Ангелы из Олешек

№51–52(801) 23 — 31 декабря 2016 г. 21 Декабря 2016 5

Грузинский «духанщик» Нико Пиросмани рисовал на жести и клеенке, украинские представительницы наива Катерина Белокур и Мария Примаченко выводили замысловатые узоры и фантастических животных на картоне и бумаге. Именно благодаря материалу (пусть хрупкому и недолговечному) мы можем видеть работы их, да и многих других самобытных художников спустя десятилетия.

А вот с произведениями еще одной представительницы наивного искусства — Полины РАЙКО не все так гладко. В качестве поверхности, куда она выплескивала творческие порывы, Полина Андреевна выбрала собственный домишко. И за годы исписала его полностью от пола до потолка, включая летнюю кухню, калитку, пристройки и наличники. В этом смысле ее искусство можно смело называть недвижимым. И оно, к большому сожалению, после смерти художницы в 2004 г. пребывало в подвешенном состоянии: дом ветшал, но не сдавался.

  • Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

    Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

  • Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

    Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

  • Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

    Диковинный мир, где уживаются звери, птицы и ангелы

Фото 1 из 3

Кустарные шедевры

Как это часто случается, на пути каждого творца, не обремененного необходимыми связями, но наделенного недюжинным даром, появляется человек, который, уверовав в талант самородка, начинает говорить о нем публике. За Пиросмани по большому счету стоит благодарить русских футуристов, открывших миру самоучку, презентовавших на групповой выставке его работы.

По похожему сценарию развивалось творчество Анны Собачко-Шостак, Марии Примаченко. Интерес и участие профессиональных художников, а потом и неравнодушных деятельных молодых людей сделали имя Полины Райко, обычной женщины в общем безрадостной судьбы из провинциального городка Олешки Херсонской обл., широкоизвестным.

О бабушке, которая без устали разрисовывала свой дом на ул. Нижней, 74, местные жители знали давно. Кто полюбопытней, заглядывал в гости — посетителям одинокая женщина была очень рада. Рассказывала обо всех, кого изобразила на стенах: о себе, сестрах, муже, войне, которая не сломала. Экскурсанты фотографировали многочисленных ангелов, зверей и птиц с белоснежными, как у ангелов, крыльями.

Писала она по сути свою боль, которую сердцу уже было тяжело носить: гибель дочери, смерть мужа, трагедия сына-алкоголика, попавшего в колонию. Рисовала как могла, как душа подсказывала. Денег на краску и бумагу у пенсионерки не было, потому и подвернулись стены и самая дешевая и едкая краска — эмаль ПФ, которую Полина Андреевна банками покупала на рынке. Разводила бензином, так что спать после такой творческой ночи было, сами представляете, несладко.

Потихоньку слухи о талантливой бабушке распространились за пределы бывшего Цюрупинска. К ней приезжали журналисты, поэты, музыканты и художники с академическим образованием и известными фамилиями. Хотели взглянуть на такое вот чудо, когда не довлеют над человеком стереотипы, художественные принципы, чужое мнение, есть только желание рисовать, омытое горькими слезами.

На стенах дома нет свободных от рисунков мест

За несколько лет до смерти появились в жизни Полины Райко молодые ребята, поклонники из творческой группы Херсонского центра молодежных инициатив «Тотем». Во многом благодаря их вниманию, заинтересованности творчество «неугомонной в художестве» бабушки стало своеобразным открытием в 2005 г. Особенно после выпуска именного каталога «Дорога в рай». Год спустя вышел документальный фильм с созвучным названием — «Рай» (режиссер Надежда Кошман), взявший несколько премий на фестивалях. Лента рассказала о самобытной художнице уже всему миру.

После ухода хозяйки в мир иной уникальный дом, выставленный наследниками на продажу, приобрела канадская пара. Неравнодушные люди надеялись, что чете удастся сохранить наследие, превратить дом в оригинальный музей, центр искусства, туристический объект, который не хуже домов сербского художника-примитивиста Мартина Йонаша в Ковачице (Сербия) или лемковского наивиста Никифора Крыницкого в Крынице-Здруй (Польша) привлекал бы заезжих и местных путешественников.

Сны в руку

Впрочем, у него и сейчас особый статус — объекта, который имеет значительную историко-культурную ценность и попадает под охрану закона «Про охрану культурного наследия».

Однако, похоже, энтузиазм канадцев с годами несколько угас и музей (надеялись, что он будет частным) хоть и был открыт для гостей, не слишком уж развивался. Никаких планов на перспективу никто от новых владельцев слыхом не слыхивал. Смотрит за домом, принимает гостей и охотно рассказывает о его знаменитой хозяйке словоохотливая соседка.

В этой связи внушает некоторый оптимизм Программа развития культуры и духовности на 2016—2020 гг., утвержденная Херсонским облсоветом. Среди пунктов, адресов и мест, которым требуется особое внимание властей и профильных министерств, оказался и дом Полины Райко. Депутаты планируют в следующем году выкупить «хатынку» у нынешних хозяев и за предусмотренные 950 тыс. грн. (бюджетные средства и меценатов) сделать реставрацию и создать на ее базе ни много ни мало — первый в Украине Музей наивного искусства.

И это только первый этап адресной помощи будущему музею. Однако сами понимаете, тут многое будет зависеть от желания, во-первых, владельцев — захотят ли они продать дом за такую сумму, во-вторых, самих чиновников — не пойдут ли они на попятную. Да мало ли еще чего может случиться за год.

[img:102737]

Пока власти и управление культуры облгосадминистрации только планируют взять дом под свое крыло, творческие личности проводят в этом доме, напоенном такой исконной «незашоренной» образностью, примечательные акции.

Так, в программе ежегодного фестиваля современного искусства в Херсоне Terra Futura состоялась арт-резиденция и выставка «Сны Полины Райко». Художники, психолог, искусствоведы приняли участие в необычном (и даже страшноватом) эксперименте. Участникам резиденции предлагалось в одиночку переночевать в этом доме, записать свои ощущения на бумаге или в видеодневнике и самое главное — предоставить созданные под впечатлением от дома, его ауры и хозяйки художественные работы. Полностью отдаться наитию, свободной мысли, которая каждому должна прийти во сне.

«Когда все ушли, в доме не сиделось, я взяла стул, вынесла его во двор и села смотреть на дом. По двору плыл запах ореха, ветки его обнимали дом, и было тихо-тихо. Почти прозрачная кошка подглядывала за мной из-за угла, а рыжий пушистый пес на цепи дарил ощущение реальности. В окне, из той части дома, где бабушкина спальня, что-то иногда сверкало, хотя весь дом был погружен в сгущающиеся сумерки, и свет я выключила, чтобы не коротнула старая проводка.

Ночью в дом зашла и чуть позже даже спать легла, проспала крепко и с удовольствием до утра, второй день живу с миром в душе, есть то, что подарила бабушка Полина, наверное, это навсегда...» Такую запись оставила после арт-ночевки психолог Анжела Литвиненко (coyc.com.ua).

Позже, уже в октябре, выставку «Сны Полины Райко» буквально на несколько часов презентовали в Херсонском музее современного искусства. Так художники снова громко заговорили о диковинной мастерице и о доме, в котором еще с десяток лет назад должен был открыться музей.

Похоже, их наконец услышали.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Битва в песках

Из противостояния с военными нацпарк вышел победителем — не потеряв ни пяди своей...

Не-река: стоит ли спасать Веревчину

Местные жители хотят, чтобы функции свалки и места отдыха гармонично сочетались

Мокрое дело

Площадь орошаемых земель в Украине за годы независимости упала более чем в 5,5 раза

Степное кораблестроение

Херсон страдает от безработицы, но найти в нем сотню рабочих невозможно

Помидорная Херсонщина в цифрах

В области имеется крупнейшая и лучше всего сохранившаяся в Украине ирригационная...

Убивать и насиловать стали чаще

С начала года в Херсонской обл. возникло 2747 пожаров. 53 человека погибли, 23 пострадали и...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка