Охота на дурака

№8 (896) 22 – 28 февраля 2019 г. 21 Февраля 2019 5

Президентская гонка вступила в официальную стадию. В глазах уже рябит от агитационных билбордов, политрекламы на телевидении и т. п.

Практически все обещают, выводя свои посулы в главные слоганы кампании, которые, судя по композиции билбордов, должны прежде всего броситься в глаза избирателей, а уже потом обратить внимание на лик кандидата, им такое счастье обещающего. «Пенсии 5000 гривен», «Зарплаты 1000 евро».

И все – снижение цен на коммуналку в два, в четыре раза. Обе фракции Оппоблока (партструктуры, претендующие на солидность и респектабельность) подали свои проекты закона №9527 «О списании задолженности населения за поставки природного газа, централизованное отопление и снабжение горячей водой, снабжение электрической энергией, сформировавшееся по состоянию на 1 января 2019 г.».

Однако следовало бы задуматься над тем, как воспримут данную инициативу те 80–90% избирателей, которые несмотря на все сложности регулярно оплачивают коммуналку, понравится ли им то, что соседи-люмпены будут смеяться над их добропорядочностью и законопослушностью.

Все это заставило меня вспомнить популярную в 90-е телевикторину «Угадай мелодию», где финалисты сначала проводили между собой аукцион – кто со скольких нот угадает мелодию песни, завуалированное содержание которой рассказал ведущий. Если кто угадывал, становился победителем программы, если нет – лавры победителя уходили «осторожному».

В отличие от участников полузабытой викторины участники президентской гонки ничем не рискуют – у подавляющего большинства из них нет никаких шансов на победу, а значит, «отвечать за базар» не придется. По сложившимся украинским политическим традициям это же можно сказать и о потенциальных победителях, которые все же чуть осторожнее в обещаниях по сравнению с кандидатами из «второго» и «третьего» эшелонов. А ведь чем более неисполнимые обещания дают, скажем так, «претенденты в претенденты на победу», тем более они убеждают своих потенциальных избирателей, что сами в собственную победу совершенно не верят, а посему можно обещать хоть звезду с неба.

Да, совершенно невыполнимых обещаний требуют сформировавшиеся десятилетиями и даже столетиями «законы жанра». Потому как не дорос массовый избиратель (разговор с которым, согласно афоризму Черчилля, более всего способен разочаровать в демократии) до программы в духе: «Мне нечего предложить вам, кроме крови, пота и слез» (из речи сэра Уинстона при вступлении в должность премьер-министра в мае 1940 г.). Между тем ситуация в Украине уже близка к той, когда спасти может только похожая программа.

С такой программой президентом точно не станешь, значит, вести избирательную гонку следует по общепринятым лекалам, а уж в случае победы – действовать по ситуации. Впрочем, и избиратель в массе своей давно понял, что народная поговорка «Обіцянка – цяцянка, дурневі – радість» к политике относится в первую очередь. И скорее речь идет о некоем «гражданском договоре» между топ-политиками и народом: «они делают вид, что обещают – мы делаем вид, что верим». А делать вид приходится, поскольку даже массовый избиратель достаточно грамотен, чтобы понимать, что нужно голосовать не за кандидата с самой красивой программой, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на успех.

Две недели назад я анализировал рекордный по численности список кандидатов, причины, по которым люди идут в президенты, и цели, которые они перед собой ставят, – ведь шансов у них нет, и они отлично это осознают. Понятно, что для них, особенно для тех, кто изыскал и вложил в кампанию немалые средства, задача в том, чтобы заявить о себе, заставить избирателя и потенциальных спонсоров запомнить себя, с прицелом на политическую перспективу, включая скорые парламентские выборы. В общем, как-то выделиться среди сонма кандидатов не столько в следующие президенты, сколько в будущие лидеры.

На этом и сосредоточены усилия нанятых ими политтехнологов. Весь полет фантазии последних направляется на придумывание все более вычурных ходов, имиджей как не клоунов и фриков, так брутальных «сильных рук», «народных кандидатов», «крепких хозяйственников» и т. п. И, естественно, игра в «угадай мелодию» с кандидатами из группы лидеров. Ведь считается, что народ (причем весь!) только этого и ждет.

А что мешает такому кандидату просто проехаться в маршрутке (благо «узнаваемость», точнее «неузнаваемость», пока позволяет) и просто послушать, о чем говорят люди, да узнать, что основной лейтмотив не просто – «обманут в очередной раз», а «они что, нас за идиотов держат!». Любому человеку не нравится, когда его откровенно держат за дурака. Причем «старым» еще готовы это простить, они хоть привычные, а уж неизвестные не имеют никаких шансов.

Можно ли рассчитывать, что некий среднестатистический гражданин, увидев билборд с огромным слоганом «Пенсии – 5000 гривен» и скромным ликом кандидата Каплина, скажет себе: «вот он, настоящий народный президент», или для начала заинтересуется кандидатом, выделит его среди других? Боюсь, таких простаков уже не осталось вовсе, тем более что и остальные – как лидеры, так и «основная группа» – соревнуются в том же – невыполнимых обещаниях, и им все равно давно уже никто не верит.

И ждет всех таких кандидатов – несмотря на все обошедшиеся в немалую копеечку билборды, палатки с агитаторами и проплаченные эфиры – перспектива получить голоса лишь родственников с друзьями (и то далеко не всех) и бабушек у подъезда, несказанно польщенных тем, что их посиделки почтил вниманием «целый» кандидат в президенты и пообещал поменять канализационные трубы в подвале, поручив помощнику сделать соответствующую запись в блокнотике. Простые люди часто воспринимают медийные фигуры как существ из «параллельной вселенной», общение с которыми – одно из ярких событий в жизни (собственно, отсюда и мода на селфи со знаменитостями и т. п.).

Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда люди удивлялись, что я, журналист авторитетного центрального издания, живу рядом с ними в спальном микрорайоне, хожу в те же магазины и парикмахерские и одет не в Hugo Boss. Именно по этой причине «снисхождение (в буквальном смысле) к народу» может принести свои плоды. Но много ли дворов в состоянии обойти лично кандидат в президенты страны, где 35 млн. избирателей (на мажоритарных выборах в парламент и местные советы такая работа дает ощутимые результаты)? Итого – 0,1–0,2% голосов избирателей, а если 0,3% – это уже большой успех.

Такое ощущение, что политтехнологи подавляющего большинства кандидатов, вооружившись серьезными выкладками (без науки нынче в любом деле нельзя), объясняют «работодателям» избранную тактику тем, что по авторитетнейшим исследованиям 5–10% граждан – неисправимые, скажем помягче, «простофили» (именно они регулярно составляют основной контингент жертв различных мошенников), а значит, если мы возьмем их голоса, это даст общий солидный результат. Но не слишком ли много претендентов на этот не самый большой сегмент электорального поля! Не глупо ли всем «охотникам за голосами» топтаться на этой поляне, когда рядом нужно лишь немного поискать практически заповедные участки?

Ведь почему-то никому не пришла в голову идея отказаться от обещаний вообще, построить программу на том, что вывести страну из того состояния, в котором она оказалась за относительно короткое время, без тяжелого упорного труда не получится (что, кстати, огромное количество людей отлично понимают и поэтому крайне критично воспринимают всех ведущих политиков), что скорых результатов ждать не приходится, более того – не обойтись без непопулярных шагов (хотя все от них устали), доступно разъясняя их необходимость и заодно разоблачая популизм конкурентов. Предъявить внятную программу шагов по выводу страны из кризиса, по запуску экономического роста, сделав акцент на том, что «утром» работа, а «вечером» – результат. По-другому просто не бывает.

Можно ли таким образом стать президентом, тем более – из глубины кандидатского пелетона? Практически нереально. Но выделиться из одноликой толпы аутсайдеров президентской гонки – вполне. Тем более что запрос на правду, на честный разговор власти с народом в обществе, уверен, есть. Как и люди, считающие, что без непопулярных мер не обойтись.

А даже 3–4% для представителя табуна «темных лошадок» – уже огромный успех, отличный задел для будущей политической карьеры, для прохождения в парламент на выборах осенью и дальнейшее пребывание на политическом Олимпе, пусть и в статусе «нишевого» политика. Но, опять же, никто такой ход не использовал. А зря.

Впрочем, Зеленский пусть и не говорит о «поте и слезах», но и абсолютно ничего не обещает. Он вообще избегает наполнять конкретикой свою программу. Может, секрет его феноменального успеха не в протестном голосовании за «шута», а именно в этой полуправде, точнее – в отсутствии откровенной, рассчитанной на малоадекватных людей лжи? Он крайне туманно говорит о том, как и за счет чего будет менять страну к лучшему, но и не рассказывает сказки про золотые горы. И этого уже оказалось достаточно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Выборы: Тимошенко уверенно оторвалась от Порошенко и...

По результатам опроса составлоен прогноз: Зеленский — 23,4%, Тимошенко — 19,7%,...

Посол США обратилась к украинцам перед выборами...

Мари Йованович призвала граждан принять участие в выборах президента 31 марта и внести...

В Таиланде проходят первые за восемь лет выборы в...

В Таиланде в воскресенье, 24 марта, проходят первые с момента военного переворота 2014...

Порошенко оценил свои шансы на победу на выборах...

Президент Украины Петр Порошенко готов признать победу украинского народа на выборах...

Мюллер завершил расследование вмешательства России в...

По неофициальным данным, спецпрокурор не рекомендует предъявлять какие-либо новые...

Украинские выборы-2019: конец идеологии и последний...

Реальный «урожай» собранных Зеленским голосов может составить лишь половину от...

Загрузка...

Слияния и поглощения

Впервые за четверть века кандидаты без четко выраженных идеологических различий идут...

Информационная бомба под себя

Раздув скандал вокруг попытки подкупа Юрия Тимошенко, Банковая фактически выполнила...

«Президентский ресурс»

Еще пару месяцев назад шансы действующего президента Петра Порошенко даже на выход во...

Подкуп взаймы

Убежденные противники власти могут не найти себя в избирательных списках

Равняясь на Путина?

Эпигонство в отношении московского «главного противника» — одна из...

Удастся ли Петру Порошенко одержать победу на...

Новый драматический конфликт на море – организованный в надлежащий момент –...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка