Тяньфу: назад в будущее

№47(843) 24—30 ноября 2017 г. 22 Ноября 2017 4.9

Макет города с 80-тысячным населением

Чтобы построить город с нуля, сколько, думаете, нужно времени? Пять лет.

Причем речь именно о целом городе — с парками и клумбами, фонтанами, линиями метро, многоярусными мостами, всевозможными супермаркетами и, конечно же, многоэтажными домами.

Я видала такое творение в китайской провинции Сычуань — рядом со столицей в 14 миллионов населения, мегаполисом Чэнду.

«Городок провинциальный»

Его назвали Тяньфу. Так, как именуется центральная площадь столицы провинции, где расположены и торговые центры с подземными ярусами, откуда можно попасть на станции метро, и весьма привлекательной архитектуры высотные дома, и фонтаны каскадами, и оригинальные скульптуры, в том числе и памятник Мао.

Но площадь все-таки имеет давнюю историю.

Она была центром «города парчи» — как прежде называли Чэнду за то, что славился он на весь Восток искусными изделиями ткачей, — тысячелетия тому назад.

Здесь были весьма солидные постройки и в эпоху Троецарствия — с 221 по 263 годы, когда Чэнду был столицей царства Шу Хань, и в первой половине IV века, когда стал главным городом государства Чэн, и в начале V века, существовавшим как столица государства Западная Шу.

В справочниках о площади Тяньфу сказано, что она значительно пострадала в годы маньчжурского завоевания Китая (с 1644 по 1683 гг. — во время распространения власти маньчжурской династии Цин на территорию, принадлежавшую китайской империи Мин).

Вот таким Тяньфу будет в 2020-м

Некоторые здания выглядят «каскадом»

Чэнду тогда практически вымер. Площадь была сожжена. Но спустя несколько десятилетий город постепенно начал восстанавливаться. Тем не менее до начала XX века он оставался в статусе уездного, не имевшего собственных органов управления.

Когда в 1952 году была восстановлена Сычуань, то Чэнду стал городом прямого подчинения, в нем разместилось народное правительство провинции.

Архитектура площади Тяньфу мало чем тогда отличалась от иных построек: в основном там ставили холодные монолиты «без выкрутасов», серые параллелепипеды. В общем, и нам знакомая картина по стройкам 60-х.

Но вскоре, как писала позже западная пресса, «в Китае открываются клапаны творчества, из них вырываются причудливейшие здания и проекты развития — наиболее удивительные из всех, что когда-либо знал мир».

Так «провинциальный городок» Чэнду со своей старинной площадью Тяньфу стал превращаться в суперсовременный мегаполис, привлекательный во всех отношениях.

Но просто строить на старом месте новое — этого мало. Там решили осваивать доселе необжитые пространства, причем так, чтобы никоим образом не ущемлять природу.

И тогда родилась идея экогорода Тяньфу — пилотного проекта, что должен стать спутником мегаполиса Чэнду.

«Три года ты мне снился»

Новый город проектировала архитектурная фирма Adrian Smith — Gordon Gill Architecture, а осуществляет проект компания Beijing Vantone Real Estate в партнерстве, разумеется, с муниципальным правительством Чэнду.

Хоть строить и начали в 2015-м, но работа над проектом развернулась задолго до этого, причем, как признавался один из специалистов фирмы Adrian Smith, будущий город Тяньфу ему просто-таки снился.

В Китае уже действует программа, согласно которой в стране постепенно появится 17 таких новых «спутников».

Именно Тяньфу должен стать прототипом, который будет воспроизведен в других местах: небольшой уютный город, построенный с нуля рядом с переполненным городским центром. «Спутник» должен облегчить некоторые проблемы, связанные с перенаселением мегаполисов и загрязнением окружающей среды.

Тяньфу окончательно будет готов принять на постоянное место жительства 80 тысяч человек к 2020 году.

То есть так и получается: за пять лет на месте, где было болото и некогда — захудалый поселок, — появится город-сказка.

Ну, а теперь, собственно, о том, чем же принципиально отличается сие экочудо от множества новых микрорайонов, которые — чтоб легче было понять — допустим, окружают Киев.

В пригороде украинской столицы — малоэтажная застройка, зачастую с большими проблемами насчет коммуникаций, без нормальных дорог, потому что дорогами теоретически занимаются одни, а квадратные метры клепают другие.

Но список того, чего не предусматривают наши новые пригородные районы, даже продолжать не хочется, потому что куда ни кинь — все проблемы.

Территория города Тяньфу — всего 1,3 квадратных километра: это как площадь примерно 245 футбольных полей.

Возможно, это не так уж и много места для проживания 80 000 человек, но идея проектантов и состояла в том, чтобы все было настолько компактно, чтоб жители могли пешком за 15 минут дойти из точки А к точке Б.

Со столицей Сычуани город-спутник уже соединили метрополитеном, причем, как меня заверила специалист научного центра Тяньфу, к 2020-му здесь появится еще три линии метро.

Паркинги экогорода, как и трассы для общественного транспорта, будут спущены на подземные уровни.

— Тут вообще отпадает необходимость даже в том, чтобы пользоваться личным автомобилем, — подчеркивала сотрудница центра. — Просто потому что все — очень близко!

Главная фишка

«Здесь всего 800 акров, — объясняли мне в научном центре будущего нового города. — Из них урбанизированная площадь — 320 акров, а природный ландшафт — 480!»

Иными словами — жилая площадь составляет 40% от всей площади города. Такое соотношение, согласитесь, весьма впечатляет. Причем пятая часть территории города — это только парки.

Но на то он и «эко», чтобы тут природе отдавалось предпочтение.

Дома еще строятся...

Даже крыши домов будут все в зелени и цветах. Плюс — множество клумб, газонов, прогулочных зон.

Помещение научного центра, который точно так же, как и дома, буквально утопает в благоухающих растениях, находится на небольшой такой горке.

Пологий спуск ведет на равнину Чэнду, где, собственно, и расположены жилые кварталы.

Но если смотреть с пригорка на новые дома с террасами, прогулочные дорожки из красной плитки, проложенные вдоль водоемов, — то такая панорама открывается, будто ты заглянул в эдакий ирреальный мир.

Поскольку главной фишкой нового города должно стать душевное отношение к природе, то и в плане бытового использования и света, и тепла, и воды — проектировщики это тоже учли.

К примеру, благодаря новым технологиям Тяньфу будет расходовать электричества на 48% меньше, а воды — меньше на 58%, чем в среднем другой город с аналогичной площадью и таким же количеством населения.

Прогулочная зона — у водоемов

— Тяньфу будет самостоятельной и экологически чистой средой, — уверяли сотрудники центра. — К примеру, тут предусмотрена технология сбора и аккумуляции летнего тепла для обеспечения обо-грева в зимний период.

— А электростанция? Такое здесь предусмотрено? Или все будет на солнечных батареях? — уточняла я у собеседников.

— Конечно, электростанция предусмотрена, но она будет использовать специальные технологии, чтобы обеспечить электричество и горячую воду. Что касается солнечных батарей... Проектировщики исключили из плана солнечную энергию, поскольку загрязнение воздуха в Чэнду сказывается на том, что сюда не пробивается достаточное количество солнечного света. Хотя крупные здания будут питать энергией, к примеру, ветряные станции.

Без оппозиции

«Знаете, какая страна могла бы возглавить движение за «зеленую» урбанизацию? Китай! — писал известный путешественник, автор книги Ghost Cities of China («Города-призраки Китая») Уэйд Шепард. — Парадокс вроде бы — у страны одно из худших реноме в защите окружающей среды. Но именно поэтому Китай так отчаянно хватается за альтернативы.

Люди понимают, что их окружающая среда под угрозой, что воздух, которым они дышат, опасен для жизни, а вода, которую они пьют, ядовита, и многие, кто на это способен, готовы платить за иные варианты. Поэтому поиск «зеленых» моделей строительства — показатель осознания не только экологической проблемы, но и выгоды.

Вместе со строительством множества типовых пригородов Китай также пытается делать и противоположное — строить такие города, где машина не будет нужна никому.

Под Чэнду, провинция Сычуань, расчистили участок для самодостаточного экологичного города, ориентированного на минимальное воздействие на окружающую среду, на зеленые формы энергии, производство минимального объема отходов и управление системой общественного транспорта и городской сетью — настолько развитыми, что личный автомобиль останется в прошлом. Новый город называется Тяньфу».

В Китае растет спрос на совместимые с природой, зеленые, не такие загрязненные и более пригодные для здоровой жизни места.

Если учесть, что в экоспутнике земли в принципе плодородные, то в проекте заложены и площади, которые будут использовать в сельхозцелях, то есть обеспечивать жителей Тяньфу свежими овощами и фруктами.

Один из архитекторов Тяньфу, которого цитировала китайская пресса, насчет своего детища сказал так:

«Мы разработали этот проект в качестве плотного вертикального города, который четко вписывается в окружающий ландшафт и становится его органичной частью — город, жители которого будут жить в дружбе с природой, а не в оппозиции к ней».

— И все же если человек привык к жизни в мегаполисе, а она ведь существенно отличается от «эко», — интересовалась мнением сотрудников научного центра Тяньфу, — нет ли опасения, что это место останется малозаселенным, причем на долгие годы? Не допускаете мысли, что вот так враз 80 тысяч человек не захотят менять место жительства, уезжать, к примеру, из того же Чэнду — сюда, потому что там — все-таки столица, а здесь — всего лишь пригород, хотя и чудо как красив.

— Все мегаполисы Китая перенаселенные, — рассуждали собеседники. — Там масса фабрик, заводов, целых промышленных парков, которые буквально примыкают к жилым кварталам. И вряд ли кому-то это очень нравится. Наоборот, китайцы стремятся к здоровому образу жизни, чистому воздуху и вообще чистой природе. Поэтому и начали реализовывать проект по созданию экологических городов-спутников, как официально называют, «с дружественной средой обитания».

«Назад, к природе — к гармонии с нею» — таков теперь девиз Поднебесной.

Так что, может, и вправду желающих жить в Тяньфу буквально через каких-то два-три года будет больше, чем сейчас запланировано?

Ну, тогда построят новый «эко-спутник».

В сущности, что такое пять лет подождать?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Что общего у мобильных реакторов СССР и доменных...

Нынешняя структура экономики не поощряет инвестиции и диверсификацию, зато...

В Гонконге продали портрет Мао Цзэдуна кисти Уорхола...

Портрет «Великий кормчий» Энди Уорхола купил азиатский коллекционер

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка