Раскол до унии доведет

№15(768) 15 — 21 апреля 2016 г. 13 Апреля 2016 5

Рядовой украинец, который в лучшем случае знает о том, что кроме канонической церкви в стране есть УАПЦ и УПЦ КП, очень удивился бы, узнав о существовании еще одной — УАПЦ (обновленной). Собственно это даже и не отдельная «церковь», а одна из епархий УАПЦ, отколовшаяся после конфликта «архиепископа» Игоря Исиченко с «митрополитом» Мефодием, возглавлявшим УАПЦ до момента своей кончины в феврале прошлого года.

Игорь Исиченко — личность в церковных кругах известная. Долгое время он был последовательным сторонником «трансантлантического проекта», предполагавшего объединение УАПЦ с Украинской Православной Церковью в США*. Как и лидеры прочих неканонических церковных организаций, Исиченко обосновывал такое стремление тезисом о Константинополе как Церкви-Матери и незаконности передачи Киевской Митрополии Московскому Патриархату.

На этом фоне довольно неожиданным стал идеологический разворот, который лидер УАПЦ (обновленной) совершил на XXV епархиальном соборе этой религиозной структуры, состоявшемся 1 апреля 2015 г. И это была не шутка.

После доклада Исиченко «Политические проекты и канонические перспективы преодоления церковного разделения» собор утвердил решение обратиться «с просьбой о братском совете относительно достижения евхаристического общения и административного единства Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ с Украинской Греко-Католической Церковью как с наследницей киевской духовной традиции».

Сразу следует обратить внимание на лексику, используемую в этом обращении и в последующей риторике Исиченко: «киевская традиция», «киевская церковь», «украинская церковь». Подобные фразы типичны для современных греко-католиков. В них отсутствует определение «католическая» или «православная». То есть утверждается, что религиозная традиция украинцев как бы находится выше конфессиональных различий.

Другой характеристикой размышлений греко-католиков является то, что они рассматривают религию сквозь призму «полезности» украинскому государству и игнорируют внутренние требования христианства и веры.

Многие католики и украинские западники рассуждают в духе «православие — это ложный выбор Украины». Подобным образом высказывался Василий Стус. Так поступает и Валерий Шевчук, украинский писатель, исповедующий римо-католицизм. Процитируем его книгу «Козацкое государство»: «считаю, что если бы Украина приняла христианскую веру не восточной, а западной конфессии, то есть римо-католической, еще во времена Владимира или хотя бы короля Данила Галицкого, мы бы имели сегодня меньше проблем и жили бы как народ, твердо вписанный в европейский контекст, а значит, были бы в цивилизационном развитии значительно на высшем уровне, нежели мы есть, ведь римо-католическая конфессия в большей мере содействовала развитию литературы, культуры, образования, науки и искусства, нежели восточнокафолическая».

Оставим пренебрежительное отношение писателя к культуротворческому потенциалу православия и отметим другой момент.

На наш взгляд, греко-католики предлагают верующим заменить страх Божий на переживание «величия нации», смирение и самоуничижение (традиционных для православной ментальности) — на стремление к самоутверждению, веру в Царство Божие на небе — на веру в Нацию и царство земное. В конечном счете предлагают объявить догматы и вероучение как нечто малозначительное, а следование им — фанатизмом, а не нормальной религиозной практикой.

Одним из тезисов православной критики католичества является то, что католики смешивают абсолютное и относительное, перенося центр тяжести интересов верующих людей на земные привязанности.

Именно в этой точке происходит смычка националистически настроенных греко-католиков и неканонических православных образований. Когда «интересы народа» ставятся выше интересов Христа и Церкви, тогда появляются попытки «подогнать» Церковь под земные цели государства или общества.

Также следует учитывать, что отчаянное положение неканонических православных церквей в Украине, вызванное непризнанием их статуса, может подстегивать их искать выход в единстве с католиками. Вопрос о неканоничности тогда будет снят.

Отсюда очень важный вывод: раскол в православии рано или поздно может закончиться новой унией с католиками. Если «Киевский Патриархат» и УАПЦ не покаются и их священники и прихожане не вернутся в лоно Православной Церкви, то они закончат свой путь в лоне церкви греко-католической.

Кажется невероятным? Но разве заявление Исиченко о возможности объединения с греко-католиками не об этом? А можно ведь вспомнить и заявления архиепископа УПЦ в США Всеволода (Майданского), который еще в начале 90-х участвовал в греко-католическом соборе и заявлял о возможности объединения с греко-католиками. Также следует отметить отсутствие каких-либо высказываний «Киевского Патриархата», направленных на защиту истины православия и полемику с УГКЦ.

Интересно, что один из спикеров «Киевского Патриархата» — Евстратий Зоря — довольно сдержанно на тот момент оценил заявление Исиченко, а опасность его шага он увидел только в «обострении дискуссий между православными, в первую очередь УАПЦ и УПЦ КП, и греко-католиками», считая, что полемика между православными и католиками сводится к выяснению «обид, споров и недоразумений». По-видимому, важность отстаивания истины православия «Киевским Патриархатом» даже не учитывается.

Подведем итоги: объединительные идеи, проникновение национально-политических интересов в церковь, каноническая изоляция УАПЦ и УПЦ КП в совокупности могут привести к новой унии. Всем православным (даже тем, кто находится сейчас в УАПЦ и УПЦ КП), которые считают, что православие содержит полноту истины, следует задуматься над тем, куда их тянут вожаки украинского раскола и к какому печальному итогу это может привести.

*Самоуправляемая церковь в составе Вселенского Константинопольского Патриархата.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Убиенный революцией

7 февраля исполняется 100 лет со дня убийства первого новомученика-архиерея митрополита...

Херсонські священники зробили заяву щодо дій свого...

Відмова священника із Запоріжжя відспівувати трагічно загибле маля сколихнула всю...

Вибіркові свободи, подвійні стандарти та потурання...

Виконавчий комітет міської ради Сум не дозволив архієпископу Сумському та...

Отмолили: Блок Петра Порошенко отказался...

Источник информации — одиозный нардеп от БПП Алексей Гончаренко

Верующие и священники у стен Рады помолятся за...

Против принятия двух законопроектов в УПЦ МП собрали более 300 тыс. подписей 

Трамп разрешил церкви участвовать в политической...

«Финансовой угрозе сообществам верующих положен конец», — провозгласил...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Ошибка