Совместное строительство «Одного пояса — Одного пути»

01 Июля 2021

В ноябре 2012 г. Си Цзиньпин был избран наивысшим руководителем Китая, и начался новый путь китайского народа в сфере государственного управления под руководством Си Цзиньпина. 

В работе «Си Цзиньпин о государственном управлении» собраны все выступления Си Цзиньпина на раннем этапе его правления в течение одного года и семи дней (с 15.11.2012 г. по 13.06.2014 г.). Они касаются различных аспектов. 

Если обобщить все изложенное в книге, то оно касается двух аспектов — внутренней политики и внешних отношений. Эта книга важна, поскольку Си Цзиньпин говорит о базовых идеях внутренней политики и внешних отношений Китая. 

Каждая страна имеет свою внутреннюю политику и внешние отношения, но у различных стран они имеют свою уникальную специфику, и в разные периоды времени у них могут проявляться разные особенности. Что касается Китая, то с 1978 г. внутренняя политика и внешние отношения Китая обрели две особенности: это реформы и политика открытости, т. е. проведение реформ в отношении внутренней политики и принцип открытости во внешних отношениях. 

Си Цзиньпин раскрывает свои идеи в отношении реформ и открытости, которые появились у него на самом раннем этапе правления, т. е. идеи об углублении реформ и расширении открытости. 

Учитывая в комплексе свой исследовательский и преподавательский опыт, я в основном хочу затронуть один аспект, а именно внешнюю открытость Китая и расширение этой открытости. 

1 октября 1949 г. была создана Китайская Народная Республика. В период с 1949 г. по 1978 г., т. е. почти 30 лет, внешние отношения Китая преимущественно были сосредоточены на Советском Союзе. Независимо от того, то ли это были тесные дружественные отношения, или же возникали противоречия и конфликты, в основном все было связано с Советским Союзом. 1 января 1979 г. Китай установил дипломатические отношения с Америкой, и степень открытости Китая по отношению к Америке быстрыми темпами повышалась. В то же время Китай также ускорил процесс открытости в отношении других стран. 

После этого в Китай начали поступать большие иностранные инвестиции, в первую очередь в Шеньчжень и в прочие пять основных приморских экономических специальных зон Китая. Затем инвестиции направлялись и в другие регионы Китая, включая центральную его часть и западные внутренние районы. С одной стороны, инвестиции стимулировали быстрое развитие сферы производства, с другой — они принесли большую прибыль предприятиям с иностранными инвестициями. В особенности после того как Китай в 2001 г. присоединился к ВТО, темпы расширения внешней открытости Китая заметно ускорились, и это в значительной мере стимулировало развитие внешней торговли Китая. Результатом этого стало то, что с 2013 г. Китай стал самой крупной торговой страной мира. 

Одновременно с этим, опираясь на развитие внешней открытости, с 2010 г. Китай стал самым крупным производителем в мире. 

7 сентября 2013 г., не будучи еще и года председателем КНР, Си Цзиньпин, исходя из объективной реальности развития мировой  экономики и политики, во время своего визита в Казахстан выдвинул великую инициативу совместного построения странами Европы и Азии «Экономического пояса Шелкового пути». Сразу же после этого 3 октября 2013 г. во время пребывания в Индонезии Си Цзиньпин предложил инициативу совместного построения странами Юго-Восточной Азии «Морского шелкового пути XXI столетия». Эти две инициативы также описаны в книге «Си Цзиньпин о государственном управлении», и они имеют общее название «Один пояс — Один путь». Эти две инициативы стали основным содержанием идей Си Цзиньпина о государственном управлении. 

В своей книге Си Цзиньпин объясняет причину своих инициатив «Один пояс — Один путь»: это необходимо для «еще более тесных экономических отношений между странами Европы и Азии, еще большего углубления сотрудничества, расширения пространства для развития», «постепенного формирования регионального масштабного сотрудничества».

Из этого становится видно, что основной причиной является стимулирование экономического сотрудничества между регионами, посредством глубокого сотрудничества — стимулирование общего развития. 

Также Си Цзиньпин детально описал основную суть стратегии совместного строительства «Одного пояса — Одного пути». Суть состоит в «усилении политического общения», «усилении дорожного сообщения», «усилении беспрепятственной торговли», «усилении денежного обращения» и «усилении связи между народами» (часто говорят сокращенно «пять усилений»). В целях обеспечения финансовых потребностей для реализации стратегии «пяти усилений» Си Цзиньпин также предложил странам создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, основной целью которого является оказание поддержки нуждающимся странам в усилении строительства инфраструктуры. 

Помимо вышесказанного, 5 июня 2014 г. в отношении базовых принципов совместного строительства «Одного пояса — Одного пути» Си Цзиньпин рассказал о своем видении, а именно о том, что «необходимо придерживаться принципов совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования». Согласно его видению совместные консультации — это совместные дискуссии и совместные обсуждения. Под совместным строительством подразумевается то, что каждый применяет свои способности, использует свои возможности, при этом объединяются преимущества всех сторон. Под совместным использованием подразумевается то, что результаты строительства более справедливо распределяются и приносят пользу всем сторонам совместного строительства. 

В конце Си Цзиньпин сказал, что посредством совместного строительства «Одного пояса — Одного пути» необходимо продвигать создание сообщества единой судьбы человечества, и рекомендовал начинать с создания сообщества единой судьбы Китая и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и постоянно продвигать создание сообщества единой судьбы всего человечества.

Как и сказал Си Цзиньпин, международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс — Один путь» является способом делового сотрудничества, в результате оно должно быть обязательно реализовано. Начиная с 2013 г., когда была выдвинута инициатива «Один пояс — Один путь», после восьми лет стараний, концепция «Одного пояса — Одного пути» трансформировалась в действия, видение перспектив трансформировалось в реальность, и были достигнуты значительные результаты. 

Во-первых, была получена поддержка абсолютного большинства стран и международных организаций. Вплоть до конца января 2021 г. количество стран, подписавших с Китаем межправительственные соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс — Один путь», составило 140 стран, количество международных организаций достигло 31. На данный момент в основном сформирована сетевая система международного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — Один путь». 

Во-вторых, финансовые организации Китая для реализации проектов по инициативе «Один пояс — Один путь» предоставили финансирование на сумму около 850 млрд. долл., в т. ч. общий объем инвестиций от Государственного банка развития Китая превысил 200 млрд. долл., общий объем инвестиций от Экспортно-импортного банка Китая составил 150 млрд. долл. Китай также специально учредил фонд Шелкового пути, фонд инвестиционного сотрудничества Китая и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, фонд развития Шанхайской организации сотрудничества, фонд китайско-африканского развития и фонд китайско-африканского сотрудничества в сфере производственных мощностей. Некоторые провинции также учредили специальные фонды в целях поддержания проектов в рамках инициативы «Один пояс — Один путь». 

В-третьих, благодаря значительной поддержке со стороны финансовых организаций Китая китайские предприятия строят «шесть коридоров, шесть путей, множество стран, множество портов» как ключевое задание по инициативе «Один пояс — Один путь». На данный момент в основном сформирована сетевая система взаимной связи и взаимного сообщения объектов афроевразийской инфраструктуры, а в особенности объединяющая страны Азии и в основном состоящая из транспортной инфраструктуры. 

В-четвертых, с каждым днем углубляется торговое сотрудничество между странами «Одного пояса — Одного пути», постоянно увеличиваются объемы экспортно-импортной торговли. Согласно статистическим данным, общий объем по экспорту и импорту товаров между Китаем и странами вдоль «Одного пояса — Одного пути» от 1,04 трлн. в 2013 г. увеличился до 1,35 трлн. в 2020 г. По состоянию на конец мая этого года количество рейсов между Китаем и Европой достигло почти 40 тысяч. Рейсы объединяют 22 страны Европы, или 160 городов. Это для стран Центральной Европы внесло важный вклад для противодействия пандемии и обеспечения беспрепятственной цепочки снабжения между странами Центральной Европы. 

И это только достижения, которые были достигнуты с момента инициирования совместного строительства «Одного пояса — Одного пути» между Китаем и другими странами, реальных достижений еще больше. 

С момента, когда Китай и Украина в 2015 г. официально подписали соглашение о сотрудничестве в рамках проекта по совместному построению «Одного пояса — Одного пути», нашими странами также были получены значительные результаты, которые в основном выражаются в увеличении инвестиций от китайских компаний в Украину. Они подтолкнули реализацию проектов по строительству объектов инфраструктуры. Некоторые проекты на данный момент успешно завершены. Например, дноуглубительные работы на зерновом терминале порта «Южный», строительство крупной солнечной фотоэлектростанции. Многие проекты еще в процессе выполнения. 

Если говорить о стимулировании торговли, то торговый оборот между нашими странами увеличивается быстрыми темпами. В прошлом году общий объем товарооборота составил 15,4 млрд. долл., соответствующий прирост составил почти 21%, в т. ч. объем экспорта Украины в Китай достиг 7,1 млрд. долл., соответствующий прирост составил 98%. Китай уже стал самым крупным торговым партнером Украины. 

У Украины и Китая — большой потенциал для расширения инвестиционной торговли, развития отраслей и пр. Особенно заметна взаимодополняемость наших стран в таких сферах, как сельское хозяйство, новые виды энергии, высокие технологии, инфраструктура, торговля, туризм, образование, здравоохранение. 

Ввиду изучения и понимания идей стратегии совместного построения «Одного пояса — Одного пути», описанной в книге «Си Цзиньпин о государственном управлении», в сочетании с требованиями, выдвинутыми в конце прошлого года на видеоконференции вице-премьер-министром Китая господином Лю Хэ и вице-премьер-министром Украины госпожой Стефанишиной, ввиду реализации нового плана сотрудничества, подписанного между нашими странами, мы верим, что в построении «Одного пояса — Одного пути» мы достигнем еще больших успехов, и еще больше осчастливим народы наших стран.

Ху БИЛЯН,

исполнительный директор Института «Один пояс — Один путь» Пекинского педагогического университета, профессор экономики 

Поднебесная создает чудо на земле

Власть стремится уделять внимание как физическому, так и творческому воспитанию...

100 лет, которые изменили Китай и мир

Китай старается всячески способствовать решению глобальных проблем: чтобы сделать...

Общее развитие более открытого Китая с миром

Открытость стала отличительным символом современного Китая

Китайский грузовой корабль «Тяньчжоу-2» успешно...

Будучи важной частью проекта китайской модульной космической станции,...

Ключ к успеху социализма с китайской спецификой

Только учась друг у друга, мы можем построить цивилизованное общество

Внутренняя сущность и практическая значимость идей...

Си Цзиньпин: «Успех управления зависит от обеспеченности народа, а спокойствие в...

Идеи Си Цзиньпина о государственном управлении...

Чудо развития Китая привлекает все больше людей, которые хотят разгадать код этого...

Опыт и понимание демократии полного цикла

Демократия полного цикла в Китае — это точка зрения и перспектива для взаимного...

Цени культуру и ценности других, как свои ...

Добродетель не может существовать в одиночестве — должны быть единомышленники

Идеи Си Цзиньпина о государственном управлении как...

Любое государство, стремящееся обеспечить социальную стабильность, экономическое...

Китайский народ торжественно отмечает 100-летие со дня...

1 июля — 100-летняя годовщина со дня основания Коммунистической партии Китая. Это не...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка