Ученые развенчали миф о заботливости пингвинов

04 Июля 2009 0

Биологи развенчали миф о повышенной заботливости пингвинов. Свои выводы ученые изложили в статье в журнале Animal Behaviour. Кратко суть работы приводит журнал Wired.

Пингвины формируют пары на всю жизнь и совместно заботятся о потомстве. Родители попеременно остаются на берегу, где присматривают за яйцом или вылупившимся птенцом (у пингвинов чаще рождается один детеныш, реже - двое). Второй партнер в это время охотится в море, набирая вес и собирая пищу для птенца.

Ученые решили узнать, что произойдет, если один из партнеров начнет хуже охотиться. Исследователи выбрали 46 пар пингвинов Адели и закрепили на спине одного из партнеров (как самок, так и самцов) пластиковую коробочку. Она не мешала нормальному выполнению необходимых жизненных функций, но ухудшала подвижность птиц в воде. Соответственно, «неудачливый» партнер хуже охотился, вынужден был проводить больше времени в море и приносил птенцу меньше еды.

Ученые выяснили, что второй родитель никак не пытался компенсировать спутнику его неполноценность. Пингвины без коробочек не приносили на сушу больше пищи и не сокращали время охоты, чтобы дать возможность «неудачнику» наверстать упущенное. В итоге птенец и партнер, которому исследователи искусственно усложнили жизнь, сильно теряли в весе по сравнению с парами, где оба родителя могли нормально охотиться. Птицы некоторых других видов (например, воробьи и синицы) в аналогичных экспериментах пытались помочь партнеру справиться с трудностями.

Ученые предложили несколько объяснений необычной черствости пингвинов. Первая гипотеза оперирует терминам эволюционной теории. Пингвины живут до 20 лет и дают потомство несколько раз в жизни. По этой причине собственное выживание является для них более приоритетным, чем выживание одного из многих птенцов. Птицы, размножающиеся один-два раза в жизни, напротив, делают все возможное, чтобы увеличить шансы своих птенцов не погибнуть.

Второе предположение объясняет странное равнодушие тем, что самцы пингвинов не очень хорошо общаются с другими птицами. Когда коробочка находилась на спине у самца, он не мог «рассказать» о своей беде спутнице. Если же «неудачницей» оказывалась самка, то партнер попросту не воспринимал ее призывы о помощи.

Янтарную комнату в очередной раз нашли