Мюнхен не Фултон...

№8(855) 23 февраля - 1 марта 2018 г. 21 Февраля 2018 4.9

Петр Порошенко — опытный дипломат, прекрасно владеет английским. Обычно эти качества — хорошая основа для формирования желаемого имиджа лидера за рубежом (внутреннюю политику я оставляю за скобками) при условии, что будет верно выбрана концепция образа, который хотят представить международному сообществу.

У каждого серьезного политика есть такой образ, но не всегда, конечно, именно тот, который задумывался изначально. Иногда этот образ закрепляется в политическом лексиконе — «Железная леди» Тэтчер, «Тефлоновый» Билл Клинтон, «дон» Берлускони и т. п. У Порошенко были, как сказано выше, хорошие возможности для позиционирования государственным лидером, посвятившим себя выработке нестандартных внешнеполитических инициатив, решению сложнейших дипломатических головоломок. В этом амплуа он мог бы быть весьма интересен.

Но или он сам ошибочно решил, или кто-то настойчиво «подсказал», что ему следует выступать в роли пропагандиста, эдакого выездного спикера МИДа и Минобороны в одном лице. Это, безусловно, важная роль, но только не для главы большого европейского государства. К тому же и в этой роли ему предлагают пользоваться приемами, которые заведомо лавров не принесут. Это стало особенно очевидно во время недавнего выступления Петра Порошенко на конференции в Мюнхене.

Известно, что в любой публичной деятельности, где нужно оказывать воздействие на людей, добиваться их симпатии, поддержки, есть набор стандартных приемов, без которых невозможно обойтись. Тем более в цене нестандартные ходы, позволяющие выйти из общего ряда, привлечь к себе и своим месседжам особое внимание.

Однако парадокс в том, что чем нестандартнее такой ход, тем при повторении его он быстрее приедается, начинает вызывать скуку и даже раздражение.

Об этом явно забыли спичрайтеры президента, уже в третий раз сопроводившие его речь на Мюнхенской конференции по безопасности «наглядной агитацией», т. е. демонстрацией предметов, иллюстрирующих ее тезисы. В 2015 г. это был пробитый осколками кусок обшивки автобуса, затем паспорта российских наемников, а в этот раз флаг Евросоюза, который был поднят над позициями ВСУ в Авдеевке.

Однако показательно, что и в предыдущих случаях данный прием фурора не произвел, не привлек внимание западной прессы, общественности к выступлению украинского лидера. Ведь этот прием — один из наиболее традиционных в арсенале западных политтехнологов, и он изрядно затерт ввиду его частого использования: эффект его воздействия на аудиторию и СМИ давно уже под вопросом. Но, видимо, в данном случае главным был не собственно результат, а восприятие работы спичрайтеров и имиджмейкеров «заказчиком», которого пока удается убеждать в большом успехе его выступлений.

А вот результат — если он является целью — всегда достигается в первую очередь пониманием целевой аудитории, на которую этот прием рассчитан. Причем бывает, что мероприятие, на котором произносит речь политик, — лишь удобная площадка, а собственно месседжи до «широких масс» доносят массмедиа. Классический пример — речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже в провинциальном американском Фултоне.

Но Мюнхенская конференция имеет другую специфику, западной широкой публике она, в общем-то, малоинтересна, особенно выступления на ней спикеров, представляющих страны, к сожалению, не являющиеся ведущими игроками на международной арене (адекватно же оценивать свое положение — важнейшее для политика качество). А потому подобные выступления традиционно освещаются в СМИ скупо.

Мюнхенская конференция — это встреча элит, и выступления на ней обращены к элитам, а не к широкой аудитории. В первую очередь к тем представителям элиты, которые присутствуют в зале. И неужели можно было рассчитывать, что господ, вершащих судьбы мира, проймут рассчитанные, извините, на домохозяек сентенции об украинских солдатах, которые под флагом ЕС защищают «единую Европу — нашу семью» от экспансии «русского мира»!

Видимо, по замыслу составителей и «постановщиков» президентской речи, демарш с флагом ЕС должен был стать иллюстрацией президентского призыва к тому, чтобы «российский флаг не трепетал нигде», и явным троллингом «страны-агрессора» — напоминанием об отсутствии российского флага на Олимпийских играх. Но последнее и вовсе неинтересно участникам Мюнхенской конференции. И во «взрослом» формате мюнхенской встречи такие повторяющиеся из года в год перформансы выглядят абсолютно неуместными.

Да и стенания украинских представителей порядком надоели. Чем и объясняется то, что выступать украинскому президенту пришлось отнюдь не в «прайм-тайм», а перед полупустым залом, в котором значительную часть публики составляли члены украинской делегации. Из знаковых персон, замеченных во время выступления, можно отметить лишь экс-генсека НАТО Андерса Расмуссена, который является советником Петра Порошенко (т. е. и он присутствовал по долгу службы).

Это же можно сказать и обо всем антироссийском пафосе речи Порошенко. Конечно, симпатизирующих России среди слушателей украинского президента не было, но в массе своей это прагматики, для которых Россия тяжелый, но партнер, сотрудничества с которым не избежать. Не говоря уж о том, что оно может быть весьма выгодным.

И воинственные, предельно жесткие пассажи Петра Порошенко могут только укрепить западные элиты во мнении о недоговороспособности украинского руководства, а значит — и в необходимости соответствующих оргвыводов, особенно на фоне усиливающегося движения вокруг планов введения миротворческого контингента и разрешения украинского кризиса. Думали ли об этом советники президента?

И потому есть основания полагать, что мюнхенская речь Порошенко была направлена на внутреннюю аудиторию, поскольку внутри страны СМИ широко освещали участие президента в статусном мероприятии. А конференция по безопасности для нее сочтена той самой удобной площадкой. И должна она была послужить иллюстрацией к образу президента — как жесткого непримиримого патриота, политика, у которого нашелся в мировой истории «прототип» — Уинстон Черчилль.

Тон задал, как водится, известный «порохобот» Мирослав Орешко, опубликовавший еще четыре недели назад опус, так и названный: «Порошенко — Черчилль нашего времени» (site.ua/miroslav.oleshko/11532/). Ну а сюжет о мюнхенской речи Петра Порошенко интернет-издание «Диалог.ua» снабдило следующим заголовком: «Очень сильное впечатление от выступления нашего президента в Мюнхене. Речь Порошенко можно сравнить с выступлением Черчилля в Фултоне!» (dialog.ua/ukraine/144663_1518821638)

«Речь произвела очень сильное впечатление на участников конференции. Без сомнений, она достойна знаменитой «фултонской речи» Черчилля, которая дала старт «холодной войне», положившей конец кровавой империи», — скромно и со вкусом сообщает издание.

И нужно признать, эта публикация действительно вызвала фурор в сети, имела множество репостов, только контекст такого «успеха» прямо противоположен тому, который наверняка обещали конечному заказчику. Тем паче что и пустой зал не остался вне поля зрения украинских СМИ (что уже должно было вызвать оперативную коррекцию в виде команды не раскручивать особо тему президентского выступления).

Впрочем, другого и не могло быть — политтехнология «культ личности», включающая отождествление с великими деятелями прошлого, самая примитивная и низкопробная лесть может иметь успех, но только при определенном уровне развития общества, что, по крайней мере в этом контексте, украинское общество давно переросло.

Да и в любом случае для успешной реализации такого приема нужен некий базовый, достаточно высокий уровень поддержки соответствующего «лица», иначе оно будет восприниматься как свидетельство не столько великих заслуг последнего, сколько потери им адекватности. Понятен заказ на неординарные шаги, призванные вытащить снижающийся президентский рейтинг. Тем паче что примеры «чудесных спасений» действующих лидеров истории известны — достаточно вспомнить президентские выборы в России в 1996-м и в Украине в 1999 г.

Но не припомню, чтобы в арсеналах команд Бориса Ельцина и Леонида Кучмы или с большим напряжением переизбираемой на четвертый срок Ангелы Меркель был подобный вульгарный подхалимаж в отношении своих патронов. Грубая, примитивная лесть — самый верный способ уничтожить и тот рейтинг, который все еще имеется у Петра Порошенко.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Технология контрвброса на Хеллоуин?

Едва тело херсонской активистки Екатерины Гандзюк 7 ноября было предано земле, как...

По методикам Труффальдино

Особенно модным для соцслужбы является ссылка на ее зарубежное происхождение —...

Оппоблок поддерживает АТО?

«Регионалы» продолжали считаться «агентами Москвы», чуть ли не исчадиями...

Искусство выбора дорожки и ее ретуши

Как показал визит Петра Порошенко на Генеральную ассамблею ООН, его пресс-служба...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка