Пикантный провал

№48(932) 29 ноября – 5 декабря 2019 г. 27 Ноября 2019 1 4.9

Комментируя речь Сталина на параде 7 ноября 1941 г., известный российский историк Марк Солонин заметил, что «с точки зрения военной пропаганды, которая не может и не имеет права быть правдивой, вождь сказал именно то, что и должен был сказать людям, отправляющимся на фронт…», - что лучшие дивизии врага уже уничтожены и т. д.

Соглашаясь с этой характеристикой военной пропаганды, преследующей специфические задачи, можно было бы вполне спокойно отнестись к словам командующего ВМС Украины Игоря Воронченко, что россияне угробили украинские суда, задержанные в Керченском проливе в ноябре 2018 г. «Сняли даже плафоны, розетки и - самое главное - унитазы», - противника всегда нужно выставить в самом неприглядном свете.

Только вот нужно заметить, что «классическая» военная пропаганда времен той же Второй мировой войны диктует два четко различающихся и нередко прямо противоположных содержания - «духоподъемное» для своих и морально-разлагающее - для противника. Своих призываешь быть беспощадным к подлому врагу, а его солдатам обещаешь самое лучшее отношение в плену и т.п.

Во времена, когда объекты пропагандистской работы (военные в казарме или на передовой, да и гражданское население в тылу воюющей страны) имели крайне ограниченный и контролируемый доступ к информации, такое разделение было абсолютно оправданным - свои, как предполагалось, доступа к альтернативным источникам не имели, а воздействие на противника достигалось с помощью листовок, громкоговорителей на передовой, радиопередач. Такой работе учили в советских училищах и академиях; и представителей «старой школы» до сих достаточно в руководстве армий постсоветских государств.

Но теперь все по-другому. Практически ничем не ограниченный доступ в информпространство имеют и гражданские, и военные, в т.ч. в зоне боевых действий. А значит, две обозначенные ветви пропаганды должны быть максимально близки, ориентироваться на усредненную аудиторию - одновременно «своих» и «чужих», учитывать особенности восприятия каждой из этих групп.

«Своему» подсознательно веришь, хотя и тут срабатывают тормоза здравого смысла, если пропаганда доходит до полного абсурда. А вот «чужое» столь же подсознательно отвергается, разум легко находит доказательство того, что это полная чушь и вранье. И неудачный, топорный пропагандистский ход может дать совершенно обратный эффект, в частности, подорвать любое доверие к источнику информации.

Известна крылатая фраза прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831) о том, что «война есть не что иное, как продолжение политики с привлечением иных средств». Видоизменив ее, нужно признать, что и политика часто - ведение войны «иными средствами» (к нынешним украинско-российским отношениям это, увы, относится в полной мере). Цели, в общем, меняются мало, а вот «средства» в разные эпохи могут изменяться кардинально, причем речь идет не о том, что ружьями и пушками заменили копья и щиты, а позднее пришли танки, самолеты и ракеты.

В подавляющем большинстве войн доиндустриальной эпохи «нелетальные» средства борьбы психологического характера - агитационное воздействие на противника -- использовались слабо. Другое дело война гражданская, в ней всегда «переубедить» было не менее значимо, чем разгромить на поле брани. (А называя вещи своими именами, трудно спорить с тем, что конфликт, одним из эпизодов которого стал инцидент в Керченском проливе, для Украины имеет все признаки таковой.)

С течением времени внимание к этому «оружию» увеличивалось. И тем не менее даже во Второй мировой войне «Тигры», мессершмитты были основным оружием, а знаменитая листовка «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича» - вспомогательным. Ныне же можно смело говорить о том, что ситуация поменялась кардинально, на что указывает и получивший широкое распространение термин «гибридная война».

В нынешних войнах основная битва идет за души и сердца людей, пропаганда становится главным оружием, отодвигая пушки и ракеты на второй план. Но в любой войне победа достигается захватом территории противника, а значит, в современных условиях, привлечением людей на свою сторону: тех, кто пока нейтрален, и тех, кто ныне является твоим противником. На ведение агитационных войн сейчас выделяются огромные средства, их ведут и планируют все более изощренными методами мощные и весьма квалифицированные структуры.

Не берусь судить, было ли заявление Игоря Воронченко его личным экспромтом или же за ним стояли «креативщики» из соответствующей спецструктуры. Однозначно можно сказать лишь то, что даже среди зашоренных ура-патриотов оказалось не так много искренне поверивших, что россияне позарились на б/у унитазы специфического флотского образца, и в патриотическом сегменте соцсетей тема масштабного развития не получила.

Тем паче что россияне оперативно опубликовали видео передачи кораблей, на котором видно, что сантехника  на своих «штатных» местах. Украинская сторона никаких доказательств мародерства не предоставила.

В итоге наибольший разгон тема получила в российских СМИ и в сегменте сети, включая и украинцев, чей взгляд на происходящее в Донбассе и в отношениях с Россией, скажем так, весьма отличается от официального. Помимо едких комментариев, появилось немыслимое количество демотиваторов, карикатур.

В общем, попытка сыграть на пикантной теме (согласитесь, «украли унитазы» звучит куда как звучней, чем если бы речь шла исключительно о розетках и плафонах) бумерангом ударила по тем, кто его запустил.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Армения заявила о наступлении военных Азербайджана в...

В целях пресечения боевой активности вооруженных сил Армении и обеспечения...

Армения готовится к новой большой войне, - президент...

Президент Азербайджана Ильхам Алиев обвинил Армению в подготовке к новой войне. Об...

«Интер» выпустил пятый том книги-фотоальбома – «Люди...

Из печати вышел юбилейный, пятый том книги-фотоальбома серии «Люди Победы» –...

АБВЕР-2: личинка гибридных войн

Спецслужбы стали одним из важнейших элементов экспансионистской политической линии и...

О воинствующем хуторянстве и неправде пропаганды

События в Новых Санжарах наглядно продемонстрировали всему миру наше варварство....

Зеленский заявил, что Крым не будет «разменной...

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Крым не будет «разменной...

Язык мой – враг мой?

Любые мобилизационные меры могут быть обнулены неспособностью государства...

Неудавшийся жест

Прежде чем запускать проект, нужно его детально проработать, чтоб быть уверенным в...

Как красиво уйти

Это тоже ход: перед вероятной отставкой анонсировать великие планы, которые потом по...

Вирусные технологии

Паническая волна запущена искусственно, и это уже не борьба с политическими...

Главное — не информация, главное — интонация

Эффект ернически-глумливого тона в контексте «вот какой... (каждый сам подберет...

И грянет буря?

Чтобы кардинально изменить господствующее мнение относительно тех или иных событий,...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Теренин
29 Ноября 2019, Владимир Теренин

Сопоставить "проблему" украинских унитазов с речью Сталина способен исключительно уникальный пропагандистский негодяй.

- 8 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка