По методикам Труффальдино

№44 (881) 2 — 8 ноября 2018 г. 01 Ноября 2018 5

Когда те или иные вещи, технологии входят в нашу жизнь, то порой невольно задаешься вопросом: а как раньше люди без этого жили? Хотя часто «людьми» являются даже не наши предки, а мы сами каких-нибудь 10—20 лет назад (мобильные телефоны, компьютеры, интернет — самый наглядный пример)

Точно так же политическую жизнь давно невозможно представить без социологических опросов, определяющих уровень поддержки политиков и партий и помогающих прогнозировать итоги выборов. Между тем электоральную социологию начали «внедрять» относительно недавно (по сравнению с историей демократии и выборов), около 80 лет назад, американцы, создавшие знаменитый Институт Гэллапа. До этого политический и околополитический люд мог прогнозировать результаты выборов только сугубо эмпирическим путем — по весьма субъективным личным наблюдениям и ощущениям.

Социология, позволяющая отслеживать изменения предпочтений граждан, можно сказать, в режиме реального времени, резко изменила сам характер предвыборной борьбы. Она дала возможность кандидатам четко видеть соперничество в динамике и соответственно вносить коррективы в тактику, а «болельщикам» — просто «наслаждаться» ходом напряженной борьбы на всей дистанции.

Правда, сам избирательный акт терял остроту и зрелищность ввиду полной предсказуемости результата — как концовка футбольного матча, в котором одна из команд ведет с разрывом в два и более мячей. Частенько в таких случаях нашему брату политологу приходится придумывать интригу: дескать, чрезвычайно важно, сколько именно голосов наберет очевидный победитель, каков в цифрах отрыв от соперников, сравнение нынешнего результата с предыдущим и т.п.

Но, похоже, в некоторых странах (и Украина тут в лидерах) избирательная интрига возвращается. И связано это с тем, что социология сама стала инструментом политической борьбы. Ведь, как оказалось, энная часть избирателей, как Труффальдино в исполнении Константина Райкина, «всегда за тех, кто побеждает», и их нужно убедить в грядущей победе нужного кандидата.

Еще в большей степени это относится к «нерядовым избирателям», от чьей позиции зависит финансирование и иные формы поддержки кандидатов. Растущая ангажированность социологов возвращает интригу самим выборам, ведь их цифры часто оказываются сильно разнящимися, больше указывая на принадлежность данной соцслужбы к определенному политическому лагерю, чем на реальную электоральную картину.

Причем, как во всем, технологии не стоят на месте. Если лет десять назад казалось, что достаточно вбросить в СМИ якобы результаты опроса, проведенного некоей никому доселе не ведомой соцслужбой, в которой у кандидата-клиента цифры поддержки едва ли не на порядок выше, чем в других опросах, то сейчас стараются работать тоньше. Вместо фейковых соцслужб, являющихся лишь плодом фантазии политтехнологов кандидата, стараются привлекать реально и давно существующих, имеющих определенную репутацию (как говорила еще одна киногероиня, «я девственность берегу, чтобы потом ее подороже продать»).

Либо же создать для новой соцслужбы привлекательную и вызывающую доверие легенду. Особенно модным является ссылка на ее зарубежное происхождение — «там» же, как известно, жульничать не могут по определению. При этом желательно, чтобы нужную картинку презентовали сразу несколько опросов от совершенно разных структур — для пущей убедительности. Из тех же соображений публикуемые результаты стараются делать не сильно выпадающими из общей канвы, так они выглядят более правдоподобными. Игра же идет вокруг нескольких процентов, которые, впрочем, в нынешней украинской электоральной ситуации оказывают весьма серьезное влияние на «турнирное положение».

В мае, когда ряд опросов зафиксировали падение рейтинга президента и его скатывание на 5—6-е место, я обратил внимание на появившиеся в СМИ результаты социсследования, проведенного международным исследовательским центром BURI-Украина (The Belgium-Ukraine Research Institute), по данным которого у президента все относительно неплохо. Да, Юлия Тимошенко впереди, но разрыв некритичен. А главное — ближайшие конкуренты далеко позади.

«Сразу же появились и комментарии «блогеров-политологов» примерно такого содержания: «Меня всегда «терзают смутные сомнения» по поводу результатов социологических исследований украинских компаний. Частенько цифры, мягко говоря, удивляют и очень подозрительно различаются. Для сравнения — вот недавний соцопрос, который провел международный исследовательский центр BURI-Украина... Лично я больше доверяю независимому европейскому исследованию, чем украинским».

В самом деле, как не поверить «европейцам»! Правда, мне не удалось найти в интернете ни собственного сайта этой организации, ни вообще каких-либо упоминаний BURI-Украина, относящихся к периоду до 26 апреля нынешнего года, когда и был опубликован их опрос. Первоисточником же информации о нем стал располагающийся в Лондоне (так указано на его головной странице) англоязычный сайт eutoday.net.

Признаюсь, я никогда ранее не слыхал об этом издании. Дабы получить какое-то представление об уровне его известности и авторитетности, решил посмотреть количество подписчиков его страниц в соцсетях. Но оказалось, что eutoday даже не завел свои страницы (дело на 5 минут), без которых невозможно ныне представить любое публичное интернет-издание».

BURI продолжает публиковать свои результаты, и, что характерно, полку «европейцев» и «независимых» явно прибыло. Вот подборка результатов опросов, появившихся в СМИ в последний месяц. 29 октября опубликовал результаты Центр исследований и коммуникаций ActiveGroup. Согласно им Тимошенко имеет 15,4% голосов опрошенных, Владимир Зеленский 9,9%, Петр Порошенко 8,9% («разница между которыми находится в пределах погрешности» — отмечают в ActiveGroup). Анатолий Гриценко — 6,5%, Святослав Вакарчук —5,3%, Олег Ляшко — 4,6%, Юрий Бойко — 4,2%. Андрей Садовый, Вадим Рабинович и Евгений Мураев набрали от 2,2 до 2,9%, что также можно считать практически одинаковым результатом.

Обращают на себя внимание крайне низкие рейтинги всех «немайданных» кандидатов. Что касается самой ActiveGroup, то ее сайт в нынешнем формате создан в 2018 г. Впрочем, на нем сообщается, что «исследовательская компания Active Group была основана группой социологов в 2011 году», а также рассказывается о деятельности в предыдущие годы, но вот имен руководителей на сайте организации мне найти не удалось.

А вот по данным Центра социальных исследований «София», Тимошенко имеет 15,5%, Юрий Бойко — 14%. Третье и четвертое места в рейтинге между собой делят Владимир Зеленский (9,9%), Петр Порошенко (9,9). Далее следуют: Анатолий Гриценко (8,2%), Святослав Вакарчук (7,9%), Олег Ляшко (5,2%), Евгений Мураев (4,4%) и Андрей Садовый (3,3%). Особо отмечается, что это опрос без Вадима Рабиновича, если же его добавить в список, то он сам получит 4,9%, у Юрия Бойко будет 8,9%, и он откатится на третье место вслед за Петром Порошенко, Евгению Мураеву же придется довольствоваться 2,8%.

Намек Центра «София» вполне очевиден, тем более что эта давно работающая авторитетная структура всегда была близка к «регионалам». Впрочем, нельзя не отметить, что и их данные, как правило, оказывались более близкими к реальным результатам выборов, чем у других топовых соцслужб.

К их числу никогда не относился обнародовавший 17 октября на пресс-конференции в «Интерфакс-Украина» результаты своего исследования Украинский институт изучения общественного мнения: у Тимошенко — 14,4%, Порошенко — 11,4%, Бойко — 5,2%, Ляшко — 5,1%, Гриценко — 4,7%, Садового — 2,5%, Рабиновича — 2,4%. Зеленский в опросный лист не попал, но директор центра Александр Бухалов пообещал, что в следующем опросе он обязательно будет.

Сайта организации мне обнаружить не удалось. А, видимо, о ее руководителе раздел «Досье» сайта «Политрада» сообщает, что Александр Юрьевич Бухалов действительно работал в разных соцслужбах и госструктурах: «С 2005 по 2010 годы работал генеральным директором ООО Фонд общественного мнения — Украина. С 2009 года по настоящее время — пенсионер».

Существует сайт у ВГО «Передовые правовые инициативы», причем нынешний дизайн также датирован 2018 г. В разделе «Про нас» размещены сканы регистрационных документов, самый ранний из которых датирован 2007 г. Однако никаких данных о деятельности фигурирующего в них главы организации Геннадия Геннадьевича Воронцова мне во всемирной паутине найти не удалось.

Главный же итог проведенного ими опроса, для наглядности изображенный в виде инфографики, таков: на западе и в центре в первом туре побеждает Юлия Тимошенко, а на юго-востоке — Владимир Зеленский. Они же занимают первые места с 12,84% и 10,04% и в «общем зачете», у идущего третьим Петра Порошенко лишь 7,05%. Перспективы «антимайданных» кандидатов ППИ оценивают крайне скептически.

Понятно, что куда лучше обстоят дела у действующего президента в опросе уже знакомой нам BURI. Но и тут он с 8,2% лишь на втором месте, а лидирует Юлия Владимировна с 12,3%. Далее следуют Зеленский —8,1%, Рабинович — 7,3, Бойко — 6,8%, Гриценко — 6,7%, Вакарчук — 5,8%, Ляшко — 5,6%. Данные результаты, на мой взгляд, явно намекают на возможность «антимайданного» реванша, на опасность которого указывал и сам президент в ежегодном послании.

Что же касается первоисточника, то в этот раз им оказался сайт ЕС-Хроника, который в шапке головной страницы позиционирует себя как «Единственный в Брюсселе журнал, свободный от институционального, государственного или корпоративного финансирования — независимый анализ с 2009 года». Однако в остальном он ничем не отличается от прежней «площадки» агентства BURI.

И наконец, Blue Dawn Monitoring, структура с явно намекающим на «внеукраинское» происхождение названием, однако, если пролистать до конца презентацию ее опроса на одном из зарубежных сайтов со свободным размещением информации пользователями, расположена она в городе Николаеве. У них Тимошенко имеет 11,8%, Бойко — 8,8%, Зеленский — 5,3%, Порошенко —5,1%, Вакарчук — 4,8%, Ляшко — 4,7%, Гриценко —4,2%

Понятно, что у всех ключевых игроков есть источники объективной информации, на основании которой они наблюдают и управляют ходом избирательной гонки, а также кладут в основу вбросов в информационное пространство с необходимыми коррективами. Так что и по этим «источникам», в отсутствие других внушающих абсолютное доверие, некое среднеарифметическое вывести можно.

И сводится оно к тому, что Тимошенко продолжает лидировать с тенденцией увеличения рейтинга (причем ее результаты у всех очень близки, это говорит о том, что ныне тактические соображения делают манипуляции с ее рейтингом нецелесообразными). Петр Порошенко также улучшил свои позиции в свое время, а вот Анатолий Гриценко, недавно прочно державшийся в тройке лидеров, наоборот, скатился в «турнирное болото» (похоже, навсегда). Что же касается электорального взлета Владимира Зеленского, вокруг пока только возможного выдвижения которого в СМИ умело раскручивается интрига, а возможности его «генерального спонсора» хорошо известны, то могу сказать только одно: «Хотите верьте — хотите нет».

Что украинским социологам, что «иностранцам».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Портнов вернулся в Украину

Бывший заместитель главы Администрации президента Виктора Януковича в 2011—2014 годах...

Новоизбранному президенту Украины сейчас не до смеха

Владимир Зеленский уже ощутил степень решимости элиты страны, готовой лишить его...

Самая насущная потребность Украины

На протяжении почти трех десятилетий Украина неоднократно лелеяла ложные надежды, а...

Посол Канады: «план Маршалла» для Украины пока...

Страна должна доказать способность тратить деньги по назначению

Луценко признал, что вмешательство в американские...

По словам генпрокурора, против Трампа работало посольство США в Украине

Американские СМИ: что забыл в Киеве адвокат Трампа?

В западных СМИ активно обсуждают повышенный интерес Белого дома к Украине и...

Загрузка...

«Уши машут ослом»: язык и примирение

Владимира Зеленского пытаются затянуть на территорию кулуарных переговоров и интриг

На «детские ошибки» времени нет

Пора говорить о первых шагах и действиях уже не кандидата, а избранного (пусть и не...

Трагикомедия ошибок

Погоня за соперником, внезапное появление на ток-шоу, заявление «жду 45 минут»...

Поматросили: как региональные игроки воспользовались...

На местах не просто не станут подыгрывать нынешнему гаранту, но и будут открыто...

«Настоящему полковнику» нашли замену

Сопоставление отдельных факторов заставляет задуматься над наличием у «скромного...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка