Кто стучится в дверь ко мне?

№3 (891) 18 — 24 января 2019 г. 17 Января 2019 0

Мне позвонили в дверь: «Не хотите ли принять участие в опросе общественного мнения?» Что ж, почему бы не принять, тем более что как политическому обозревателю, в обязанности которого входит анализировать их итоги, мне интересно посмотреть на «процесс» с обратной стороны — со стороны респондента.

— Ваше имя-отчество? А фамилия?

— Какое это имеет отношение к опросу?

— Следите ли за событиями в стране?

— Да.

— Из каких источников получаете информацию? Достаточно ли вам известно о деятельности президента Порошенко? Собираетесь ли идти на выборы?

— Пока не решил.

— Кого из кандидатов планируете поддержать? Варианты — Порошенко, Тимошенко, Зеленский, Ляшко.

— Из этих — никого.

— Значит, пишем: «не определились». Какие из реформ Петра Порошенко вам известны?

...Пожалуй, воздержусь от обнародования своего ответа.

— Не могли бы вы оставить номер своего телефона?

Тут уже, каюсь, эмоций сдержать не смог, достаточно резко поинтересовавшись, в чем смысл такого «опроса».

— Ой, вижу, у нас разговор не получился, до свиданья, только скажите — вы здесь прописаны?

Такая вот беседа. Не секрет, что результаты подобных опросов носят, как правило, закрытый характер (а те, что публикуются, корректируются в интересах заказчика). Но их истинные данные как раз и нужны — чтобы не только отслеживать предпочтения избирателей, но и определять предвыборную тактику, на что, собственно, и указывает характер ряда вопросов: они позволяют составить политический портрет респондента, уточнить, как и через что можно влиять на его выбор.

Это нормальная по нынешним временам политическая работа, но насколько репрезентативную картину по результатам данного опроса получит штаб заказчика (а из характера вопросов он вполне очевиден)? Перво-наперво репрезентативность снижает сам характер опроса, его неанонимный характер, ведь даже отказавшийся называть имя респондент легко вычисляем, поскольку опрос проводится на дому. Естественно, это влияет на искренность ответов части граждан, особенно старшего возраста.

Кстати, о возрасте у меня не спрашивали. А ведь очевидно, что днем дома бывают (за исключением людей, подобно мне, работающих у собственного компьютера) преимущественно представители старшего поколения, и это также снижает репрезентативность выборки. Т. о. допускаю, что интервьюер сам указывает приблизительный возраст опрашиваемого. Причем и очередность вопросов составлена так, что с первого же вопроса «по существу» опрашиваемый понимает, «от кого» проводится опрос.

И, конечно, очень странная подборка кандидатов. А что, Анатолий Гриценко и Юрий Бойко (не говоря уж об известных кандидатах с рейтингами пониже, но вполне способных оказать влияние на ход президентской гонки) уже списаны в тираж? Причем, похоже что интервьюеру было весьма желательно, чтобы отказавшиеся поддержать предложенных кандидатов попали не в разряд «другой кандидат», а в графу «не определился»: такой респондент остается перспективным для кандидата-заказчика.

Правда, подборка кандидатов подтверждает высказанное Сергеем Бурлаченко в прошлом номере мнение относительно того, что основная тактика Банковой на данном этапе — фрагментация электоральных групп, которые потенциально могут вывести во второй тур собственного кандидата, а конкретней — условных «еврооптимистов» (Гриценко, Садовый и др.) и «антимайдановцев». А вот фрагментировать электорат Тимошенко, Зеленского, Ляшко не получится. Возможно, поиском методов работы именно против этих кандидатов обусловлен столь урезанный список кандидатов.

Но это только версия, а более очевидно то, что реальная электоральная картина в результатах опроса значительно искажается, и в еще большей степени от того, что интервьюер вообще прекращает беседу с «неправильно» отвечающим человеком. И не получается ли так, что исполнитель (структура, проводящая опрос) старается представить заказчику не реальную картину, а то, что заказчик и хотел бы видеть? «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман...»?

А может, все еще прозаичнее — за президентскую кампанию в области отвечает госадминистрация, а от нее жестко требуют результата уже сейчас, т. е. роста президентских рейтингов. В результате к конечному заказчику попадают искаженные сведения, что вряд ли идет на пользу дела. Впрочем, хорошо, если подобная информация нужна только для анализа общей электоральной картины.

Ведь при публикации результатов опросов всегда указывается и число опрошенных респондентов (как правило, около 2000 человек по всей Украине). Когда недавно одна из социологических служб объявила, что опросила 10 000 респондентов, это стало событием, привлекшим к опросу повышенное внимание аналитиков. Между тем интервьюеры с аналогичными опросами ходили и по соседним домам (а это уже дает сотни опрошенных только в одном квартале спального микрорайона).

В масштабах же Украины речь идет о сотнях тысяч «охваченных». И наверняка работа только началась. А «персонификация» предпочтений конкретных избирателей (если не по фамилии, то по месту жительства), проводимая в большем, чем «репрезентативная выборка», масштабе, открывает для власти весьма широкие возможности.

Скажем, человек, выразивший крайне негативное отношение к действующей власти и вместе с тем готовность голосовать за самого опасного для нее кандидата, может не найти себя в списке избирателей. Или наоборот — категорически заявивший, что «ни на какие выборы не собирается», окажется в числе выполнивших «гражданский долг». Самые «нелояльные» участки могут закрываться из-за «минирования», причем звонки будут, естественно, поступать из России (неделю назад я вспоминал, как в 2006 г. «помаранчевая» власть срывала голосование в «неправильных» регионах). А человек, которого интервьюер отметит в качестве «перспективного», может получить по оставленному номеру телефона предложение подзаработать на выборах.

И это далеко не полный список открывающихся возможностей и технологий, которые в начавшейся кампании, судя по всему, будут использоваться весьма широко.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Синдром Таруты: не догоню, так хоть согреюсь

На фоне громотрясных и зубодробительных событий недавнего времени как – то тихо и...

Украину цветущей, процветающей, богатой сделать легко...

Хотел начать так: «То, что сегодня происходит в нашем государстве… а потом...

Выборы-2019 в Украине: пять очевидных моментов на фоне...

Обеспечить прогресс Украины способны именно граждане с высокой самооценкой — уже...

Загрузка...

Охота на дурака

Президентская гонка вступила в официальную стадию. В глазах уже рябит от агитационных...

Равняясь на Путина?

Эпигонство в отношении московского «главного противника» — одна из...

Удастся ли Петру Порошенко одержать победу на...

Новый драматический конфликт на море – организованный в надлежащий момент –...

Кто эти люди

Увеличение числа кандидатов в президенты среди прочего можно объяснить инфляцией

Кампания в стиле ретро

Юлия Владимировна сама верит в то, что она для мира является чуть ли не символом...

Тотальные выборы

Собранные в ходе опросов данные будут использованы не только для агитации в чистом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка