Липкая лента оказалась источником ренгеновского излучения

23 Октября 2008 0

Отматывание липкой ленты в вакууме производит рентгеновское излучение, сообщает Nature News. Работа была выполнена учеными из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и опубликована в журнале Nature. Видео эксперимента доступно здесь. Сами авторы работы отмечают, что похожее явление был впервые описано советскими исследователями еще в 1953 году, однако осталось малоизвестно. Во время отматывания ленты возникает и обычное свечение.

Ученые предполагают, что за излучение ответственен эффект аналогичный так называемому эффекту триболюминесценции. Это явление возникновения электромагнитного излучения при разрушении асимметрических связей в кристалле. Оно возникает, когда кристалл царапается, трется или частично разрушается. В настоящее время считается, что в основе этого явления лежит разделение зарядов: во время механических процессов асимметричные связи разрушаются, а свет испускается в результате повторного объединения заряженных частиц.

Ученым удалось установить, что непосредственным источником излучения служит клейкая субстанция на ленте. По крайней мере рентгеновское излучение возникает именно в том месте, где лента отклеивается от мотка. Описать суть процесса ученым не удалось. Дело в том, что в случае с лентой в «производстве» рентгеновского излучения никакие кристаллы не участвуют - клейкая субстанция имеет аморфную структуру, то есть не обладает кристаллической решеткой. Кроме этого рентгеновское излучение не возникает в присутствие воздуха (поэтому использование обычного скотча безопасно).

Исследователям удалось при помощи данного эффекта получить рентгеновский снимок пальца одного из ученых. Для этого они собрали установку, в которой механический привод в вакуумной камере с постоянной скоростью разматывал скотч. В камере было проделано окошко, через которое рентгеновские лучи выходили наружу. Используя приемник от рентгеновского аппарата для дантистов, ученым удалось сформировать изображение пальца.

По словам исследователей, новое открытие найдет широкое применение при создании портативных рентгеновских аппаратов. В частности, с помощью данного эффекта можно создавать устройства, которые будут работать без электроэнергии: излучение будет генерироваться с помощью механического (возможно даже ручного) привода.

Янтарную комнату в очередной раз нашли