Справедливая стоимость vs «рыночная» цена на газ

09 Июня 2021

Рыночные реалии ценообразования на газ не перестают повергать рядовых потребителей в состояние финансового шока и перманентного негодования. Совсем недавно на совещании в Офисе президента буднично обсуждалась апокалиптическая перспектива того, что 120 городов могут остаться без горячей воды, а бюджетные учреждения будут отрезаны от газоснабжения.

Цена «голубого топлива» для населения куда более оживленно обсуждается в качестве тематической косточки, которую охотно смакуют на очередном ток-шоу в формате «бойцовский клуб бывалых демагогов».

Мы решили разобрать вопрос предметно: почему цена на газ на самом деле вовсе не «экономически обоснованная», и какова в действительности «справедливая цена» топлива, существует ли она вообще.

&&& Ловкость невидимой руки рынка

Годовой тариф стоимости «голубого топлива» для домохозяйств, не претерпев существенных корректировок по сравнению с предыдущими месяцами, с 1 мая был установлен на уровне 7,8 грн./куб. При этом июньские газовые «котировки», которые выкатили потребителям поставщики, заметно прибавили цене.

Ценовые позиции на рынке удивляют, а порой и шокируют граждан, колеблясь в широкой амплитуде от 7,8-8 грн. до 12-13 грн. за кубометр газа. С учетом оплаты распределительных услуг, конечная цена для потребителя составит от 10 до 15 грн. за «куб» газа.

Еще в сентябре прошлого года стоимость топлива составляла чуть больше 4,3 грн./куб., т.е. менее чем за год стоимость газоснабжения для бытового потребителя выросла практически вдвое. 19 мая Кабмин принял решение отказаться от продления режима возложения специальных обязательств (ВСО).

«Правительство больше не регулирует цены на газ для теплокоммунэнерго и не обязывает «Нафтогаз» продавать газ для них по фиксированной цене. Это чрезвычайно важный шаг для создания полноценного рынка газа», -- прокомментировал решение премьер-министр Денис Шмыгаль.

Курс правительства на создание «полноценного рынка газа» регулярно сопровождался рассказами о том, какие преимущества получит конечный потребитель. Реформаторы поясняли: мол, «невидимая рука рынка придет – порядок наведет», и в условиях конкуренции поставщиков произойдет снижение цены для домохозяйств.

При виде июньских ценников на газ у рядового потребителя возникает закономерный вопрос: почему же «невидимая рука» не снижает цены?

&&& Голландский расчет и блюстители прибыльности

В отечественных реалиях есть ряд особенностей, которые попросту нивелируют рыночные факторы ценообразования. Именно из-за них эффект рыночной конкуренции поставщиков не приводит к снижению тарифов.

При наличии на рынке достаточного объема газа для продажи и большого количества конкурирующих между собой поставщиков цены действительно должны снижаться. Однако в Украине этот рыночный механизм не работает из-за обеспечения трети фактических потребностей в газе за счет импортного топлива.

Снижение цен может произойти только при условии насыщения внутреннего рынка газом собственной добычи. Без достаточного предложения газа внутренней добычи «полноценность» существующей модели рынка будет играть на руку только газовым трейдерам и бенефициарам «реверсных» поставок топлива из ЕС.

В рамках «безальтернативной евроинтеграции» Украина взяла на себя обязательства рассчитывать внутренние цены на газ по импортному паритету. После отказа правительства от спецобязательств регулирования цен стоимость «голубого топлива» всецело зависит от котировок на европейских газовых биржах.

Стремительное подорожание газа в последние 6--8 месяцев – это прямое следствие роста цен на топливо в Европе. Например, цена газа на хабе TTF в Нидерландах, который является «ценовым маяком» для отечественного ценообразования, вернулась к максимальным уровням этого года, составив 333 долл. за тысячу кубометров. При этом еще в середине мая газовые котировки на TTF превысили 2,5 летний максимум, и цена «голубого топлива» взлетела до рекордной отметки в 342 долл./куб.

Формально правительство декларирует амбициозные планы по наращиванию объемов газодобычи, которые позволят обеспечивать внутренние потребности в газе исключительно за счет собственных источников. Еще в начале года премьер Шмыгаль заявил, что для достижения этой цели государство намерено вложить в разработку новых месторождений 10 млрд. грн., что позволит Украине уже к 2025 г. отказаться от импорта газа.

«Для этого должно случиться чудо. Чуда не будет», -- иронично констатировал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

«Чтобы заместить импорт до 2025 года, нужно дополнительно добывать порядка 9 млрд. кубометров в год. Украина просто не способна нарастить объемы добычи до такого уровня за столь короткое время. Ресурсная база истощена, капиталовложения в последние годы хоть и были, но это мизерные суммы. Достаточно посмотреть на динамику. Согласно предыдущему плану наращивания добычи «Укргаздобыча» должна была к 2020 году нарастить объемы до 20 млрд. кубов. Сейчас компания добывает столько же, сколько и в 2015 году.

Все эти планы просто пропаганда. Это нереально», -- аргументирует эксперт.

Впрочем, даже если представить, что правительственная программа по увеличению добычи газа будет самой прагматичной и практически гениальной (ее выполнение обеспечат достаточным объемом государственных капиталовложений, которые будут прозрачно и эффективно освоены), это не гарантирует достижения цели.

&&& Бенефициары газовых схем против

Кабмин может декларировать любые намерения и планы. Но в результате реформы корпоративного управления, де-факто и де-юре превратившей «Нафтогаз» практически в неподконтрольное центральным органам власти «гуляйполе» во главе с «импортным» наблюдательным советом, какие бы то ни было планы не стоят даже бумаги, на которой они напечатаны. При этом попытки государственных органов вмешаться в управление корпорации подвергаются очень жесткому одергиванию со стороны «западных партнеров».

В качестве хрестоматийного примера -- недавний кейс с заменой главы «Нафтогаза» и реакция коллективного Запада на этот акт несогласованной самодеятельности от КМУ и ОП.

Увеличение внутренней газодобычи прямо противоположно интересам западных компаний-трейдеров, зарабатывающих баснословную прибыль на схемах виртуального реверса газа из ЕС в Украину. А набсовет и правление «Нафтогаза» в качестве приоритетного плана действий выполняет функции по обслуживанию и «капитализации» реверсных схем.

В данном случае это не какая-то конспирология или «кремлевские нарративы». Ранее в Time, например, было опубликовано большое расследование о том, как экс-глава набсовета «Нафтогаза» Амос Хохштайн обеспечивал продвижение контрактов по поставкам в Украину сжиженного газа из США. Вера в то, что иностранцы в составе набсовета не заняты обслуживанием схожих схем, а радеют исключительно за благополучие украинцев и экономические интересы Украины, – это как минимум проявление безграничной наивности.

В этом отношении трудно не согласиться с определением процесса, который описал «калиброванный либертарианец», бывший и.о. министра экономики Павел Кухта.

«Если государство оторвать от управления госкомпанией, то будет скрытая приватизация, то есть активы якобы принадлежат государству, а пользоваться ими будет менеджмент, не подконтрольный государству», -- очень точно и с глубоким знанием дела заявил г-н Кухта.

Правда, общий комментарий экс-чиновника как раз обосновывал поддержку курса на «углубление и расширение» реформы корпоративного управления. Злые языки и противники «прогрессирующего либерализма» в качестве ответного комментария привели бы дословную цитату «живого классика» – «Каких тебе sincerely еще реформ не хватает?».      

&&& Реальная экономически обоснованная цена

Вполне очевидно, что ценообразование тарифа на газ, которое основано на интересах бенефициаров схемы реверса газа (баснословная прибыльность которой определяется «виртуальной» стоимостью «доставки» топлива в Украину от хаба в Нидерландах), вряд ли можно назвать экономически обоснованным.

Таковой ценой для рядового украинского домохозяйства может являться только стоимость газа внутренней добычи плюс транспортировка. Это является и экономически обоснованной, и справедливой ценой, которую «реформаторы» называют популизмом, «мифом о дешевом газе» или вообще «российской газовой камерой».

Но какова же эта цена с учетом объемов и обеспечения рентабельности внутренней газодобычи, амортизационных средств, возможности капитализации отрасли в целях развития и т.д.? Вместе с энергетическим экспертом Дмитрием Маруничем мы попытались приблизительно рассчитать условную справедливую цену.  

-- Дмитрий, абстрагировавшись от обременяющих энергетическую отрасль Украины обязательств «безальтернативной евроинтеграции», предположим, что потребности обобщенного сектора ЖКХ покрываются исключительно газом собственной добычи. Достаточно ли нынешних объемов той же «Укргаздобычи» для этой цели?

-- Да, достаточно. С учетом того, что население за последнее время сократило потребление до 13,5 млрд. кубометров товарного газа (общая добыча -- 15 млрд. кубов), этого объема достаточно, чтобы обеспечить потребности населения. В целом это реально. 

-- Какова в таких условиях экономически обоснованная конечная цена топлива для бытового потребителя, учитывая все объективные элементы тарифообразования, а не плату «за европейские ценности» или «демократичность реверсного газа»?

-- Это очень непростой вопрос. Конечная цена зависит от многих показателей и факторов. В отчетах непосредственно «Укргаздобычи», например, себестоимость указана на уровне 50 долл. за тысячу кубометров. Но это не совсем корректная сумма. Все-таки эти расчеты построены на эксплуатации давно разведанных, обустроенных еще в советское время месторождений.

-- Все-таки -- как патриоты отечественного газодобывающего сектора -- давайте учитывать общие амортизационные отчисления, затраты на фонд капитализации и развитие отрасли и т.д.  

-- Эта проблема в первую очередь лежит в плоскости принятия политических решений. Влияние определенной доли импортного топлива в общей «газовой корзине» Украины никуда не исчезнет, просто вопрос в том, что этот импортный газ не нужно поставлять конечному бытовому потребителю.

Политическое решение в том, что нужно заявить во всеуслышание: мы отбрасываем модель импортного паритета ценообразования.

Но кто возьмет на себя такую смелость и ответственность? За подобные заявления от МВФ и прочих наших западных партнеров-кредиторов прилетит «привет» такого масштаба, что мало не покажется.

В теории, если вернуться к старой схеме «затраты +», отказавшись от импортного паритета, можно выйти на базовую цену для конечного потребителя в 4 грн. за кубометр. При этом нужно учитывать объемы добычи, что тоже влияет на конечную цену. Но, опять-таки, с экономической точки зрения цифра в 4 грн. -- это не совсем корректный показатель, поскольку нужно еще добавлять 1-1,5 грн. за доставку.

Долгие годы -- и это действительно так -- тарифы не покрывали амортизационные расходы на инфраструктуру. Пока удовлетворялись финансовые аппетиты компании Коболева-Витренко в «Нафтогазе», с покрытием тарифа на обслуживание распределительных сетей все обстояло очень и очень печально. 

Так или иначе, в инфраструктуру нужно вкладывать средства, чтобы все это просто не развалилось в один прекрасный момент.

В целом цена в 5 грн. за кубометр для конечного бытового потребителя могла бы быть неким ориентиром. Мы учитываем и определенный амортизационный ресурс на содержание инфраструктуры и капитализацию развития собственной добычи. По крайней мере, это намного объективнее, чем 10-15 грн. за «куб».       

-- Допустим, нашлись люди, готовые пойти против воли обобщенного Запада и прочих кормящихся здесь «менеджеров» и импортных «реформаторов».

-- Самая главная и первоочередная задача -- изменение действующего законодательства. Закон о рынке газа еще в 2016 г. подписывал Порошенко, и там четко зафиксирована норма об импортном паритете.

Нужно выходить и честно объяснять людям: мы приняли политическое решение и на его основе меняем законодательную базу, отказываясь от прежних принципов ценообразования. А чтобы обеспечить адекватную цену на газ, мы внедряем систему, например, перекрестного субсидирования.

Это было бы честно, открыто, системно и последовательно. Но нынешняя власть на это никак не пойдет, потому что из МВФ последует очень «длинная телеграмма» в критически угрожающем тоне.

Нынешней властной команде стало бы плохо от самой мысли о таком исходе. Поэтому они продолжают «маневрировать». С одной стороны, при «тотальном рынке», основанном на принципе высокой маржинальности бизнеса, может разразиться жесткий социальный бунт с непредсказуемыми, жутковатыми последствиями. С другой стороны, нужно выполнять все взятые на себя перед коллективным Западом обязательства и заканчивать полную либерализацию газового рынка.

Сейчас власти удается «петлять» между двумя крайностями, прикрываясь общим фактором пандемии. Но, как говорится, нельзя обманывать всех и очень долго.

Кабмин больше не регулирует цены на газ

Правительство решило не продлевать возложение специальных обязательств (ПСО) на рынке...

Украина не покупает газ у РФ уже 2000 дней

Украина не импортирует природный газ по контракту с ПАО "Газпром" (РФ) уже 2000 дней - с 26...

Пяти чиновникам "Киевгаза" сообщили о подозрении

При процессуальном руководстве Киевской городской прокуратуры в рамках...

Запасы газа в Украине сократились

Запасы газа в Украине сократились до 15,47 млрд кубометров, что составляет 50% от...

Добытый в Украине газ не экспортируется, - Витренко

Исполняющий обязанности министра энергетики Юрий Витренко заявил, что добытый в...

В Украине впервые аннулировали лицензию на поставку...

Нацкомиссия по госрегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) на...

На Азове строят базу для морской охраны

В Бердянске Запорожской области при поддержке США строится военная база для Морской...

Через зміну клімату Дністер та Південний Буг втратять...

До кінця століття водний стік в Дністрі та в Південному Бузі може знизитись на третину,...

"Дельта" в Украине: Ляшко заявил, что вакцинированные...

Глава Министерства здравоохранения Виктор Ляшко рассказал, что течение болезни,...

В Украине подтвердили 937 новых COVID-случаев за сутки

В Украине за прошедшие сутки 23 июня зафиксировали 937 новых случаев коронавирус. В...

Один из самых опасных штаммов коронавируса "Дельта"...

Один из самых опасных штаммов коронавируса "Дельта", который появился в Индии,...

Украина и Грузия намерены увеличить товарооборот, -...

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина и Грузия планируют...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка