«Один пояс, один путь» и Казахстан: мощная синергия развития

18 Марта 2019 0

Гульнар Шаймергенова, директор Центра по изучению Китая

Астана, Казахстан

Я хорошо помню тот день, когда в рамках своего визита в Казахстан в городе Астане Председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Назарбаев Университет, чтобы выступить с программным докладом перед широкой казахстанской аудиторией. В тот период я работала в университете, и мы очень трепетно готовились к встрече с китайским лидером. Это был весьма интересный момент, ведь то время было первым годом нахождения Си Цзиньпина на посту руководителя Китая - крупного государства, которое начинало играть все более и более значимую роль. Мне, как специалисту в области международных отношений, было интересно узнать – что же расскажет лидер одной из крупнейших стран мира, какие идеи он представит и каким видит отношения Китая с Казахстаном.

Выступление стало большой неожиданностью – стратегическая идея, которую Председатель Си озвучил в Астане, поражала воображение сразу по нескольким параметрам. Китайский лидер сумел выгодно использовать нашу общую историю Шелкового пути и связать ее с современными процессами в Евразии. И все это для того, чтобы построить совместное будущее с новыми возможностями.

Далее Председатель Си озвучил комплиментарные принципы сотрудничества, которые ведут к построению сообщества единой судьбы человечества. Возможно, на первый взгляд предложение смотрится несколько идеалистическим, однако ведь оно хорошо отражает исторический ход нашей цивилизации. Наш мир становится все более взаимозависимым и поэтому в таком общем глобальном контексте нет другой альтернативы, кроме как стремиться жить и развиваться вместе. На фоне роста геополитических противоречий такие конструктивные идеи давно не звучали с мировых трибун, это привлекло большое внимание к выступлению.

И наконец, несмотря на всю идеалистичность и концептуальную новизну предложенной инициативы, она на самом деле оказалась очень практичной, деловой и конкретной. Мы стали свидетелями рождения хорошо продуманной стратегии, в основе которой лежит мудрая идея, великая задача и реалистичные механизмы ее достижения через улучшение жизни людей, народов, государств.

Все это очень хорошо созвучно казахстанской политической идеологии, которую проводит все эти годы Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Наша страна с самого начала проводит мирную политику, направленную на сотрудничество, взаимоподдержку и совместное развитие. И, думаю, что Председатель Си хорошо понимал тогда, что Казахстан это не просто ключевое географическое звено в реализации его идеи, а прежде всего государство, где он найдет большую поддержку и искреннее понимание.

Так и получилось – наша страна первая выдвинула государственную программу, которая стала важным элементом в реализации «Одного пояса, одного пути». Казахстан привлек к себе большое международное внимание и получил новые исторические возможности развитию. Я, как настоящий патриот Казахстана, с первых дней понимала, что китайская идея не только помогает развитию моей страны, но и меняет весь континент. Своей инициативой Китай предложил изменить подход геополитический на геоэкономический. Это очень хорошо созвучно с курсом, который проводит казахстанский лидер и которая выражается в формуле «сначала экономика, потом политика».

Конечно, как я уже говорила, идея Председателя Си в те годы (особенно на фоне усиления геополитической напряженности в Евразии) смотрелась очень идеалистической. Были и сомнения, и критика и пессимистичные прогнозы. Но сегодня, по прошествии более пяти с половиной лет мы видим, что строительство пояса и пути смогло преодолеть все преграды и выйти на новый уровень развития.

«Ни года без достижений» – так можно очень коротко выразить динамику реализации инициативы «Один пояс, один путь». Почти каждый год строительства отмечался разными достижениями – это удвоение объемов торговли, открытие новых транспортных коридоров, рост инвестиционных потоков, запуск новых промышленных и инфраструктурных объектов. И многое другое.

Вообще если смотреть на инициативу с глобальной перспективы, то можно увидеть, что подобных масштабных планетарных трансформаций в мире не наблюдалось уже многие десятилетия. Давайте только представим некоторые параметры этого исторического строительства. По данным Белой книги «Китай и Всемирная торговая организация»с 2013 по 2017 годы общий торговый оборот Китая со странами, участвующими в проекте «Один пояс и один путь» превысил 5 триллионов долларов США, а прямые инвестиции КНР в эти страны составили около 70 миллиардов долларов США. Вдоль «Пояса и пути» построены 75 зон торгово-экономического сотрудничества, открыто свыше 220 тыс. новых рабочих мест.

Новые достижения были и в прошлом году, который ознаменовался присоединением все новых стран к сотрудничеству в рамках инициативы и их число достигло 105 государств к концу сентября 2018 года. Примечательно, что интерес к проекту проявляют даже те страны, чьи территории не находились на пути знаменитого Шелкового пути. Универсальность и очевидная польза идеи сделали ее глобальной.

Есть и другие цифры. Количество поездов, перевозящих грузы между Китаем и Европой достигло 6300, что на 72% (!!!) больше чем годом ранее. И большая часть из них прошла транзитом через территорию Казахстана.

Такие новые достижения не только удивляют, но и говорят о большом потенциале идеи, озвученной буквально несколько лет назад. Казахстанский Центр по изучению Китая внимательно следит за результатами и динамикой строительства пояса и пути, и готовится к ее фундаментальному осмыслению. Мы видим, что «Один пояс, один путь» меняет реальность, ход привычных процессов и формирует новые возможности там, где их ранее не видел никто. Поэтому Казахстан – последовательный сторонник и активный участник инициативы «Один пояс – один путь». Современная история отношений Казахстана и Китая – летопись плодотворного взаимодействия и поддержки.

На примере сотрудничества Казахстана и Китая – совершенно новое звучание приобретает взаимосвязанность экономик, государств и регионов. Мы связали самые отдаленные регионы Евразии – Восточную Азию и Западную Европу – сократив время пути в 4-5 раз. А Китай навсегда изменил естественные географические ограничения нашей страны. Построив вместе с казахстанскими компаниями крупный терминал в морском порту Ляньюньган, он преобразовал нашу континентальную страну, находящуюся далеко от морей и крупных рынков – в важный транспортно-грузовой узел Евразии.

Строительство инициативы «Один пояс один путь» дало странам Евразии новый импульс  для укрепления экономического сотрудничества между собой. В частности, Казахстан и Китай начали создание 55 новых и перенос ряда китайских предприятий на казахстанскую территорию, формируя длинную производственную цепочку ближе к рынкам потребления. Объем инвестиций в этот огромный проект – впечатляет: более 27 миллиардов долларов повысят уровень индустриального развития казахстанской степи. Молодой Казахстан вступает в эру промышленно-технологического развития и уходит от аграрного прошлого.

Кроме того, сейчас в Астане формируется мощная инвестиционно-финансовая инфраструктура, которая даст новые возможности для поддержки строительства пояса и пути. Китай один из первых стран, которая поддержала идею Казахстана по созданию Международного Финансового Центра Астана (МФЦА). Приоритетными для инвестиций являются страны Евразийского экономического союза, Центральной Азии и Кавказа. Задача МФЦА и Astana International Exchange – аккумулировать большие капиталы и завести их в крупные проекты всего региона, давая ему новые возможности для развития. Ожидается, что к 2020 году в МФЦА будет зарегистрировано более 500 международных и местных компаний. Шанхайская фондовая биржа и Фонд Шелкового пути с первых дней стали стратегическими партнерами МФЦА. Кроме того, МФЦА позволит обеим странам широко использовать национальные валюты в экономических обменах, что повысит устойчивость сотрудничества.

Ну и если говорить о международном значении инициативы, то здесь важно отметить следующее. «Один пояс, один путь» на деле показывает, что крупные мировые державы, большие и малые страны могут легко работать и развиваться сообща, на основе взаимного уважения и поддержки. На фоне конфликтов, противоречий и торговых войн, пояс и путь прекрасно демонстрируют, что несмотря на разные попытки дестабилизации, всегда существует возможность мирного развития и диалога.

А вообще, я верю, что быстрое возрождение Шелкового пути и крупные вложения в инфраструктуру и общую взаимосвязанность в течение следующего десятилетия кардинально изменят не только Евразию, но и заметно повлияет на мировые процессы. Как специалист в области международных отношений, хочу отметить, что пояс и путь - это и есть новая модель глобализации, которая в настоящее время набирает силу и популярность. Уверена, что в апреле т.г. на втором форуме, посвященном этой инициативе, мы услышим новые, прогрессивные и интересные идеи, которые позволят расширить горизонты будущего развития и построить сообщество единой судьбы человечества.

Другие новости о Китае: «Один пояс, один путь» – это не «долговая ловушка»

Читайте последние новости и все о ситуации в Украине и мире на страницах «2000» и в социальных сетях Facebook, Twitter, Livejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка