Ученые впервые победили ВИЧ экспериментальным путем

20 Мая 2016

Группе ученых из Темпльского университета (США), которой руководил Кэмел Халили, удалось успешно вырезать сегмент ДНК, принадлежавший ВИЧ, из генома живых животных. Об этом открытии говорится в пресс-релизе Темпльского университета, сообщает портал Naked Science.

На помощь ученым пришла технология редактирования генов CRISPR/Cas9. Ранние исследования показали, что ее можно успешно использовать для удаления генов вируса, которые встроены в геном клетки-хозяина. При этом важно, что вмешательство ей не угрожает. Были проведены испытания на клетках пациентов — носителей ВИЧ, что доказало хорошие перспективы методики.

Между тем только сейчас получилось испытать новый метод на животных. Исследователи использовали крыс и мышей, у которых был ВИЧ. Ученым удалость вырезать целевой сегмент ВИЧ из ДНК живых организмов. В целом результат превзошел самые смелые ожидания. Анализ, проведенный через две недели после начала лечения, показал полное отсутствие ВИЧ в клетках крови, головного мозга, почек, печени, селезенки и легких. Также наблюдалось значительное снижение вирусной РНК в клетках лимфоцитов и лимфатических узлах.

Результат эксперимента некоторые специалисты уже назвали революционным. Есть все основания верить, что в итоге это сможет помочь миллионам зараженных ВИЧ людей.

Как известно, вирус иммунодефицита человека ведет к появлению медленно прогрессирующей болезни — ВИЧ-инфекции. В результате можно наблюдать угнетение работы иммунной системы и развитие СПИДа (синдрома приобретенного иммунного дефицита). В этом случае без антиретровирусной терапии вероятность скорой смерти пациента весьма высока. Однако антиретровирусные препараты имеют недостаток: они не ведут к удалению вируса из клеток, а лишь подавляют его размножение. Так что о полной победе над вирусом в этом случае говорить нельзя. С другой стороны, при использовании антиретровирусной терапии жизнь пациента можно продлить до 80 лет.

Ольга Руднева: "Многие люди узнали, что инфицированы...