Балет «Юлий Цезарь»: жребий брошен

29 Июня 2018 4

Балет

Даже если никогда ранее в балетном репертуаре и не существовал такой спектакль, как «Юлий Цезарь», то его однозначно стоило придумать. Слишком уж по-театральному выразительна музыка итальянского импрессиониста Отторино Респиги, положенная в основу постановки, чтобы оставаться прерогативой исключительно симфонической. Она так и просилась на большую театральную сцену и была, к счастью, услышана.

26 июня Национальная опера Украины представила публике второй показ премьерного балета «Юлий Цезарь» (первый состоялся 20 июня). Интересно, что на сей раз у творческого триумвирата -- либреттист, хореограф и постановщик -- одно лицо: это Анико Рехвиашвили, художественный руководитель балетной труппы.

Миру -- Рим!

Пиршества, оргии, танцовщицы. - фото Ксении Панченко

Завсегдатаи Национальной оперы, в общем, привыкли к тому, что на все анонсированные здешние премьеры, тем более столь амбициозные, билеты раскупаются загодя. В этом смысле новый спектакль не стал исключением: зал был полон.

Зрители скупили все театральные программки, потому как литературная основа «Цезаря» до сего дня оставалась неизвестной. Это всецело авторский спектакль, собственная история на известную музыку, которая, надо признать, к видному полководцу и диктатору отношение имеет опосредованное. Зато к Риму древних времен и раннего христианства -- самое непосредственное.

Свою знаменитую трилогию: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества Рима» Респиги (расцвет его творчества пришелся на период между двумя мировыми войнами) написал с почти десятилетней разницей -- с 1916-го по 1926 гг. Симфонические картины, объединенные в один поэтический цикл, почти сразу же стали чрезвычайно популярными, обретя мировую известность. К слову, к музыкальному триптиху до сих пор охотно обращаются дирижеры на филармонических сценах, открытых пространствах (например, в термах Каракаллы на летних сезонах Римской оперы) и фестивалях.

Одно из последних феерических исполнений трилогии -- апрельское -- отмечено в Москве, в рамках IX Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. Это был совместный с итальянской стороной мультимедийный проект, в котором музыку объединили с объемными видеопроекциями.

Но о полновесном балетном спектакле, да еще и на два действия, речь до сих пор не шла.

Любопытная параллель. Киевская премьера «Цезаря» также состоялась благодаря участию итальянцев — конкретно, Института культуры и посольства. Почему это так важно отметить? Потому что интерес итальянской стороны, как правило, больше касается вокальной, чаще оперной или инструментальной музыки. А тут -- балет.

Открывают его звуки фанфар, для пущей зрелищности духовиков разместили не в оркестровой яме, а по обеим сторонам сцены, в ложах бельэтажа. Эффект присутствия был соблюден.

Мы видим римский форум. Патриции, матроны, легионеры и плебеи собрались здесь, у арки с квадригой, дабы восславить имя Цезаря-триумфатора. Вечный город величествен и устремлен ввысь: храмы, конные статуи доблестных мужей, фонтаны, дворцы, колонна Траяна.

Станислав Ольшанский царил на сцене и в танце. - фото Ксении Панченко

Цезарь в короткой красной тоге (Станислав Ольшанский), рядом его друзья и непримиримые соперники за внимание императора -- Красс (Александр Шаповал) и Помпей (Ярослав Ткачук).

Станислав Ольшанский убедителен в роли диктатора -- у него властные жесты, он царил на сцене и в танце, демонстрируя чудесную технику и высокого полета прыжки.

Тут в музыку вплетается страстная тема: это любовница Цезаря -- знойная красавица Кифридия (Ольга Кифяк) -- спешит выразить свою преданность и любовь. Чувственный танец с зазывными колыханиями бедер, гибкими позами восточной танцовщицы и ласками (кстати, этот балет показателен по количеству сценических поцелуев, но тут атмосфера, как говорится, обязывает: кровавые страсти на арене Circus Maximus, оргии, гетеры…) прерывается, когда на сцене появляется законная супруга Гая Юлия -- Кальпурния, ее партию блистательно исполнила Анастасия Шевченко.

Эффектные поддержки в нежном дуэте Цезаря и Кальпурнии. - фото К. Панченко

Если говорить в общих чертах, то первые две картины первого действия выдержаны в лиричном ключе -- здесь нежный дуэт Цезаря и Кальпурнии с эффектными поддержками (особо сложные сопровождались аплодисментами), красивого хореографического рисунка танец девушек.

Но если вы жаждете подлинных «хлеба и зрелищ», ваш интерес утолят после антракта.

Пинии и оргии

В искусстве немало примеров, когда композиторы, художники, сценаристы обращались к образу диктатора, которому ничего не стоило «прийти, увидеть и победить» и изречь пресловутое «Жребий брошен», но, как правило, помимо побед на поле брани и с своими доморощенными врагами-сенаторами, их пленяла история любви с красавицей Клеопатрой.

Не обошли своим вниманием этот любовный и стратегический союз ни живописец Жан-Леон Жером, ни великий Гендель, сочинивший оперу «Юлий Цезарь в Египте», ни Бернард Шоу, написавший пьесу «Цезарь и Клеопатра». Однако создатели балета покрыли эту шаблонную тему красноречивым молчанием, не упомянув о Клеопатре ни в полслова, ни в полшага.

Их история зиждется на последних днях великого диктатора в мартовские иды (тут прослеживается отсыл к Шекспиру и его трагедии «Юлий Цезарь»), когда тот пал от рук заговорщиков.

Музыка Респиги сама подсказывает ход действу: шум толпы, грохот колесниц, тяжелая поступь в музыке оркестра, жалобная тема у струнных и духовых -- это гладиаторские бои на арене цирка, тут сражаются насмерть ретиарий (боец с сетью и трезубцем) и воин с бичом. Полет хореографической фантазии ничто не сдерживает, потому впечатляет пластика, эффектные парные движения и прыжки, почти осязаема экспрессия солистов от ощущения удали и «силушки богатырской».

Выразительную авторскую партитуру (тут без труда можно услышать журчание фонтанов, пение птиц, звуки шарманки, мерное колыхание от ветра пиний) не менее выпукло озвучил оркестр под управлением Николая Дядюры. Наряду с римской трилогией музыканты играют редкое сочинение композитора, вплетенное в сюжетную канву -- балет 1931 г. «Белкис, царица Савская».

В ряду номеров, удостоенных рукоплесканий зала, -- сцена учебного боя умудренного жизнью легионера и мальчика-подростка, танцор продемонстрировал хорошую технику прыжка и ловкое владение «холодным оружием».

Славные битвы гладиаторов. - фото К. Панченко

Трогательно выглядит встреча матерей в траурных одеждах, которые проклинают Цезаря за смерть своих сыновей.

Проклятие диктатору от неутешной матери. - фото К.Панченко

С этого момента колесо судьбы уже не остановить, история движется к своему трагическому финалу. Сначала смерть верного Красса, а потом и самого императора. В финале он, истерзанный ударами кинжалов, стоит на коленях, раскинув руки, а над и Вечным городом возвышается его символ -- орел и девиз S.P.Q.R.

Смерть Цезаря.- фото К. Панченко

Похоже, премьерная постановка удалась, она пополнит ряд красочных «национальных» балетов, таких как «Грек Зорба», «За двумя зайцами», «Треуголка» и многих других. Важно при этом, что римская тема не повторяет ни словом, ни делом другой балет из репертуара Национальной оперы  -- «Спартак» Хачатуряна. Художник по костюмам (Наталья Кучеря) и художник-постановщик (Станислав Петровский) сумели найти абсолютно иной сценический язык, оформление спектакля и подход к созданию одежды героев.

Что ж, жребий брошен. Каковы будут его культурные последствия, покажет уже следующий театральный сезон.


Читайте последние новости  о событиях в Украине и мире на страницах «2000» и в социальных сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка