением…                                                    

Казалось бы, чего проще – организовать языковые «ликбезы» в виде общедоступных курсов, кружков, специальных теле- и радиопрограмм? Ан нет! О том не больно переживали союзные чиновники, а «независимо соборные» – и вовсе махнули рукой, занятые лихорадочным выгребанием «бабла» из державных закромов под велеречивые сотрясания воздуха о «жизни по-новому»… Насколько сложен во всем мире этот барьер, можно судить по множеству примеров социальной нестабильности и сепаратизма даже в самых экономически благополучных уголках.

Скажем, в Канаде франкоязычный Квебек издавна угрожает выходом из состава страны. В Бельгии хронически сталкиваются франкофоны и фламандцы, чуть не доведя до полного разрыва между собой в ходе  двухлетнего правительственного кризиса. Каталонцы и баски тоже норовят распрощаться с испанским единодержавием. Во Франции поднимает голову гасконский и корсиканский сепаратизм. А шотландцам в ходе состоявшегося референдума о возможности создания (точнее, восстановления) еще в Средние века утраченной государственности самую малость не хватило до точки невозврата. Что, впрочем, вполне достижимо после английского «брексита», неприемлемого для большинства северян…

По сути, везде, где имеются национальные и разнокультурные меньшинства, тлеют угли отделенчества. Но в так называемом «цивилизованном мире» их более-менее научились если не полностью тушить, то хотя бы сдерживать в приемлемых рамках. А вот как быть нам, конфликтоносным и нетерпимым друг к другу частям так и не сложившейся «украинской политической нации»? Пока не усохли до размеров изначального Киевского княжества…

«Ненависть – гнев слабых»

Пожалуй, вначале стоит разобраться, что вообще собой представляем – Украину или Большую Галицию? Задаться столь «скользкой» дилеммой подвигнул электронный отзыв Андрея Гапкина на размышления о проблемах российско-украинских отношений «Убить или убедить?» («2000», №45 от 11-17.XI.2016): «Хочу немного возразить автору. Украина взяла за основу галицийскую идею. А она по своему замыслу является антагонистом России. И на телевидении засели лютые ненавистники москалей. Пока ею конопатят мозги граждан, на Украине примирения не будет по определению…» Будучи противником деления людей на плохих и хороших, своих и чужих не по личным качествам (умный – глупый, порядочный – подлый), а по независимым от нашей воли (происхождение, язык, традиции), тем не менее, вынужден признать резонность столь жесткого утверждения своего визави. Имею на то основания:  уроженец Полтавщины с запорожскими корнями, полжизни провел на «окологалицкой» Буковине, накопив немалый опыт соприкосновения с оной «идеей».

Мне тоже претят такие ее проявления, как нетерпимость (к иной мысли, вере, языку, мировосприятию), приспособленчество (перед сильным – прогибаться, по слабому – топтаться), мессианство («Львів – духовна столиця України, відтак – усі рівняйтесь на нас!»), хамелеонство (потрясающий кульбит «пьемонтовской» элиты: из соловьев тоталитаризма – в орлы демократии), клановость («Свій – до свого і по своє!», что наглядно демонстрирует самая массовая галицкая «диаспора» в Кабмине: первоочередные бюджетные ассигнования, к примеру – на дороги, своим). Касательно же «москалененавистничества», доходит до маразма: чего стоит приснопамятная реклама львовского пива, где на уровне пошлого анекдота по всем телеканалам высмеивалось мягкое русское звучание буквы «и»). Как тут не вспомнить Альфонса Додэ: «Ненависть – гнев слабых». Дополню: но с большу-у-ущими амбициями! Кабы к ним – надлежащую  амуницию, начиная с «главного генетика»…

Между содружеством и совражеством

Выходит, прав Андрей? Скажем, так: задуматься стоит. Ну, хотя бы над опытом «галицизации» той же Буковины, представляющей собою как бы Украину в миниатюре  (разноментально, многонационально, поликультурно),  которую в последнее время облюбовали западные соседи. В результате, куда и девалось веками складывавшееся межобщинное согласие, доверие и взаимопонимание – будто забросили ежа среди ужей: каждая из краевых этнических ветвей  начала активно заглядываться в сторону   огосударствленных сородичей за рубежом. Оно и не случайно: кому приятна собственная кровная «неполноценность»? Даже коренные украинцы-русины почувствовали себя неуютно под наплывом напористых, категоричных, агрессивных, выставляющих себя носителями истины в последней инстанции (особенно по части патриотизма и национальной сознательности) львовских, ивано-франковских, тернопольских «миссионеров». Не постигла бы всю неньку подобная судьбина – от содружества людей к совражеству пауков в банке…

Спрашивается: откуда у тамошних «ежей» столько колючек? Во-первых, сказывается многовековая разделенность с общеукраинскими культурно-историческими процессами, ставшими для галичан чужими, а то и чуждыми. Во-вторых, непрестанное иноземное угнетение сформировало у них особую защитную реакцию «гнуться, но не ломаться»  с отторжением всего «пришлого». В-третьих, до сих пор не затянулись раны горькой памяти сталинских репрессий и массовых высылок на перевоспитание в «солнечный Магадан», возбуждая жажду мести. Но кому? «Кого уж нет, а те далече. Душа в потемках умирает.

Кто вам сказал, что время лечит? Неправда. Время убивает». Вот и достается по полной программе ни сном, ни духом непричастным к преступлениям прошлого внукам и правнукам вольных или невольных исполнителей демонической указки «отца народов», а заодно – их речи, мыслям, обычаям… Не забуду, как во время очередной турвылазки в Карпаты натолкнулся на развалины давно заброшенного подворья,  обходимого местными газдами (хозяевами). Оказалось, с ним связана кошмарная трагедия: под вечер к жившей там многодетной семье зашло полдесятка вооруженных оуновцев переночевать, а когда они уснули – с другой стороны разделенной на две части хаты вновь постучали… сотрудники госбезопасности, гнавшиеся за «лесными братьями». Тоже напросились на ночлег. Благо, в иной половине…

С рассветом в том же порядке обе группы убрались, не подозревая о существовании друг друга. Трудно  представить, что пережило семейство, но его глава, спустившись к расположенному рядом потичку, утопился (случайно утонуть там невозможно: воды – по колена). Погоревав, вдова перебралась с детьми на другой хутор к родителям, а ранее крепкое хозяйство превратилось в зачумленный, нечистый призрак. Сколько подобных сломанных судеб осталось от той немилосердной поры!  

Наконец, срабатывает с детства прививаемое неприятие всего, связанного с восточным «старшим братом». К примеру, вот что узнавали школяры из учебника «Історія України (для дітей)» – львівське  видання «Світ Дитини», 1934 рік; у передруці Видавничої спілки «Тризуб», Вінніпег, Канада, 1972 р.: «Юрій Довгорукий упорядкував на півночі свою окрему державу і дуже її собі сподобав. Населенням цієї держави були фіни з племені чудь, а до них він спровадив з північної України ще багато українців. З тої то мішанини людей почав народжуватися новий народ і нова держава…

Той народ і дальші князі, хоча й походили з українського роду, стали потім найбільшими ворогами України… Син Юрія Довгорукого – князь Андрій Боголюбський – зовсім уже відчужився України… зо своїми москалями напав на Київ і знищив його… Юрій Довгорукий і його син Андрій дали початок московському народові, який справді ще й донині має ті «довгі руки» і все посягає ними по Україну» (ст. 37-38). А в качестве наглядного приложения – жуткая картинка «Москалі руйнують Київ» (ст. 39).  Легко представить реакцию обучаемых на всю оставшуюся жизнь… Не вдаваясь в более, чем сомнительную историческую правомерность употребления понятий «Україна», «українці», «москалі» (они же – «фінська чудь») применительно к XII веку, т. е. задолго до сформирования обеих наций, а Украины и Москвы (производное – «москалі») – как административно-географических единиц,  улавливаем запрограммированно негативное отношение к «наибольшим врагам». Чего же тогда удивляться изгалянию «національно вивищених» львовян над рекламно-пропагандистским «пи-и-ивом»? 

Уроки Веймара

И все же не собираюсь продолжить порочную традицию  навешивания нелицеприятных социально-типологических ярлыков. К примеру, что общего между такими «западенцами», как самый «гибкий» соплеменник – экс-главный идеолог КПУ и член ЦК КПСС, экс-разрушитель коммунистического же Союза, экс-президент «демократической» Украины, а ныне у-у-убежденнейший идеолог национализма Леонид Кравчук, и глубоко  порядочный, объединяющий соотечественников духовной любовью к ближнему   Предстоятель  УПЦ митрополит Онуфрий?.. Факт: в любом региональном «котле» есть и первые, и вторые типажи, хотя и в разных пропорциях. Предлагаю взвешенно, трезво разобраться, по-че-му наша горемычная ненька никак не одолеет подтачивающий ее изнутри раздрай на днепровский берег правый – берег левый,  «свідомих» – «москалів», русофобов – русофилов. Тем самым обращая в мираж малейшие перспективы вожделенной «европеизации».

Не пора ли, наконец, разноговорящим, разнодумающим, разночувствующим, но одинаково цинично и своекорыстно «кидаемым» своими лукавыми верховодами, греющими руки на межнациональной, межрегиональной, межкультурной розни, осознать: главный противник – не перед собой, по ту сторону фронта, а за собой, за спинами стравливаемых галичан и донбассцев, «коренных» и «пришлых», «укров» и «ваты», преотлично находящий общий язык и общие бизнес-интересы, густо замешанные на боли и крови «любимого электората»? Как там у россиянина Николая Некрасова: «Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил, – Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..»

Будто отвечая на эту нескончаемую историческую драму восточного славянства, украинский поэтический гений Тарас Шевченко горько иронизирует: «Народ мовчить, бо благоденствує…» Невольно рвется из глотки: доколе же  будет длиться  обоюдное затмение разума, елементарного здравого смысла простого трудового люда на потеху и жирование нашим и вашим «паханам», сполна заслуживающим бескомпромиссного Христового присуда: «Ли-це-ме-ры»?!

Как тут не вспомнить поучительную долю Веймарской республики, возникшей на руинах Германской империи? За несколько лет немецкая экономика, сопровождаемая, подобно украинской, разительным несоответствием между гуманными декларациями и беспардонными их профанациями, начала стремительно разваливаться. Озлобленные правящим беспределом  трудящиеся затосковали по «твердой руке». И та не заставила себя ждать: неокрепшую демократию сменил тоталитаризм, а республику – более жестокая, нежели предыдущая монархия, нацистская деспотия, завершившаяся фашистским путчем под демагогическим лозунгом: «Германия – превыше всего!» Не правда ли, знакомый мотив?.. 

                                                                                                                             ^Юрий СКИБА, rg.dnepr@rambler.ru

Прилагается: два фото из цитируемого учебника «Історія України»   

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Языковая дилемма

Закрытие классов с обучением на русском языке в Украине принято объяснять отсутствием...

Популизм и суверенитет – явления одного порядка

Ответ на статью Петра Шляхтуна «Лабиринты и тупики социального государства»

Не молчать (хотя бы)

"Наверное, мои эмоции перехлестывают здравый смысл, но так думают многие..."

Мій практикум в Америці

Двадцять чоловіків обслуговують 120 гектарів території, яка належить гольф-клубу. Наше...

Інформацію треба перевіряти

Я вже неодноразово публічно заявляв, що не займаюся будь-якою політичною діяльністю....

Загрузка...

Люблю пунктуальность

Каждому известно, что если человек что-то пообещал, то должен это сделать. Ну а как...

Чому Порошенку не треба брати приклад з нас, галичан

Після перемоги пана Трампа в Америці так звані рідні політологи говорять, що ніби пан...

В Украине нефти с газом не меньше, чем в Кувейте

По поводу своих находок и предложений обращался ко всем президентам, кроме Кравчука....

Телепатология

Эта тема отнюдь не нова, но постоянно о себе напоминающая. Речь идет о преобладании...

Мини-словарик сослужит хорошую службу

Я согласен со статьей «Ликбез по китайским иероглифам» Александра Павкина

Для кого все эти погремушки?

Гласность, демократия, свобода слова, правовое государство.., говорят, скоро власти...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка