Пикантный провал

№48(932) 29 ноября – 5 декабря 2019 г. 27 Ноября 2019 1 4.9

Комментируя речь Сталина на параде 7 ноября 1941 г., известный российский историк Марк Солонин заметил, что «с точки зрения военной пропаганды, которая не может и не имеет права быть правдивой, вождь сказал именно то, что и должен был сказать людям, отправляющимся на фронт…», - что лучшие дивизии врага уже уничтожены и т. д.

Соглашаясь с этой характеристикой военной пропаганды, преследующей специфические задачи, можно было бы вполне спокойно отнестись к словам командующего ВМС Украины Игоря Воронченко, что россияне угробили украинские суда, задержанные в Керченском проливе в ноябре 2018 г. «Сняли даже плафоны, розетки и - самое главное - унитазы», - противника всегда нужно выставить в самом неприглядном свете.

Только вот нужно заметить, что «классическая» военная пропаганда времен той же Второй мировой войны диктует два четко различающихся и нередко прямо противоположных содержания - «духоподъемное» для своих и морально-разлагающее - для противника. Своих призываешь быть беспощадным к подлому врагу, а его солдатам обещаешь самое лучшее отношение в плену и т.п.

Во времена, когда объекты пропагандистской работы (военные в казарме или на передовой, да и гражданское население в тылу воюющей страны) имели крайне ограниченный и контролируемый доступ к информации, такое разделение было абсолютно оправданным - свои, как предполагалось, доступа к альтернативным источникам не имели, а воздействие на противника достигалось с помощью листовок, громкоговорителей на передовой, радиопередач. Такой работе учили в советских училищах и академиях; и представителей «старой школы» до сих достаточно в руководстве армий постсоветских государств.

Но теперь все по-другому. Практически ничем не ограниченный доступ в информпространство имеют и гражданские, и военные, в т.ч. в зоне боевых действий. А значит, две обозначенные ветви пропаганды должны быть максимально близки, ориентироваться на усредненную аудиторию - одновременно «своих» и «чужих», учитывать особенности восприятия каждой из этих групп.

«Своему» подсознательно веришь, хотя и тут срабатывают тормоза здравого смысла, если пропаганда доходит до полного абсурда. А вот «чужое» столь же подсознательно отвергается, разум легко находит доказательство того, что это полная чушь и вранье. И неудачный, топорный пропагандистский ход может дать совершенно обратный эффект, в частности, подорвать любое доверие к источнику информации.

Известна крылатая фраза прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831) о том, что «война есть не что иное, как продолжение политики с привлечением иных средств». Видоизменив ее, нужно признать, что и политика часто - ведение войны «иными средствами» (к нынешним украинско-российским отношениям это, увы, относится в полной мере). Цели, в общем, меняются мало, а вот «средства» в разные эпохи могут изменяться кардинально, причем речь идет не о том, что ружьями и пушками заменили копья и щиты, а позднее пришли танки, самолеты и ракеты.

В подавляющем большинстве войн доиндустриальной эпохи «нелетальные» средства борьбы психологического характера - агитационное воздействие на противника -- использовались слабо. Другое дело война гражданская, в ней всегда «переубедить» было не менее значимо, чем разгромить на поле брани. (А называя вещи своими именами, трудно спорить с тем, что конфликт, одним из эпизодов которого стал инцидент в Керченском проливе, для Украины имеет все признаки таковой.)

С течением времени внимание к этому «оружию» увеличивалось. И тем не менее даже во Второй мировой войне «Тигры», мессершмитты были основным оружием, а знаменитая листовка «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича» - вспомогательным. Ныне же можно смело говорить о том, что ситуация поменялась кардинально, на что указывает и получивший широкое распространение термин «гибридная война».

В нынешних войнах основная битва идет за души и сердца людей, пропаганда становится главным оружием, отодвигая пушки и ракеты на второй план. Но в любой войне победа достигается захватом территории противника, а значит, в современных условиях, привлечением людей на свою сторону: тех, кто пока нейтрален, и тех, кто ныне является твоим противником. На ведение агитационных войн сейчас выделяются огромные средства, их ведут и планируют все более изощренными методами мощные и весьма квалифицированные структуры.

Не берусь судить, было ли заявление Игоря Воронченко его личным экспромтом или же за ним стояли «креативщики» из соответствующей спецструктуры. Однозначно можно сказать лишь то, что даже среди зашоренных ура-патриотов оказалось не так много искренне поверивших, что россияне позарились на б/у унитазы специфического флотского образца, и в патриотическом сегменте соцсетей тема масштабного развития не получила.

Тем паче что россияне оперативно опубликовали видео передачи кораблей, на котором видно, что сантехника  на своих «штатных» местах. Украинская сторона никаких доказательств мародерства не предоставила.

В итоге наибольший разгон тема получила в российских СМИ и в сегменте сети, включая и украинцев, чей взгляд на происходящее в Донбассе и в отношениях с Россией, скажем так, весьма отличается от официального. Помимо едких комментариев, появилось немыслимое количество демотиваторов, карикатур.

В общем, попытка сыграть на пикантной теме (согласитесь, «украли унитазы» звучит куда как звучней, чем если бы речь шла исключительно о розетках и плафонах) бумерангом ударила по тем, кто его запустил.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Постыдная история цинизма американских манипуляций...

Циничные манипуляции Трампа в отношении Украины стали лишь апогеем растянувшегося на...

Украина вступила в решающий для нее месяц на фоне...

Любую крупную сделку с Москвой можно заключить лишь за счет Украины. Более того,...

Ни мира, ни войны

Чтобы продвинуться к миру, стороны конфликта — при посредничестве Франции, Германии...

Почему мы до сих пор в Украине?

И мы ни в чем не ошиблись: украинско-российская война на Донбассе уже унесла жизни...

11 ноября 1918 года не стало финальной точкой в череде...

Окончание Первой мировой войны 11 ноября 1918-го было лишь завершением первого этапа: в 1939...

Нормандский ультиматум: что содержит план «Б»...

Вы узнаете: ради чего добровольцы ездили в Золотое; что имел в виду Зеленский, объясняя...

Загрузка...

Выборы под елочку с прицелом на осень

Разбросанность ОТО, где выборы будут проходить сейчас, запутывает ситуацию

Ледокол

Игорь Коломойский, что называется, отжег: его заявления в интервью The New York Times, как...

Каминг-аут

С важными посетителями президент беседует при участии ближайших членов своей команды,...

Партия-секси

Малоизвестный политик, занявший одну из ключевых в системе власти должностей, одной...

Эффект базы

Удержать пиковый уровень крайне сложно: за покорением вершины всегда следует спуск

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Владимир Теренин
29 Ноября 2019, Владимир Теренин

Сопоставить "проблему" украинских унитазов с речью Сталина способен исключительно уникальный пропагандистский негодяй.

- 6 +
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка