Марсоход Curiosity нашел на Марсе глину, потрескавшуюся от воды

19 Января 2017 5

Четвертый ровер НАСА обнаружил на поверхности Марса необычные отложения глины, покрытые трещинами, подобными тем, что остаются на глинистой почве после сильных дождей, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на Лабораторию реактивного движения НАСА.

"Эти трещины, скорее всего, возникли в результате высыхания воды. Даже с большого расстояния видны эти пятиугольники и другие структуры, которые мы нигде не видели на Марсе. Все это очень похоже на то, как растрескивается грязь на дороге, когда она высыхает", — рассказывает Нэйтан Cтайн из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США).

До недавнего времени ученые не могли обнаружить достоверные следы существования воды на Красной планете. В марте 2013 г. марсоход Curiosity нашел первые признаки существования воды в виде залежей глины, которые он открыл, пробурив камень, названный Джон Кляйн на одной из своих первых стоянок.

Впоследствии ученые нашли много других залежей глины и прочих свидетельств того, что на Марсе была пресная, пригодная для жизни вода. Как считают планетологи, кратер Гейл, где сегодня находится марсоход, является дном гигантского пересохшего озера, следы которого покрывают кратер и его центральную часть — гору Шарп.

Стайн и его коллеги нашли новые свидетельства того, что вода в кратере Гейл действительно присутствовала, изучая камень, который ученые НАСА окрестили Старым Пропойцей. Этот камень был найден во время одной из последних стоянок Curiosity, когда аппарат был вынужден прекратить движение из-за неполадок в буровой установке его механической "руки".

Изучая близлежащие склоны горы Шарп, ученые обратили внимание на необычный "пупырчатый" камень, заставивший приблизится к нему и изучить его с помощью спектрометров и других бортовых инструментов Curiosity. Любопытство не подвело специалистов: удалось найти окаменевший растрескавшийся слой глины, трещины в котором были заполнены песком и другими породами, встречающимися на дне озер и рек.

Помимо различий в химическом составе материала трещин и самой глины, о присутствии воды говорит и то, что Старый Пропойца находится между двумя толстыми прослойками особых "зеброобразных" песчаников и глин, аналоги которых формируются на дне пересыхающих озер на Земле.

Дополнительный аргумент — возраст камня. По оценкам ученых, он сформировался примерно 3 млрд лет назад, когда Марс начал превращаться в холодную и безводную планету. Как отмечает один из руководителей проекта Curiosity Ашвин Васавада, открытие подобных трещин подтверждает становящуюся популярной теорию о том, что Марс переживал серию "мокрых" эпох и засух примерно 3,5–3 млрд лет назад, когда его вода начала испаряться в космос.

В это время, если верить Старому Пропойце, озера в кратере Гейла периодически возникали и высыхали, оставляя после себя окаменелые корки из ила, глины и других осадочных пород. Как надеются ученые, удастся найти аналогичные камни выше по склонам горы Шарп и взять пробы с помощью бура, который специалистам НАСА пока не удается включить.

«Укрводоканалэкология»: ситуация с поставками...