Ученые научились включать и выключать сон у мышей

18 Декабря 2015 1 0

Сотрудники Стэнфордского университета научились вводить крыс в бессознательное состояние и выводить из него воздействием на одну и ту же группу нейронов, говорится в отчете об исследовании, опубликованном в журнале eLife, передает N+1.

В ходе работы ученые под руководством доцента Чин Хён Ли использовали оптогенетический подход для изучения работы нейронов таламуса. Таламус – это отдел головного мозга, проводящий сигналы от органов чувств к коре. Он принимает участие в регуляции сна и бодрствования, внимания и памяти. Оптогенетический метод состоит в том, что интересующие исследователей клетки (в данном случае нейроны) генетически модифицируют так, чтобы они экспрессировали светочувствительные ионные каналы. За счет этого клеки начинают воспринимать лазерную стимуляцию, и у ученых появляется инструмент для управления ими.

Возбуждение лазером нейронов центрального таламуса спящих мышей с частотой от 40 до 100 импульсов в секунду вызывало немедленное пробуждение животных. Воздействие на те же нейроны с меньшей частотой — 10 импульсов в секунду — вызывало глубокий сон, которому предшествовало нарушение сознания, напоминающее абсанс (форма эпилептических судорог, при которой пациент замирает с открытыми глазами и не реагирует на внешние раздражители).

Проведенные во время лазерной стимуляции функциональная МРТ и электроэнцефалограмма показали, что в зависимости от частоты импульсации нейронов таламуса связанные с ними отделы мозга (в частности, соматосенсорная кора) возбуждались или, наоборот, угнетались. То, что одни и те же нейроны, посылая импульсы разной частоты, вызывают противоположные реакции других отделов мозга, выглядело весьма необычно.

Дальнейшие эксперименты показали, что подобный эффект может быть связан с необычной импульсацией тормозных нейронов в соседнем с таламусом отделе мозга — неопределенном слое (zona incerta) субталамуса. При низкочастотной стимуляции эти нейроны посылают тормозные сигналы к другим отделам мозга, чего при высокой частоте стимуляции не наблюдается. Когда исследователи заблокировали нейроны неопределенного слоя, низкочастотная стимуляция таламуса не приводила к подавлению сенсорной коры, а, напротив, стимулировала ее.

«Мы выяснили, как связи в мозге могут регулировать сон и бодрствование. Надеемся, что эти данные помогут усовершенствовать метододики лечения травм мозга и других неврологических нарушений», — заключила Ли.

Роль нейронов центрального таламуса в процессах сна и пробуждения интересовала исследователей давно из-за потенциала лечебного воздействия на них при состояниях с минимальным сознанием. Однако, несмотря на единичный удачный эксперимент по элекстростимуляции таламуса, современного понимания механизмов его работы недостаточно для разработки универсальной клинической методики. Работа стэнфордских ученых существенно улучшила понимание этого вопроса.

В Киеве проходит «Марш за науку»

В Киеве около 300 человек прошли маршем от парка Шевченко до Майдана

Президент Ассоциации психиатров Украины: Савченко...

Постановку «диагноза» Надежде Савченко Геращенко и другими нардепами Глузман...

Лечебное голодание сегодня для украинцев – возможно...

Уже много публикаций выпустил на тему о том, как выжить в условиях социального...

Тренды индустрии оздоровления в 2017—2018 гг.

Глобальная индустрия оздоровления однозначно запомнит 2017-й как год креативных...

Врач Белого дома: Трамп психически здоров

Обследование производилось по просьбе главы Белого дома

Новый iPhone SE может быть представлен уже в мае

Новый iPhone SE 2 от компании Apple может быть представлен уже в мае текущего года

Телескоп-поисковик попробует найти новые планеты

Главная цель — поиск каменистых планет, сравнимых с Землей

МКС захватила корабль

Dragon доставил материалы для более чем 250 исследований

Ученик 11 класса из Закарпатья примет участие в GENIUS...

Физико-механические показатели качества экспериментальной бумаги близки к...

niky

Алё---алЁ--ученая братия -пришлите адин включатель --спать хоцца..!!!!!!!!!!!

- 0 +