От «Пятого элемента» к «Валериану»: больше денег, меньше смысла

19 Августа 2017 1 4.2

Дейн ДеХаан и топ-модель Кара Делевинь на постере фильма

Новый фильм Люка Бессона «Валериан и Город тысячи планет» был одной из самых главных премьер августа и значительным событием проката за год в целом. Как-никак, самый дорогой французский фильм в истории (197 млн евро), европейская попытка сделать космический блокбастер на заокеанском уровне. При этом, фильм как раз подтвердил вторичность современного массового не американского кино (по отношению к американскому), в результате которой дорогие спецэффекты-то сделать можно, но на выходе получится нечто ужасное (российский пример той же тенденции -- «Притяжение» Федора Бондарчука).

В отношении Бессона это особенно бросается в глаза, если вспомнить его же «Пятый элемент» 97-го года (он, кстати, теперь сместился на третью строчку в перечне самых дорогих фильмов Франции, стоил в свое время 75 миллионов евро), сравнение двух космических картин отражает то, что произошло со всей отраслью за последние 20 лет.

Самое провальное в «Валериане» -- сценарий, и это притом, что Люк Бессон его не только писал, но и переписывал (после «Аватара» ему пришлось это сделать, видимо, и из-за некоторого сходства сюжетных линий и персонажей, ну и он просто был недоволен первым вариантом). То есть, наверное, сценарий стал лучше. Или, скажем так, за прошедшие 6 лет, его не смогли сделать лучше, как ни старались. Для фильма почти за 200 миллионов, напомним.

Тем, кто не любит спойлеры, можно дальше не читать, нам же без описания сюжета не обойтись. Итак, начинается фильм под Space Oddity Дэвида Боуи, за что любитель этой песни сразу выпишет «Валериану» плюс десять баллов, но одновременно и снимет столько же, ибо Space Oddity в космическом фильме -- это, наверное, эталон банальности. Было же у Дэвида и много других космических песен, и не хуже. Так вот, под Боуи показано рождение станции «Альфа», на которой и будет происходить действие. Она образовалась в результате состыковки космических кораблей, сначала американского с китайским, потом были другие земляне, индусы, арабы (советские-российские космонавты если и были, то в глаза это не бросилось), потом пошли инопланетяне, в итоге, образовалась целая планета из этой тысячи кораблей и на Земле решили, что скопившийся космический мусор нужно куда-то спровадить. Президент всемирной федерации (ультракороткая роль Рутгера Хауэра) произнес сентиментальную речь, смахнул слезинку, и «Альфу» отправили куда-то далеко вместе со всеми ее жителями.

Дальше появляется главный сюжетный ход, уничтожение планеты Мюл, на которой в мире и гармонии проживали напоминающие «аватарцев», но более антропоморфные существа - перлы. Спасаясь от бомбежки, они залезли в упавший к ним космический корабль, и закрыли дверь, даже забыв свою принцессу (небольшая роль модели Саши Лусс), снаружи.

Все это оказывается сном полицейского Валериана, и вот мы знакомимся с главными героями. Майор Валериан, которого сыграл не очень известный американец Дейн ДеХаан и сержант Лорелин (топ-модель Кара Делевинь) -- парочка, которую связывают не только рабочие отношения. Лорелин, как и положено современным феминистическим идеям, физически Валериану не уступает, даже непонятно, почему в название вынесено мужское имя. Видимо, в память о комиксе. Правда, по званию старше все же Валериан.

топ-модель Кара Делевинь в главной роли

В 28 веке в непонятном мире англоязычные (Люк Бессон делал международный блокбастер) полицейские все же имеют что-то именно от французских правоохранителей, думают в основном не о спасении мира, а о походе на пляж (на настоящий, а виртуальный пляж им постоянно включает компьютерный разум их корабля), приказы руководства не читают, действуют хаотично и с постоянным риском (и жертвами) для окружающих коллег. Веселые молодые напарники, чей глубокий профессионализм подернут флером бесшабашности и разгильдяйства (отдельно стоит упомянуть диалоги Валериана и Лорелин, заканчивающиеся либо фразой «очень смешно», либо, в остальных случаях -- «не смешно»). То есть, сценаристы и тут показали космический уровень.

Выполнив миссию на существующем в другом измерении «Большом рынке» (что еще будет в капиталистическом будущем кроме одного сплошного торгового центра) и раздобыв конвертер с редким зверьком как раз с планеты Мюл, Валериан и Лорелин возвращаются на свою «Альфу» и им поручают охрану командора (Клайв Оуэн). По первым же его шагам и улыбке понятно, что он-то самый главный убивец и есть. У него есть и своя охрана -- лично запрограммированные роботы-автоматчики -- тем не менее, прямо на заседание космического совета врываются неизвестные существа, в которых мы можем узнать перлов с планеты Мюл, и похищают командора, а всех остальных закутывают в специальные коконы выстрелами из своих гуманных бластеров. Валериан, как майор, успевает вставить в рот специального паучка, который его освобождает, и бросается в погоню, но пропадает в загадочной зоне.

Дальше фильм начинает странно переходить на подсюжеты, действия в скобках. Следующая значительная часть фильма -- это спасение Валериана Лорелин. О проблемах с похищенным командором все забывают, героиня Кары Делевинь сосредотачивается на поисках напарника. В этом ей помогают забавные утконосо-подобные существа, именуемые доган даггис, очень хорошо осведомленные и торгующие информацией (в русском переводе в речи этих героев обильно присутствует «таки» и прочее).

Доган дагис из фильма Люка Бессона «Валериан и Город тысячи планет»

Нет ли здесь знаменитого французского антисемитизма? Эти персонажи являются удачей фильма Бессона, как и другие отлично прорисованные инопланетные существа -- тут все на высоте, налицо естественный за 20 лет шаг вперед после «Пятого элемента». Возвращаясь к таинственным мудрецам, интересно, снимет ли Бессон совместно с Израилем спин-офф, как это вышло с пингвинами «Мадагаскара» или котом-Бандерасом из «Шрека».

Вроде бы эта часть фильма захватывающая и раскрывает многообразие жизни на «Альфе» (Лорелин сначала с одним пиратом ловит специальную медузу, потом, погрузив в нее голову, получает информацию о нахождении Валериана), но «скобки» в развитии сюжета очень утомляют, без них было бы лучше.

Когда Валериан найден и можно, наконец-то, заняться полезным для Альфы делом, Лорелин хватает рукой красивую бабочку, на которую людей ловят еще одни добропорядочные жители тысячепланетной агломерации. И теперь (подсюжет номер два) Валериан должен спасать партнершу. Он преследует толстого инопланетянина со стрельбой, но только до дворца их правителя, там стрелять уже нельзя во избежание «дипломатического скандала». В будущем толерантным землянам приходится учитывать особенности некоторых «рептилоидов», даже если те ловят людей на обед. Что ж, таковы их культурные особенности.

Дальше, уже двойные скобки, Валериан отправляется за специальным инопланетянином гламоподом, позволяющим перевоплощаться. На «пляс Пигаль» 28-го века хозяин стрип-бара (Итан Хоук) предлагает ему искомое -- танцовщицу, которая использует свои качества для работы. Все это будто было специально вставлено, чтобы мы насладились танцами, а кто-то и актерской игрой -- Рианны (но не пением, в отличие от аналога -- Дивы из «Пятого элемента»). Со стрельбой и без боязни дипломатического скандала Валериан уговаривает Рианну помочь, они превращаются в рептилоида и проникают во дворец главного монстра, где как раз Лорелин подают на обед в числе прочих закусок. Тут-то, внутри дворца, можно окончательно забыть о дипломатии, потому наши герои просто истребляют большую часть инопланетян. Все очень логично. Для пущего эффекта в процессе еще и погибает Рианна, но печалиться об этом не стоит, потому что, по ее словам, у них, гламоподов-стриптизерш, «жизнь хуже смерти». В отличие от артистов, у полицейских в будущем жизнь ничего, есть свой пляж в корабле.

Рианна в кино

Фу-х, наконец-то, по прошествии полутора часов Валериан и Лорелин летят к неведомым перлам спасать командора. К этому времени в центре управления начали догадываться, что с этой планетой что-то не ладно, информация о ней засекречена. Развязка близится, попав в серую зону, полицейские получают всю информацию из первых уст. Оказывается, именно земляне, а конкретно командор, разбомбили Мюл, попавшийся им на пути в ходе боевых действий. При этом, командору доложили, что на планете есть живые существа, но он решил, что какие-то недоразвитые мюлцы не должны мешать боевой операции. Для чего ему нужно было уничтожать целую планету в ходе космического сражения, вместо того, чтобы стрелять по кораблям противника -- совершенно непонятно. Видимо, от безысходности, потому что у противника были просто неубиваемые корабли. Ведь, как мы помним, именно в один такой подбитый пепелац и забрались дикие жители планеты Мюл. После чего их планету взорвали, а корабль, валявшийся на ней, остался парить в космосе. И дверь они-таки закрыли плотно, не зря принцессу оставили снаружи, летали в космосе они так долго, что изучили внутри всю алгебру, геометрию и физику, как Старик Хоттабыч, и подошли к тому, чтобы полностью воссоздать свой уничтоженный мир. Очень талантливый оказался народ.

«Валериан и Город тысячи планет», кадр из фильма

Концовка проходит под бременем французского постколониализма, Валериан и Лорелин, конечно, переходят на сторону угнетенной расы, а командор получает по морде. При этом, совершая этот антиконституционный шаг, Валериан чуть позже вспоминает, что он солдат и должен слушать командиров. Командора пропускают к микрофону и он отдает приказ стрелять своим роботам. Финальная перестрелка с роботами. Зачем дали слово злодею? Ну он же командор, все-таки. С кадрами-руководителями в будущем, по Бессону, тоже ничего не изменится.

В общем, как говорят в таких случаях Валериан и Лорелин, не смешно. Или -- очень смешно. И во всем этом удивляет лишь одно, неужели при таких затратах на фильм, мощных и красивых спецэффектах, куче звезд, именитом режиссере нельзя было сделать сценарий с не бросающимися в глаза на каждом шагу нестыковками и просто идиотизмом вроде корабля, который крепче планеты? Неужели это такая сложная задача? Все же ни в «Звездных войнах» при всей их коммерциализации, ни в появившихся недавно, но быстро завоевавших популярность «Стражах галактики», такой «космической глупости» не наблюдается, есть какие-то условности и допущения, но все в рамках нормы. Вспомним далекое прошлое, даже в советском гротеске «Кин-дза-дза», где тоже транклютировали планеты, все было логично. Есть гравицаппа -- летим, нет -- не летим. Даже эцилоп, хоть и злой, но на сигналы населения реагирует. Здесь же, такое впечатление, что сценаристы, как на «Большом рынке», находились в каком-то своем измерении.

Конечно, на это можно возразить, что литературная основа -- комикс, как и в случае с основой в виде компьютерной игры, какие претензии? А за исключением сюжета, есть спецэффекты, яркие персонажи, смешные инопланетные существа, все красиво, включая задействованных, как и в «Пятом элементе», топ-моделей. Красота спасает мир, лишние раздумья только все портят.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Мартин САЙДИК: "Новый ветер в Киеве – шанс на прорыв в...

По мнению Сайдика, в следующем году могут состояться местные выборы, открывающие...

Опасность поджидает впереди

Любой украинец жаждет скорейшего завершения войны в Донбассе и окончательного...

Во Франции полиция задержала 68 противников саммита...

Во Франции полиция задержала 68 человек, которые забросали силовиков камнями во время...

В испытательный полигон превратили гражданскую войну...

Исследователи предупреждают: для ультраправых иностранных боевиков Украина стала...

Макрон с Путиным встретятся во Франции в августе

Президент Франции Эммануэль Макрон сообщил в субботу, 19 августа, что накануне саммита...

Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
алена аленина
20 Августа 2017, алена аленина

притяжение смотрели в кино семьей довольно не плохо. вообще то что американцы уже снимали фильм с летающей тарелкой и поэтому притяжение плохой фильм не аргумент. знаете фразу это " в симпсонах уже было". ответ "так симпсонов тридцать лет снимают там было все"

- -1 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка