Почему у таксы такие короткие лапы

19 Июля 2009

Маленькие изогнутые ножки таксы, корги, бассета и шестнадцати других пород обусловлены мутацией одного гена в начале эволюции домашних собак.

Генетическая мутация, в результате которой появились непропорционально короткие конечности, отличается от той, что привела к возникновению «игрушечных» собачек вроде чихуахуа и ши-тцу, пишет Science.

Ученые полагают, что она имела место через какое-то время после того, как предки современных собак отделились от волков.

Американские и британские специалисты обнаружили эти генетические подписи при изучении образцов ДНК 835 собак, в том числе 95 - с короткими ногами.

Они выяснили, что собаки с короткими лапами имеют дополнительную копию гена, в котором закодировано производство белка, влияющего на рост, и в котором отсутствуют некоторые части кода ДНК, называемые интронами и имеющиеся в нормальных генах.

Этот процессированный псевдоген вызывает избыточное производство данного белка, в результате чего рецепторы роста включаются в неподходящее время в ходе внутриутробного развития плода.

«Наши результаты показывают, что процессированные псевдогены могут играть большую роль в эволюции, чем это считалось ранее, особенно в качестве источника разнообразия внутри вида, - говорит автор исследования Хейди Паркер из национального НИИ человеческого генома (США). - Мы были удивлены, когда обнаружили, что всего один процессированный псевдоген может привести к такому резкому изменению физического признака, которое сохраняется в течение долгого времени».