«Чудак» и еще 11: обнаружены новые спутники Юпитера

18 Июля 2018 5

Группа ученых Института Карнеги под руководством Скотта Шепарда обнаружила 12 неизвестных ранее лун Юпитера. Теперь в перечне установленных спутников газового гиганта 79 объектов.

Открытие сделано в ходе выполнения программы поиска отдаленных объектов Солнечной системы, расположенных за орбитой Плутона, в частности предполагаемой 9-й планеты.

«Юпитер просто оказался в небе рядом с поисковым полем, где мы охотились за очень отдаленными объектами Солнечной системы. Мы по счастливой случайности получили возможность искать новые луны вокруг Юпитера, в то время когда проходил поиск планет на окраинах нашей Солнечной системы», — рассказал Шепард.

Впоследствии Гарет Уильямс из Центра малых планет Международного астрономического союза обобщил наблюдения группы Шепарда и рассчитал орбиты недавно обнаруженных спутников. Оказалось, что 9 из них образуют три орбитальные группы, движение которых противоположно направлению вращения планеты (ретроградное направление). Эти спутники делают полный оборот вокруг Юпитера приблизительно за два земных года.

Еще два спутника вращаются в том же направлении, что и планета. А вот 12-й спутник, самый маленький (диаметром не более километра), ведет себя, по определению астрономов, «чудаковато». Он движется примерно по той же орбите, что и 9 ретроградных спутников, но навстречу им. Поэтому риск столкновения его с другими небесными телами достаточно велик. «Чудак» уже получил имя — Валетудо — в честь римской богини здоровья и гигиены,приходившейся Юпитеру правнучкой.

Шепард подчеркивает, что суета спутников вокруг самой большой планеты — это отголоски хаоса, в прошлом царившего в Солнечной системе.

Новости космических технологий: Россия установила мировой рекорд в космосе