Нейтринная обсерватория зарегистрировала частицу с энергией в несколько петаэлектронвольт

05 Августа 2015 5

Нейтринная обсерватория IceCube

Нейтринная обсерватория IceCube зарегистрировала "след" нейтрино с энергией в несколько петаэлектронвольт, он стал четвертой частицей со столь высокой энергией, которую удалось "поймать" благодаря этой обсерватории. Об этом говорится в статье журнала Symmetry, передает ТАСС.

Потоки нейтрино, частиц с очень малой массой и без электрического заряда, постоянно пронизывают Землю. Нейтрино образуются при ядерных реакциях в далеком космосе, на Солнце, при попадании частиц с высокой энергией в атмосферу. Частица крайне слабо взаимодействует с веществом, через которое проходит, поэтому для ее обнаружения нужны специальные детекторы.

Нейтринная обсерватория IceCube расположена на территории антарктической станции "Амундсен-Скотт", у Южного полюса Земли. Одна из задач проекта — поиск нейтрино высоких энергий, которые прилетают из далекого космоса. Обсерватория наблюдает нейтрино не напрямую: проходя через толщу льда, эти частицы порождают электрически заряженные мюоны, которые регистрируются по так называемому Черенковскому излучению. Оно возникает, когда заряженная частица движется в прозрачной среде со скоростью, превышающей распространение света в этой среде. Излучение позволяет судить об энергии мюонов.

В 2013 г. ученые, работающие с данными IceCube, отчитались о первом "урожае" — детектор зарегистрировал 28 мюонов с энергиями более 50 тераэлектронвольт (для сравнения: сейчас на Большой адронном коллайдере частицы разгоняют "всего" до 6,5 ТэВ). А также две частицы, энергия которых была еще большей и составляла около 1 петаэлектронвольт. Они даже получили собственные имена — Берт и Эрни (по именам героев сериала "Улица Сезам"). С тех пор учеными была зарегистрирована еще одна частица со столь большой энергией, теперь таких стало четыре. Энергия последнего из обнаруженных мюонов составляет около 2 ПэВ, а энергия породившего его нейтрино предположительно в три раза больше, говорится в статье журнала Symmetry. Новая частица была зарегистрирована детектором 11 июня 2014 г., однако данные об этом событии обработали лишь недавно.

Исследуя высокоэнергетические нейтрино, ученые надеются найти источники космических лучей — потоков частиц, порождаемых источниками за пределами нашей Галактики.

Поскольку космические лучи состоят из заряженных частиц, по пути через космическое пространство они отклоняются космическими магнитными полями, поэтому их источник трудно проследить. Нейтрино же ничто не должно уводить с прямого пути от источника. При этом ученые полагают, что источник у космических лучей и высокоэнергических нейтрино может быть один.

12 космодромов или Нью-Васюки в украинско-канадском...