Вопрос авиапрома остается открытым

28 Июня 2021

 

В мировой практике около 12-15% средств, полученных от реализации авиатехники, направляется на развитие производства и создание новых образцов. В Украине показатель реинвестиций за последние десять лет не достигал и трех процентов

Одним из значимых факторов для экономики любого государства является развитие наукоемких отраслей промышленности. Хороший хозяйственник понимает, что продавать сырье далеко не так выгодно, как готовый продукт. А если это еще и высокотехнологичный продукт, такой как авиационная техника, то упускать имеющиеся возможности – экономическое преступление.

 

Сегодня наша страна – в числе немногих государств, владеющих полным циклом производства летательных аппаратов. Украина занимает ведущее место на мировом рынке в секторе разработки и производства транспортной и региональной пассажирской авиации. Потенциал украинской авиапромышленности позволяет увеличить номенклатуру и объемы создания авиационной техники, в частности: региональных пассажирских и транспортных самолетов, авиадвигателей, агрегатов, бортового радиоэлектронного оборудования, вертолетов, воздушных судов малой авиации и беспилотников. Казалось бы, можно порадоваться открывающимся перспективам. Но не все так радужно. События последних десяти лет резко снизили возможности развития авиационной отрасли.

 

Проблемы украинского авиастроения начались не вчера. В 2010 г. истек срок действия государственной программы поддержки авиастроения, которая стала попыткой руководства страны спасти важнейшую стратегическую отрасль. Кроме того, в настоящее время предприятия авиапромышленности испытывают финансовые трудности из-за уменьшения доходов, что объясняется потерей традиционных рынков сбыта. Им пришлось перейти на мелкосерийное производство, работать в условиях ограниченных поставок комплектующих изделий и материалов для производства самолетов фирмы «Антонов» и вертолетов.

 

Сложно развиваться, когда нет заказов внутри страны. Низкая платежеспособность отечественных авиакомпаний не позволяет им покупать новую украинскую авиатехнику. При этом у нас не существует эффективной системы стимулирования спроса – современного механизма лизинга. Нет и поддержки экспорта продукции авиастроения на государственном уровне.

 

А не так давно Верховная Рада приняла во втором чтении закон «О внесении изменения в раздел ХХІ «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины относительно продолжения предоставления украинским авиакомпаниям переходного периода для использования самолетов отечественного производства». Т.о. срок введения налогообложения иностранной авиатехники перенесли сначала до 1 января 2021 г., а теперь – до января 2025-го. В качестве аргументации данного решения ссылаются на финансовое положение украинских авиакомпаний и ограниченные возможности отечественного авиапрома. Но разве не наличие заказов на отечественную авиатехнику стало бы лучшим стимулом для авиационной промышленности!

 

Некоторый оптимизм вселяет подписанный Минобороны контракт с ГП «Антонов» на строительство трех новых самолетов Ан-178 для ВСУ. Однако это произошло впервые за 30 лет независимости страны и вряд ли поможет предприятию рассчитаться со всеми долгами и обрести финансовую стабильность, что необходимо для развития.

 

Чтобы решить проблемы авиастроителей, не надо изобретать велосипед. В мировой практике около 12-15% средств, полученных от реализации авиационной техники, направляется на развитие производства и создание новых образцов продукции. Это т.н. реинвестиции. А в Украине данный показатель за последние десять лет не достигал и трех процентов.

 

Важно и то, что большинство авиастроительных компаний мира на этапах разработки и подготовки серийного производства самолетов и вертолетов пользуются государственной поддержкой. В европейском сообществе -- за счет реализации программы исследований и инноваций ЕС – HORIZON-2020 (финансирование 2014--2020 гг.), а ныне ее сменила новая – HORIZON EUROPE, которая предусматривает финансирование в 2021--2027 гг. в размере 95,5 млрд. евро.

 

Для украинского авиапрома свет в конце тоннеля появился, когда в прошлом году президент Владимир Зеленский поручил разработать государственную программу развития авиационной промышленности до 2030 г. Распоряжением Кабинета Министров в ноябре 2020 г. была одобрена ее концепция, создан центральный орган исполнительной власти – Минстратегпром, который определяет и реализовывает государственную промышленную политику в авиационной отрасли. В состав правительства введена должность вице-премьер-министра – министра по вопросам стратегических отраслей промышленности. В феврале этого года проект программы был опубликован Минстратегпромом для общественного обсуждения и отправлен исполнительным органам власти на рассмотрение. Все поступившие замечания и предложения, в т.ч. от Минфина, были проработаны и учтены в проекте, согласно которому госбюджетные ассигнования по этой программе на 2021 г. не предусмотрены, и потому в нынешнем году затраты на ее финансирование будут осуществляться только за счет инвесторов. А все последующие годы (с 2022-го по 2030-й) намечается выделять на госпрограмму поддержки авиапромышленности по 2 млрд. грн. ежегодно. При этом поступление средств из госбюджета и из внебюджетных источников финансирования предусматривается в соотношении 55% к 45%.

 

Последняя версия программы с уменьшенным финансированием снова была направлена центральным органам исполнительной власти. И вот здесь, на, казалось бы, последнем этапе, все застопорилось. По непонятным причинам проект госпрограммы развития авиационной отрасли до 2030 года до сих пор не утвержден.

 

Авиастроители уверены: государственная программа развития крайне необходима. Она позволит предприятиям работать в полную силу, создавать новые рабочие места, увеличить заработную плату персоналу и, соответственно, сократить отток талантливой молодежи за границу; будет способствовать увеличению налоговых отчислений в госбюджет и укреплению имиджа Украины как авиационной державы.

 

Достаточно ли в депутатском корпусе нынешней Верховной Рады по-государственному мыслящих парламентариев, чтобы в принимаемых ими законах не реализовывались бизнес-интересы, а возобладали хозяйственные подходы, отражающие истинные потребности страны? Вопрос остается открытым.

Лариса ДУДЕК

Читайте новости Украины и мира на страницах «2000» и в социальных сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram

NIKKEI ASIAN REVIEW: «Украина – новое поле битвы в борьбе США и...

Визит Болтона в Украину (даже несмотря на примирительную позицию Трампа по отношению к...

Редкий дар Владимира Гройсмана

Что сказал и что должен был сказать Гройсман об АН-74, который может отправиться в...

"Игра вокруг СП-2 еще не завершилась", - Кулеба

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отмечает, что не нужно расценивать...

Земельним ресурсам завдано найбільшої шкоди у...

Протягом 6 місяців Держекоінспекція розрахувала 196,6 мільйона збитків за порушення у...

Держекоінспекція проведе позапланову перевірку ПрАТ...

Держекоінспекція планує позаплановий захід контролю на ПрАТ «Рівнеазот», де...

ПриватБанк попередив українців про нове шахрайство,...

Служба безпеки ПриватБанку своєчасно виявила та попередила українців про нову схему...

Расходы бюджета не выполнены на 44 млрд гривен -...

Расходы общего фонда государственного бюджета за первое полугодие 2021 года меньше...

Юрлицам хотят запретить покупать много земли

Раде предлагают сократить максимальную площадь земельных участков, разрешенную к...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка