О сути решений Константинопольского патриархата 11 октября и их дальнейших последствиях рассказал в подробном комментарии «2000» политолог, кандидат политических наук Алексей Якубин.
«По факту — получения томоса нет. Непонятно, кому его давать, какая структура должна его получить. Таким образом, желание Банковой отпраздновать это как дарование томоса говорит о том, что, вероятно, решение Константинопольского синода — вершина того, чего удастся добиться в ближайшем будущем. И потому для масс это надо проинтерпретировать как достижение, поскольку других не предполагается. Надо придать видимость, что это и есть томос, который Порошенко обещал с весны. Еще одна причина — необходимость чем-то прикрыть взрывы в Ичне, ударившие по порошенковской триаде «армия – вера – язык». И власть пытается сделать это разговорами о томосе (в надежде, что обыватель не сильно разберется в решениях Константинополя).
На самом деле Константинопольский патриарх принял достаточно странное и спорное решение. О томосе там ни слова. Оно практически о двух персонах — Филарете и Макарии (предстоятеле Украинской автокефальной православной церкви. — «2000»). Константинополь принимает решение о снятии с них анафемы, но при этом они возвращаются к тем церковным санам, которые имели до ее наложения. Филарет был митрополитом канонической церкви, а Макарий и вовсе священником. Филарет на пресс-конференции заявил, что был и остается патриархом, но в решении не упомянуты звания — так, в отношении предстоятеля УПЦ КП указано только: Филарет (Денисенко). То есть Константинополь удовлетворяет просьбу о снятии анафемы, но при этом аннулирует действующие звания. И получается, что Филарет не согласен с решением — по которому УПЦ КП (как и УАПЦ) должна подчиниться Константинопольскому патриарху.
Более того, Константинопольский патриарх активно продвигает идею создания экзархата, пытается оспорить передачу Киевской митрополии Московскому патриарху. На это же указывает и пункт решения о восстановлении ставропигии (или ставропигий) в Киеве — как минимум своего представительства, церкви или монастыря, управляемого непосредственно из Стамбула. Таким образом, Филарету и Макарию предлагают обменять снятие с них анафем на признание того, что Украина теперь — территория Константинополя.
Снятие анафемы, следовательно, выглядит неканоническим. Есть решение Вселенских соборов, что анафему снимает та Церковь, которая ее наложила. В данном случае это РПЦ. А теперь и другие Церкви могут ставить вопрос о нарушении канонических норм Константинопольским патриархом, и может быть поставлен вопрос об анафематствовании его. Решения Вселенских соборов могут менять только Вселенские соборы. Непонятно и решение об отмене обязательств письма 1686 г. Есть правило, что если за 30 лет такие положения не меняются, то это считается свершившимся фактом. А прошло уже 330 лет. Формируется достаточно странный казус.
На 15 октября РПЦ уже назначила свой Синод; не исключено, что там примут достаточно жесткие решения в отношении Константинополя. Вполне вероятно, что и часть православных Церквей, которые ранее выражали обеспокоенность политикой Константинополя, могут сократить общение с ним. А православные Церкви независимы, в отличие от католицизма, где есть главный — папа римский. Варфоломей — первый среди равных, а не папа римский или главный арбитр. И эти Церкви могут дистанцироваться от Константинополя, а по факту – в мировом Православии может произойти раскол.
В Украине же будет усиливаться давление власти на Украинскую православную церковь. Чтобы провести следующие шаги, нужен объединительный собор. И мы уже слышим голоса, что такой собор должен вовлечь не только УПЦ КП и УАПЦ, но и УПЦ. Поэтому вероятно давление власти (гласное или нет) на отдельных иерархов УПЦ, с тем чтобы склонить их перейти на соответствующую сторону. Есть информация, что ключевой фигурой на соборе Порошенко видит отнюдь не Филарета, а митрополита Винницкого и Барского Симеона (УПЦ). И вот, с одной стороны, на УПЦ будут оказывать давление, чтобы внешне процесс проходил добровольно, а с другой — нельзя исключать атак радикалов на храмы УПЦ. Да, Порошенко заявил, что те, кто станет устраивать провокации, являются агентами Кремля, – но хватит ли у него сил сдерживать националистов?
Ключевые события будут далее. Все зависит от того, как пройдет возможный объединительный собор и какие цели поставит перед собой Константинополь. Он просто играет в игры украинских политиков, пытаясь получить для себя новую территорию. Понимают ли это УПЦ КП и УАПЦ? Скорее всего, да, — но рассчитывают извлечь из всего этого свою выгоду. Однако приняв снятие анафемы, они вынуждены будут принимать и другие решения Константинополя, в том числе лишающие их реальной власти».
Теги: Томос, Константинопольский патиархат, УПЦ, УПЦ КП, Алексей Якубин
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
В храме Льва Оптинского в Межигорском Спасо-Преображенском монастыре Украинской...
В Киеве Украинская Православная Церковь инициировала акцию ко дню Благовещения - в...
Паллиативная помощь детям - это не тема ухода из жизни, а возможность подарить...
На Черниговщине в селе Припутни 4 апреля около 20 приезжих праворадикалов во главе с...
Верующие Украинской Православной Церкви, пострадавшие от рейдерских захватов,...
В Киеве духовенство и верующие захваченных храмов из разных епархий Украинской...
Украинские военные хотят купить у Великобритании два противоминных тральщика типа...
Понад 45 мільйонів гривень збитків розраховано Держекоінспекцією у сфері поводження з...
В Украине ожидается новая вспышка заболеваемости коронавирусом COVID-19 после Пасхи –...
Число умерших в Украине в феврале 2021 года составило 51,39 тыс., что на 9% больше, чем в...
Президент Владимир Зеленский заявил, что Украине крайне необходимо как можно быстрее...
Служба безопасности Украины проводит и планирует масштабные многоэтапные...
Комментарии 0