Вряд ли методы ликвидации дефицита «Нафтогаза» применимы для остальных госпредприятий. Об этом заявил соучредитель Фонда энергетических инициатив Дмитрий Марунич в разговоре с корреспондентом «2000».
В этом году ряд государственных предприятий – ранее вечные должники, постоянно тянувшие средства из Госбюджета – заканчивают 2016 г. без убытков, а некоторые и с прибылью. Например, такие монстры как НАК «Нафтогаз Украины» (в т. ч. структурное подразделение госкорпорации – «Укргазодобыча»), киевский метрополитен, аэропорт Борисполь и другие.
«Какие меры позволили исправить ситуацию в НАКе? – анализирует Дмитрий Марунич. – Кратное повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго (ТКЭ). Также на улучшение экономики «Нафтогаза» повлияло снижение стоимости импортного газа в валюте на протяжении тех периодов, когда цена реализации отдельным категориям потребителей не отвечала импортному паритету».
Но, резкое повышение тарифов на газ и тепло привело к необходимости предусмотреть в госбюджете многомиллиардные объемы средств на выплату субсидий. «Поэтому реальным решением проблемы безубыточности сектора станет исключительно рост реальных доходов населения, которое тогда перестанет нуждаться в поддержке государства на оплату коммунальных услуг», – полагает эксперт.
Фактически в настоящее время Украина идет по пути реализации либеральных реформ, предполагающих шоковую терапию в отдельных отраслях народного хозяйства, в которых государство сохранило регулирующие функции.
«Сомневаюсь, что описанный выше механизм в полной мере эффективен для иных госпредприятий», – считает Марунич. – И на фоне продолжающегося экономического кризиса и неясных перспектив поддержки действующего режима Западом я не исключаю провала ряда реформ в топливно-энергетическом секторе. Также необходимо отметить, что шоковая терапия способна вызвать протесты населения, что может повлиять на дальнейшую их реализацию».
«Оптимальной моделью выведения убыточных контролируемых государством предприятий является постепенное повышение тарифов для пользователей товаров и услуг, которое сопровождается ростом доходов населения. Кроме того, опыт отдельных западных стран показывает целесообразность сохранения дотируемых предприятий даже в условиях либеральной рыночной модели экономики. Например, речь идет о городском транспорте в Испании, пассажирских железнодорожных перевозках в Италии и ФРГ», – заключает эксперт.
Продолжение темы о государственных отчислениях, дотациях, преференциях и к чему они ведут украинскую экономику – читайте в ближайшем номере «2000»
НАК "Нафтогаз Украины" обнародовала оптовую цену на природный газ для производителей...
Газоснабжающая компания "Нафтогаз" установила цену на природный газ для бытовых...
Министерство социальной политики Украины и группа "Нафтогаз" упростили процедуру...
«Газопоставляющая компания «Нафтогаз Трейдинг» заключила новые договора с 26...
Верховная Рада внесла изменения в государственный бюджет на этот год для обеспечения...
Газопоставляющая компания "Нафтогаз" установила цену на газ в феврале. Это 6,86 гривен за...
Идея новой Конституции — неполезна
Применять дарственный Glock 19 депутат Пашинский не имел прав
Некоторый рост цен на мясо и удешевление кормовой базы во второй половине 2016-го...
2016 год оказался одним из самых нерентабельных за всю историю существования молочной...
Комментарии 0