«Страшилки» силовых сценариев

№42 (434) 17 - 23 октября 2008 г. 17 Октября 2008 0

Читая украинские электронные и печатные СМИ, поневоле ловишь себя на мысли, что общество целенаправленно готовят к возможности силовых вариантов разрешения очередного политического кризиса. Причем нас усиленно «пичкают» разнообразием многочисленных «внешних угроз»: начиная от повторения сценария Южной Осетии и заканчивая критической дестабилизацией ситуации в Крыму. Страшно, что сознание массового читателя становится готовым к такому развитию событий.

Последний шанс для авантюристов?

Не будем пытаться прогнозировать ближайшие действия наших политиков, искренне уверовавших, что все более-менее значимые должности ими уже приватизированы. Закрытость нынешних бизнес-политических элит, боязнь появления малейшей «свежей струи» в политикуме и желание сохранить контроль над страной объективно привели к тому, что они готовы на все, в том числе и на различные провокации и силовые сценарии. При этом можно утверждать, что никто из них не собирается следовать букве закона, а будет руководствоваться лишь принципом политической целесообразности. Моральные убеждения политиков таковы, что возможные человеческие жертвы от применения силы не играют решающей роли. Вспомним, как после «оранжевого» переворота разоткровенничались некоторые «полевые командиры», признав, что ими готовился и кровавый сценарий.

Как ни странно, в этой связи одним из определяющих факторов развития событий является готовность или неготовность населения и личного состава силовых структур «таскать каштаны» из «огня» украинских внутриполитических реалий. Но очевидно, что никакие «пожары» сами по себе не возникают. Поэтому становится логичным создание «информационного повода», и в этом наиболее беспроигрышным вариантом выглядят спекуляции на тему Крыма и восточных областей Украины.

Различные опросы и исследования независимо от их заказчиков и степени объективности традиционно объединяет одно: население этих регионов демонстрирует стабильно высокий уровень недоверия к действующей власти и не менее высокий уровень поддержки развития и углубления российско-украинских отношений, причем на фоне антинатовских настроений. Увы, власть и политикум сами виноваты в таком результате, постоянно подливая масла в огонь и строя риторику не на необходимости углубления диалога и взаимопонимания между различными регионами, а периодически играя на теме раскола общества в ходе непрерывных избирательных кампаний.

Но возникает вполне закономерный вопрос. Допустим, беспринципность отдельных представителей политической элиты победила все доводы здравого смысла. Для дестабилизации ситуации в упомянутых регионах принимается решение о подготовке и осуществлении провокаций, в ходе которых возможно введение чрезвычайного положения, применение силы и т. п. игра мускулами. Оставим за рамками статьи поиск причин, возможных плюсов и минусов этого. Попытаемся понять степень готовности наших сограждан и, что самое главное, силовиков оказаться пешками в этих играх.

Чужие игры

Собственно говоря, сами провокации осуществить не проблема. Найти «отморозков», способных на насилие за деньги, несложно. Не ошибусь, если скажу, что в течение последних 4—5 лет во всех основных партийных штабах нашей страны прорабатывались силовые варианты действий. Типичный пример — Майдан 2004 года, когда силу были готовы применить все стороны конфликта, создавшие к этому времени различные полувоенные формирования во главе с «полевыми командирами» (на память приходят аналогии с «полевыми командирами» в Афганистане, Чечне и прочих горячих точках).

Следующий этап после провокаций — создать видимость народного негодования и вывести тысячи «сторонников» партий на улицы. Увы, это тоже вполне осуществимо. Начиная с 2004-го в стране фактически появилась новая профессия — революционер. Ведь желающих регулярно получать значительную сумму денег и при этом не стоять у станка и не работать в поле можно найти в большом количестве. Но, к счастью, это применимо лишь для мелких внутриполитических разборок по примеру попыток блокирования Конституционного Суда в прошлом году после роспуска парламента. И в таких случаях рука правоохранителя не дрогнет, чтобы навести порядок.

Но случаи бывают разные. Вопрос о том, насколько готовы силовики прибегнуть к насилию, интересует многих политиков. Однако нежелание личного состава силовых структур участвовать в сомнительных проектах видно на двух характерных примерах. Когда в прошлом году волюнтаристским решением президента подразделения внутренних войск МВД из регионов были направлены в Киев, их остановили на подступах к столице фактически коллеги из подразделений Госавтоинспекции этого же министерства. Всем стало ясно, что у военнослужащих внутренних войск нет желания оказаться заложниками чужих игр. Ибо по определению не может роту или батальон остановить просто так на дороге всего-навсего наряд дорожно-патрульной службы.

Другой пример — недоверие самой власти к милиции. Ведь по странному совпадению обстоятельств безопасность здания Конституционного Суда доверяли прикомандированным подразделениям милиции из регионов, видимо, сомневаясь в благонадежности «местных» сотрудников.

Отдельное место занимает армия. Вопрос о ее вовлечении во внутренний конфликт обсуждался неоднократно. Но мало кто из подлинных и мнимых экспертов задумывался над ее реальными возможностями влиять на ситуацию. Причем речь не идет о правовом поле применения подразделений военного ведомства в таких случаях. Его для мирного времени не существует, если не считать участия в ликвидации последствий стихийных бедствий или в прикрытии государственной границы в случае проблем в сопредельных странах.

Речь о другом: военные структуры создаются, оснащаются и обучаются для выполнения совсем других задач. И самый подготовленный для этого солдат-контрактник из аэромобильного подразделения не готов автоматически участвовать в «психозах» под стенами парламента или Секретариата Президента. Можно, конечно, вспомнить десантников с саперными лопатами на улицах Тбилиси в недавней истории Советского Союза. Но это исключение из правил. А ввод в Москву дивизий во время августовского путча 1991 года не смог повлиять на ситуацию, ибо несколько дней общения солдат с местными жителями охладили все их волевые порывы.

За годы независимости у наших военных не появилось объективных причин быть благодарными властям и готовыми «подставляться», когда политики делят кресла лишь для себя. Армия тоже многому научилась за этот период, и угрозы ее применения являются не более чем политическим блефом, рассчитанным на манипулирование несведущими гражданами.

Можно вспомнить еще о существовании Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, военных железнодорожников Минтранса, оперативно-боевых подразделений СБУ и т. п. Но их численность просто смешна в масштабах страны, а причины неготовности участвовать в возможных силовых событиях аналогичны упомянутой проблеме военного ведомства.

Полководцы реальные и мнимые

Интересно, что все это происходит на фоне падения авторитета тех, кто может отдавать армии и другим силовым структурам приказы.

Справка «2000»: По результатам недавнего соцопроса, который провело «Украинское демократическое коло» (общественная организация, занимающаяся исследованиями и созданная украинской диаспорой в США, источники — http://www.podrobnosti.ua/society/2005/09/16/243807.html и http://president.org.ua/news/news-68811/) по заказу Института политики, президенту доверяют лишь 13,6% граждан, не доверяют — 70,5%. Ющенко имеет и наихудший баланс доверия—недоверия — 56,9%. Премьер-министру доверяют 33,7% украинцев, не доверяют — 49,7%. Председателю Верховной Рады Арсению Яценюку доверяют 28,3%, не доверяют — 37,1%. В опросе участвовали 1209 респондентов. Погрешность выборки не превышает 3% (http://news.mail.ru/politics/2078421/).

Данная тема особенно актуальна после недавнего возвращения Виктора Ющенко из Вашингтона, где он, как полагают, обсуждал с Джорджем Бушем сценарии введения прямого президентского правления в Украине, роспуска Верховной Рады и последующей «зачистки» политического поля страны, включая варианты силового развития событий. В этой связи СМИ даже прогнозировали возможность очередного витка борьбы между Ющенко и Тимошенко, конфликт между силовыми структурами, где по одну сторону баррикад может оказаться, например, СБУ, а по другую — армия. Хотя и здесь нужно определиться с понятиями. Ведь конфликт силовых структур с участием политиков высшего эшелона — это начало гражданской войны.

Но гражданской войны в Украине не будет. Силовые ведомства, в том числе армия — это не только министры и генералы, зависящие от воли вождей. Это тысячи офицеров и солдат, дававших присягу защищать свой народ, а не обслуживать чьи-то политические амбиции. Они никогда не выполнят антиконституционные и антигосударственные приказы. Да и лидеры наши не способны на такой поступок.

Согласен, что накануне президентских выборов схватка за «главный приз» перейдет некий Рубикон и войдет в режим жесткого и тотального противоборства на «всех фронтах»: идеологическом, экономическом, публичном и политическом. Безусловно, будет разыгран внешний фактор, в том числе и «грузинская карта», однако до силового сценария не дойдет. Революционный синдром и запал — на исходе. Кроме того, силовые сценарии без участия миллионов людей бесперспективны и изначально обречены на провал. А народ настолько устал от революций и потрясений, что наступать на одни и те же грабли не намерен. Кроме того, «фактор Саакашвили» и полное его фиаско остудит горячие головы наших деятелей, которые «мускулами», конечно, поиграют, но не более того.

Поэтому не случайно мы можем говорить об уникальной ситуации, когда слабость силовых структур страны в вопросах реагирования на внутригосударственные проблемы фактически становится сдерживающим фактором.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Польша как приманка для украинцев

Достаточно оснований считать, что реклама успехов Польши — один из сюжетов давно...

Любой процент за ваши деньги

Явка на выборы-15 на юго-востоке будет крайне низкая, и те, кто придут, проголосуют за...

В России — фашисты, у нас — хулиганы

Да, автору украинские фашисты явно милее российских.

Реальные фашисты сидят в высоких креслах

Неосознанный протест против преступной системы власти аккумулируется и...

Европа перед угрозой сепсиса?

Любое государство, соглашаясь на сближение с Украиной, дает сигнал не только элите...

Место каждого в партии определяет хозяин

В таких образованиях, где лидер обладает контрольным пакетом акций, о демократии, тем...

Загрузка...

Толкотня у корыта вместо политического процесса

Не всякого, кто вылез на сцену, можно считать драматическим актером

Европа прогнулась перед Януковичем

Европа сменила в наших глазах статус Тимошенко — политического заключенного на...

Зачем рожать новых украинцев, если старых некуда...

Зачем нас постоянно призывают рожать новых украинцев, если старых никуда пристроить...

Заведомо невыполнимая задача

Комментарии к статье Сергея Лозунько: «Украина заплатит пять годовых бюджетов за...

Унылый цирк жонглера Пиховшека

Как знать, не выйди Юлия Владимировна в 2001 г. на свободу, возможны ли были и ее...

Яценюк и ливийская демократия

Комментарии к материалу Александра Леонтьева: «Купание оранжевого коня».

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка