Ученые смогли продлить жизнь лабораторных мышей

06 Июня 2016 0

Доктор Элиза Варела совместно со специалистами Испанского национального центра по исследованию рака (CNIO) нашла способ продлить жизнь лабораторным мышам, увеличив вдвое длину концевых участков их хромосом — теломер. К тому же мыши с удлиненными теломерами реже становятся жертвами злокачественных опухолей. Работа опубликована в журнале Nature Communications, сообщает портал Научная Россия.

Известно, что находящиеся на концах хромосом теломеры — одни из главных «виновников» старения. Они становятся короче с возрастом клетки, а их критическая длина в конечном итоге приводит к уничтожению клетки и появлению в организме старческих болезней. Ученые из CNIO провели ряд экспериментов на мышах и пришли к выводу, что увеличение длины теломер производит обратный эффект — продолжительность жизни организма возрастает, а риск возникновения связанных со старением болезней, наоборот, уменьшается.

В ходе исследования выяснилось, что искусственно созданные клетки — с теломерами в два раза длиннее обычных — прекрасно функционируют. С течением времени они тоже укорачиваются, но их внушительная длина позволяет функционировать дольше. К достоинствам клеток с удлиненными теломерами ученые отнесли хорошую способность регенерировать, устойчивость к ошибкам ДНК и пониженный риск заболевания раком у их носителей — мышей.

Более того оказалось, что отдельные клетки с супердлинными концевыми участками хромосом способны формировать целые организмы с собственными теломерами такой же длины. Лабораторные мыши, помимо искусственно выращенных, имели и новообразованные клетки с длинными теломерами. Интересно, значит ли это, что человечество ждет скорая модификация клеточной терапии и создание живых существ с искусственно удлиненными теломерами.

Вопрос увеличения длины теломер был впервые освещен в 2009 г. в работе специалистов CNIO, когда ученые заметили, что теломеры iPS-клеток — стволовых клеток, искусственно созданных из обычных клеток кожи, — спонтанно удлинились в процессе их развития в качестве искусственной лабораторной культуры. Позже, в 2011 г., Элиза Варела опубликовала аналогичные наблюдения, в этот раз касающиеся стволовых клеток эмбрионов. Причину столь внезапного разрастания теломер приписали влиянию фермента теломеразы.

Теперь группа доктора Варелы намерена вырастить целую колонию мышей с длинными хромосомными окончаниями, чтобы найти ответ на ряд вопросов, в первую очередь о том, будут ли мыши с теломерами удвоенной длины жить в два раза дольше и в два раза реже болеть раком.

Нобелевскую премию по медицине получили...

Открыт механизм «биологических часов», который работает у всех видов живых...

10 000: сколько шагов в день считать нормой?

Результаты соцопросов обескураживают: людей, действительно понимающих, какой уровень...