Альбионские гадюки

№48 (885) 30 ноября — 6 декабря 2018 г. 28 Ноября 2018 5

С 22-го по 28 ноября в столичном кинотеатре «Киев» прошел 18-й по счету фестиваль «Новое британское кино». Центральными героями четырех из пяти его полнометражных фильмов стали женщины. В двух самых примечательных лентах фестиваля это были дамы экстраординарные, ради достижения своих целей готовые на все. Короче говоря, те еще гадины.

Роль герцогини Мальборо в фильме Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» сыграла Рейчел Вайс

Всего в программе «Нового британского кино» на этот раз было шесть пунктов. К пяти картинам полного метра добавили подборку лучших короткометражных фильмов по версии BAFTA, Британской академии кино- и телеискусства. Мне удалось посмотреть ровно половину программы, так что о двух полнометражных работах приходится судить по анонсам. Фильм «Колетт» Уоша Вестмоленда с Кирой Найтли в заглавной роли представляет собой биографическую драму о звезде французской литературы первой половины ХХ в. Сидони-Габриэль Колетт. Лента «Я не ведьма», дебют британского режиссера замбийского происхождения Рунгано Ниони, носит остросоциальный характер: она посвящена 9-летней девочке, обвиненной в колдовстве.

Фильмом-открытием фестиваля стала «Фаворитка», снятая одним из самых заметных новичков европейского кинематографа последнего десятилетия Йоргосом Лантимосом. Вообще-то автор «Клыка», «Лобстера» и «Убийства священного оленя» режиссер греческий, но его новая картина не просто английская, а очень английская. Она посвящена событиям начала XVIII в., когда многолетняя любимица королевы Анны (Оливия Колман) герцогиня Мальборо (Рейчел Вайс) впадает в немилость, а ее место в политической элите и в постели королевы занимает молодая авантюристка Абигейль Хилл (Эмма Стоун), которую сама же герцогиня и обучила всему плохому. Абигейль оказалась талантливой ученицей и превзошла наставницу по всем статьям.

«Фаворитка» в какой-то мере неожиданность. До сих пор Лантимос снимал заковыристые фантастические притчи с мощными, хотя и не вполне прозрачными месседжами, а тут вдруг, будьте-нате, историческая костюмная трагикомедия. Впрочем, комедийная составляющая как раз вполне лантимосовская — чего стоят убойные реплики в духе пресловутого английского юмора и постмодернистский танец, состоящий из вычурных движений, которых триста лет назад на королевском балу не могло быть и в помине. Одно из главных достоинств картины — блестящие актерские работы. Великолепна Эмма Стоун, героиня которой постепенно превращается из вызывающей искреннюю симпатию жертвы обстоятельств в отъявленную придворную дрянь.

Героиня фильма «Зверь», первой полнометражной ленты Майкла Пирса, в процессе действия тоже сильно меняется. 27-летняя Молли (Джесси Бакли) живет на острове Джерси, где, кстати, вырос и сам Пирс, страдает от нелюбви родных и от тоски по лучшей участи. Случайное знакомство с простым и резким парнем Паскалем (Джонни Флинн) вырастает в большое светлое чувство, которое, однако же, сталкивается с некоторыми проблемами. Во-первых, Паскаль для Моллиной семьи чужак, деревенщина и явный мезальянс. Во-вторых, на острове орудует маньяк, насилующий и убивающий юных девушек, и Паскаля, у которого, как оказывается, есть немаленький криминальный бэкграунд, полиция рассматривает как одного из основных подозреваемых.

По жанру «Зверь» — притворяющийся мелодрамой детективный психологический триллер. Еще это кино с подвохом. Когда действие поворачивает к умиротворяющему хэппи-энду, становится ясно, что зрителя ждет сюрприз. В финале Пирс раскрывает карты: тузом здесь выступает дама, король оказывается бит, а козырем объявляют совсем не ту масть, что в начале. Получается лента о ненасытном внутреннем звере, о животной стороне человеческой натуры, которая берет верх над отчаянными попытками социальной адаптации. И да, я тут вроде бы немало порассказывал, но поверьте, это еще не спойлер. Ленте Пирса есть чем вас удивить.

Поскольку Лантимос снял картину на удивление зрительскую, значит, нишу авторского кино в программе фестиваля должен был занять кто-то другой. Этим другим стала еще один небританский режиссер — француженка Клер Дени. Ее фантастический фильм «На высоте» (в оригинале High Life, в российской версии «Высшее общество») рассказывает о группе преступников, отправленных вместо пожизненного заключения в пожизненное путешествие в глубины космоса для исследования энергии черных дыр. Главную роль в фильме сыграл звезда «Сумерек» Роберт Патинсон, компанию ему составила нестареющая Жюльетт Бинош.

Кино у Дени вышло действительно авторское, с прибамбасами и подвыподвертами. В нем прихотливая фабула с хитрой последовательностью флешбэков и флешфорвардов, подчеркнуто эстетская картинка, обилие крупных планов, своеобразный монтаж, нарушающий связность повествования, и несколько смелых эротических сцен, где Бинош можно увидеть в таких позах, в которых вы ее еще никогда не видели. Характерно, что «На высоте» на фестивале в Сан-Себастьяне был отмечен призом FIPRECSI — критики такие фильмы жалуют куда больше, чем обычные зрители. Сцены, где герои ныряют на космической шлюпке в черную дыру, физикам-астрономам смотреть не рекомендуется.

Если раньше из Киева фестиваль отправлялся в провинцию, то теперь копии фильмов предоставляются для показов киноклубам. Некоторые картины появятся в украинском прокате — скажем, «Зверь» должен выйти на экраны 31 января, а лента Лантимоса тоже в январе, но пока точно не известно, когда именно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка