А мэтры здесь скучные

№15 (903) 12 – 18 апреля 2019 г. 10 Апреля 2019 5

Пьер Нинэ и Шарлотта Генсбур в фильме «Обещание на рассвете»

В рамках «Французской весны» в Киеве прошел Фестиваль допремьерных показов. В программу вошли: театральная комедия об Эдмоне Ростане, эротическая драма о либертинах конца XIX века, экранизация знаменитой книги Ромена Гари и новые ленты мэтров французского кинематографа Франсуа Озона и Оливье Ассаяса, оставившие после просмотра непростой вопрос: которая из них скучнее?

Мэтров прибережем на десерт, начнем с новичков. Действие двух исторических фильмов программы, «Эдмона» и «Клубнички», происходит в одну и ту же эпоху и даже в одни и те же годы: первый рассказывает о декабре 1897-го, события второго охватывают период между 1895-м и 1898-м. Обе картины сняты дебютантами в полном метре, герои обеих — выдающиеся литераторы, однако на этом принципиально важные сходства заканчиваются. Первый фильм — легкая комедийная фантазия об истории создания самой известной в мире французской пьесы, в нем все крутится вокруг театра и литературы. Второй — эстетское кино с крепким эротическим стержнем, муза этой ленты — жанровая фотография.

«Эдмон» Алексиса Михалика развеселил с первого кадра: начальному французскому титру «Edmond» в нем соответствовал украинский субтитр «Сірано». Похоже, причина в том, что в российском прокате лента получила выгодное для продвижения название «Сирано. Успеть до премьеры» — кто такой Сирано, культурному человеку понятно сразу, а что там за Эдмон, еще поди догадайся. Фильм позиционируется как правдивая история написания Эдмоном Ростаном пьесы «Сирано де Бержерак», но верить этому не стоит, как теперь говорят, от слова «вообще». Из реальности в ленту Михалика попали некоторые действующие лица (Ростан, его жена, его покровительница великая Сара Бернар, первым сыгравший Сирано популярный актер Коклен) и ряд связанных с премьерой обстоятельств. Все остальное — чистый вымысел.

В основе вымысла лежит забавное предположение о том, что «Сирано» написан с натуры. Якобы Ростан переживал тяжелый творческий кризис, и тут его смазливый, но туповатый дружок-актер втрескался в девицу, обожающую поэзию вообще и стихи Ростана в частности. Драматург начинает помогать приятелю: прячась под девушкиным балконом, произносит за него пылкие стихотворные монологи, от имени друга забрасывает прелестницу страстными стихотворными письмами — и вдруг понимает, что из этой истории получился бы недурной сюжет для пьесы. Если верить Михалику (а верить ему нельзя), «Сирано» написан буквально на коленке, поставлен за неделю и никакие ляпы премьеры его бешеному успеху не помешали (верить можно только тому, что успех был бешеный). К финалу снятый с обаятельным юмором «Эдмон» превращается в гимн театральному искусству, и этот ход тоже оказывается выигрышным.

В «Клубничке» Лу Жене вымысла на порядок меньше, хотя ее фестивальное позиционирование столь же неверное. Это фильм вовсе не о «становлении эротической фотографии», как сказано в аннотации, а о радикальном изменении статуса женщины во Франции на рубеже XIX и XX столетий. Поначалу кажется, что в центр внимания «Клубнички» помещен Пьер Луис — литератор, мистификатор, путешественник, повеса, эротоман, человек, о котором говорили, что утром у него одна женщина, днем другая, а вечером третья, ничего не знающая о двух остальных (немножко преувеличивали). Всех своих дам Луис подробно описывал словами, фотографировал обнаженными и помещал тексты с картинками в альбом. Собранный за двадцать лет каталог составил около двух с половиной тысяч экземпляров.

Однако при всей колоритности Луиса центральный герой «Клубнички» не он, а его возлюбленная Мари Эредиа, которую можно считать в некотором роде символом женской эмансипации, по крайней мере, в ее сексуальном аспекте. Мари выдали замуж за писателя Анри де Ренье, но эта своевольная, язвительная и свободолюбивая женщина была не из тех, кто молча страдает. Мари делает Пьера своим любовником, рожает от него сына, женит его на своей младшей сестре и почти не таясь встречается с ним на протяжении многих лет. Обнаженной натуры в «Клубничке» предостаточно, но эротика в ней не цель, а средство: движущая сила сюжета и способ описания мира. Правда, средство это несколько экспансивное и навязчивое, эстетика в фильме Жене поставлена заметно выше драматургии. «Клубничка» выйдет на украинские экраны через месяц, 16 мая.

Особый интерес в программе фестиваля вызывала снятая еще в позапрошлом году лента «Обещание на рассвете» Эрика Барбье. Это не первая экранизация автобиографического романа Ромена Гари, но предыдущая была снята почти полвека назад, и у нас ее видели разве что единицы. «Обещание на рассвете» — книга без преувеличения культовая; история о материнской любви, сделавшей из эмигранта и еврея-изгоя героя Второй мировой войны, французского дипломата, кавалера Ордена Почетного легиона и выдающегося писателя — одна из самых красивых и невероятных литературных историй ХХ века. Кроме того, это мой любимый роман Гари, так что на вечерний показ фильма я шел одновременно с сильным любопытством и легким недоверием.

К счастью, мои опасения на закате оказались напрасными. Барбье снял именно то, что написал Гари, его лента эффектна, динамична, иронична, точна в деталях и по-хорошему, без перегибов, сентиментальна. Пожалуй, ей можно вменить в вину некоторую легковесность, ну так ведь и Гари далеко не Пруст. Роль писателя в три разные периода его жизни сыграли три актера, из которых нельзя не выделить старшего, Пьера Нинэ, более всего известного у нас по фильмам «Ив Сен-Лоран» и «Франц». Однако главная звезда картины Барбье — конечно же, Шарлотта Генсбур, сыгравшая Нину Кацеву, мать писателя. С одной стороны, это типичная еврейская мама, фанатично любящая своего сына. С другой, ее любовь не вполне типично сочетается с сумасшедшей требовательностью, истовой настойчивостью, отчаянной гордостью и удивительным провидческим даром, без которых Роман Кацев никогда бы не стал Роменом Гари.

Теперь возьмемся за мэтров. Фильмы Озона и Ассаяса я посмотрел за один вечер и предлагаю считать это моим маленьким обозревательским подвигом. Одна коллега-критик пригвоздила обе картины снисходительно-небрежной фразой «два часа говорильни», и неточность здесь только в том, что первый на самом деле длится два часа с четвертью, а второй — два часа без четверти. Не рискну сказать, что «По воле божьей» и «Двойная жизнь» так уж сильно разочаровали. Просто обе картины настолько не зрительские, что если бы вместо субтитров сделали дубляж, половину сеанса можно было бы без особых потерь провести с закрытыми глазами.

«По воле божьей» Франсуа Озона — очень важное, нужное, актуальное, правильное и при этом бесконечно нудное кино. Лента основана на реальных событиях: в 2016 году в Лионской епархии католической церкви разразился скандал вокруг священника Бернара Прена, обвиненного в сексуальных домогательствах к мальчикам в период с 1970-го по 1990 г. Жертвы насилия лишь спустя десятки лет решились поведать миру о своих физических и психических травмах, им важно было не столько наказать уже престарелого Прена, сколько сделать невозможным что-либо подобное в будущем. Борьба активистов стала еще более ожесточенной, когда выяснилось, что а) отец Бернар все еще продолжает работать с детьми; б) лионский кардинал знал о порочных наклонностях священника, но, беспокоясь о репутации церкви, никаких действий не предпринимал.

137 минут экранного времени Озон обстоятельно и монотонно рассказывает о том, как инициатива одного человека превратилась в массовое общественное движение, как активисты долго и упорно добивались справедливости и вроде бы добились, но на самом деле нет. Характерно, что режиссер сначала собирался снимать документальный фильм, а потом решил все-таки делать игровой; в результате получилось какое-то ни то, ни другое. Единственный острый вопрос картины, можно ли продолжать верить в Бога после всего случившегося, остается не только без ответа, но даже без обсуждения. Несмотря на разведенную скучищу, «По воле божьей» получил Гран-при жюри на недавнем Берлинале. Удивляться этому не стоит: социальная значимость для берлинского киносмотра уже многие годы важнее художественной ценности. 18 апреля лента Озона выходит в украинский прокат.

«Двойные жизни» Оливье Ассаяса тоже сделаны из сплошных разговоров, но в них хотя бы есть нотки юмора, правда, поначалу такие тихие, что почти не расслышать. Герои ленты — парижские как бы интеллектуалы: издатель, писатель, их жены, любовницы, друзья; жена издателя — это любовница писателя, но издатель ничего не замечает, у него тоже любовница, только помоложе. Что характерно, адюльтеры не мешают дружбе, это «высокие отношения, нормальные для духовных людей». Главная проблема, с которой сталкиваются духовные люди Ассаяса, —коллизии, связанные с экспансией цифровых технологий. Блоги теперь важнее книг, лидеры мнений в соцсетях популярней писателей, спрос на бумажные издания падает, но на электронные тоже почему-то не растет, и что со всем этим делать, пока непонятно.

Лучшая шутка фильма — когда героиня Жюльет Бинош рассуждает о том, не предложить ли записать аудиокнигу какой-нибудь знаменитой актрисе, например Жюльет Бинош. Приз за лучшую актерскую работу картины, несмотря на звездные достоинства Жюльет Бинош, я бы отдал Венсану Макену: его пузатый-волосатый писатель одновременно жалок и мил, нелеп и трогателен, глуповат и все же талантлив — ну, по крайней мере, не совсем бездарен. Лучший эпизод ленты — финальный, когда жена писателя сообщает ему, что у них будет ребенок. На бородатой физиономии героя в этот момент отображается весь возможный диапазон чувств, от «дерьмо, какого хрена!» до «боже, вот это счастье!». Разобраться в том, какое из них более искреннее, не смог бы даже самый искусный психолог.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Алла Пугачева. Стоп-игра!

Единственным сольником в Кремле отметила 70-летие Алла Пугачева

Дмитрий Саратский: «Много раз собирался купить...

Дмитрий Саратский рассказал «2000», что к ответственному чтению его приучила...

«Евровидение-2019»: за кого голосует украинский...

Ведущий и наиболее авторитетный портал новостей о «Евровидении» — ESCToday —...

Миллион за украинку

На прошлой неделе в прокат вышла «Гуцулка Ксеня», которую заранее называют...

Женское киносчастье

В этом году Международный женский день как никогда актуален для кинематографа. Тема...

Алена Лазуткина: «Книги — это моя жизнь»

Алена Лазуткина рассказала «2000», что у огня читать любит, а у воды нет, что терпеть...

Загрузка...

Смотреть и думать: наиболее ожидаемые умные фильмы...

Мировые и отечественные режиссеры постарались на славу, теперь главное, чтобы их труды...

Джедаи, герои и годзиллы: топ-10 самых ярких фильмов...

Все, что нужно знать о 2019-м тем, кто хочет «попкорна и зрелищ» на большом экране

Один белый, другой черный

C 24 января в прокате «Зеленая книга», обладатель «Золотого глобуса», лучший...

Три психа и один психиатр

 17 января в кинотеатрах можно посмотреть «Стекло», завершающий фильм трилогии...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка