Как стать «единорогом»

№48(844) 1—7 декабря 2017 г. 28 Ноября 2017 0

Байкшеринг — прокат велосипедов — стремительно завоевывает города и страны.

Пекинская улица, ведущая к офису Оfo, сплошь — в велосипедах

Впрочем, для нас пока и термин малознакомый, да и нет такой привычки, чтоб массово ездить на работу не на маршрутке, а с ветерком, на велосипеде.

И хоть в Киеве пару лет назад открыли несколько муниципальных пунктов проката, нельзя сказать, что эта услуга так уж стала пользоваться популярностью.

Может, причина в менталитете или в качестве наших дорог, возможно, в не слишком удобном сервисе, предлагаемом киевскими прокатчиками, да мало ли еще в чем?

Но вот, к примеру, в Пекине одна из байкшеринговых компаний Ofo, возникшая всего-навсего в 2015 г., уже в 2017-м стала «единорогом» — так называют стартапы, чья капитализация превысила $1 млрд.

«Китайская Ofo, сдающая велосипеды в аренду, встала в один ряд с Uber, Space X и Airbnb, — сказано в обозрении на одном из популярных порталов*. — Она успела попасть в волну сервисов, предоставляющих услуги «по требованию». У компании есть серьезный конкурент Mobike. За его спиной инвестиции от Tencent, Xiaomi и Foxconn. Но несмотря на известные имена инвесторов, компании не удалось стать «единорогом»... Оба сервиса были созданы, чтобы максимально упростить процесс аренды».

Велосипеды Ofo — ярко-желтого цвета, оснащены «умными» замками и gps.

Начинала компания — три года назад — с великами, где не было симкарты и gps-модуля. А замки были механические. Сейчас это все в основном утилизировано.

На новых машинах — электронный замок, который питается от солнечной панели, установленной, как правило, на дне корзины.

Сотрудники компании уверены, что байкшеринг — это будущее любого мегаполиса

— Собственно, отсутствие gps в старых версиях доставляло проблемы: человек, который пытался отыскать свободный велосипед в своем телефонном приложении, попросту не видел его на карте, — объясняли мне сотрудники компании. — Сейчас же у нас есть приложения, к примеру, для Android.

Благодаря навигации нет надобности в специализированных стойках, где хранятся велосипеды и где их можно оставлять или получать.

С помощью мобильного приложения любой человек может найти ближайший велосипед, забронировать его, воспользоваться им, а после оставить там, где удобно. У компании уже свыше 20 млн. зарегистрированных пользователей, правда, не только в Пекине, но и в Шанхае, Ханчжоу, Чэнду, Гуанчжоу, Тянзине, Циндао и других городах.

Фары в новой версии — с популярными «посіпаками»

«Утром все, кто торопится к метро, едут туда на велосипедах, там оставляют, а вечером точно так же разъезжаются по дворам, — объясняли мне. — Поэтому для байкшеринга это самое проблематичное время: и утром, и вечером бывает нелегко найти свободный двухколесный транспорт. Но государство пытается понемногу регулировать прокат, в частности, в людных местах стали появляться специальные разметки, указывающие, где именно рекомендуется оставлять велосипеды».

В принципе с точки зрения пользователя, безусловно, это выгодно: стоимость часа аренды — 2 юаня, что в пересчете на гривни — чуть больше 7. Столько же, сколько и плата за одну поездку в пекинском метро.

Поскольку в городах Китая крайне высок уровень загрязненности воздуха, то прокат велосипедов — одна из самых простых и выгодных для клиента «зеленых» технологий.

— За то, что человек пользуется услугой проката, ему предоставляют несколько раз в месяц бесплатные поездки, — говорили мои собеседники. — Кроме того, сумма залога в нашей компании в среднем втрое меньше, чем в других. Допустим, для Mobike это 299 юаней, а для Оfo — всего 99, которые можно вернуть, если человек от услуги решил отказаться.

Чтобы клиенты не бросали велосипеды где попало, компания всячески старается народ поощрять:

— К примеру, открывает пользователь на своем телефоне приложение... Видит на карте велосипед где-то поблизости, который помечен красным цветом. А это значит, что если покататься на нем и затем поставить в людном месте, то человек получит денежный бонус.

Каждому, кто берет на прокат этот велик, изначально начисляется 100 баллов, к которым прибавляется по одному баллу за каждую следующую поездку. Но если человек неправильно припарковался, т. е. бросил средство передвижения где вздумалось, у него отнимается 20 баллов.

Причем если у велосипедиста в «учетной карточке» меньше 80 баллов, услугой этой компании он какое-то время пользоваться не сможет.

Но есть еще лазейка — как заработать баллы. Оказывается, компания добавляет их тем, кто сообщает о велосипедах, брошенных на произвол судьбы.

И даже если б в Киеве байкшеринг стал чуточку лояльнее к клиентам (речь даже не о специальных велодорожках на трассах, а просто о правилах проката), не сомневаюсь, через год-два этим сервисом пользовались бы намного чаще, чем нынче.

В среднем китайский велик (если кто вдруг вздумает приобрести в собственность) стоит 300—400 юаней, или 1200 — 1500 грн. Стоимость же велосипеда на киевской парковке — минимум в 10 раз больше.

Но в случае, если клиент Оfo по дороге обнаружил, что велосипед взял с погрешностями — что-то там не работает, что-то сломалось... Даже если в принципе и сам виноват, к примеру, неумело ехал... Все равно человеку достаточно просто сообщить компании о неприятности. И ему могут даже баллами компенсировать неудобство.

Зато у нас, как выясняли представители медиа, решившие еще год назад провести такой эксперимент на себе**, получается иначе: «...Наш вопрос, кому пришлось бы оплачивать ремонт в случае поломки при наезде на неудобный бордюр, поставил руководство велопроката в тупик. После некоторой заминки нам сказали, что «поломки при неправильной эксплуатации — за счет клиента».

*hightech.fm.

**vesti-ukr.com/kiev

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка