Без вариантов

№17 (863) 27 апреля — 3 мая 2018 г. 24 Апреля 2018 0

В прошлую пятницу, 20 апреля, в столице состоялась торжественная церемония вручения второй по счету Национальной кинопремии «Золота Дзиґа». В нынешнем году в отличие от прошлого киноакадемики имели некое подобие выбора, но предсказать основные итоги было нетрудно.

«Золоту Дзиґу» называют «украинским Оскаром», и если одни произносят эти слова с нескрываемой гордостью, то другие в лучшем случае с добродушной иронией, а в худшем — со злым сарказмом. Причин для язвительности предостаточно. Например, можно сравнивать голливудскую церемонию с киевской, но достаточно пару минут посмотреть на променад украинского кинематографического бомонда по красной дорожке культурно-выставочного центра «Парковый», чтобы понять, какими жестокими и бесчеловечными окажутся эти сравнения. Еще можно сравнивать их фильмы с нашими... Впрочем, нет, этого тоже лучше не делать.

Даша Плахтий и Екатерина Молчанова готовятся вручить приз за лучшую мужскую роль второго плана. Первую из них чуть позже назовут лучшей актрисой «Золотой Дзиґи»-2018

С другой стороны, в чем-то мы можем дать американцам фору. Скажем, у них на церемониях министров выступать не зовут, а у нас пожалуйста, причем сразу двух. Оба должностных лица — и начальник культуры Евгений Нищук, и вице-премьер Павел Розенко — с воодушевлением рассказывали о достижениях отечественного кинематографа. Таковые и впрямь имеются: финансирование кинопроизводства в последнее время увеличено на порядок, количество снимаемых лент неуклонно растет, кассовым успехом в прошлом году могли похвастаться сразу несколько украинских картин. Правда, в топ-30 проката-2017 ни одна из них не попала, а суммарные сборы украинских фильмов составили 4,3% от общего бокс-офиса, но вспоминать об этом на празднике было бы некорректно.

«Дзиґа» не «Оскар», шуток здесь немного, но они все же случались. Бывший глава Национального союза кинематографистов Сергей Трымбач пересказал только что услышанную байку просвещенного таксиста о том, что, согласно анализу ДНК, украинцы живут на наших территориях 5 тысяч лет, а украинки — 50 тысяч, и задался сакраментальным вопросом, какие-такие мужики орудовали здесь 45 тысяч лет и почему в результате наши женщины самые красивые в мире. Актриса Нина Набока, получая приз за лучшую женскую роль второго плана, заявила: «Я людина скромна, тому побажаю собі кожного року стояти на цій сцені і мати стільки «Дзиґ», скільки Меріл Стріп «Оскарів»!»

А вот выдающийся российский режиссер-документалист украинского происхождения Виталий Манский, решив сказать пару слов перед вручением награды за лучший документальный фильм, не шутил ни разу. Отметив приподнятую атмосферу в зале, он вспомнил, что приблизительно такое же благодушное настроение было в России на вручениях тамошней национальной кинопремии «Ника» в начале 1990-х. «Мы радовались победе демократии и не заметили, как все проспали», — посетовал Манский. И продолжил: «Поэтому я вас очень прошу: не проспите то, что у вас есть!» Естественно, на месте буквы «п» в середине слова «проспали» подразумевалась буква «р».

Общее количество номинаций премии в этом году можно обозначить как «16+2». Шестнадцать наград вручали по результатам голосования 309 членов Украинской Киноакадемии. Специальный приз за вклад в развитие отечественного кинематографа достался режиссеру и сценаристу Вячеславу Криштофовичу, постановщику таких известных советских фильмов, как «Два гусара» (1984), «Одинокая женщина желает познакомиться» (1986), «Ребро Адама» (1990) и снятого в 1997-м по повести Андрея Куркова «Приятеля покойника». Приз зрительских симпатий получила, кто бы сомневался, лента «Дзидзьо. Контрабас».

Список финалистов главной номинации «Золотой Дзиґи» выглядел довольно любопытно. На звание лучшего фильма 2017 года претендовали пять совершенно, прямо-таки вопиюще разных по жанру картин. Упомянутая выше «Дзидзьо. Контрабас» Олега Борщевского, непритязательная комедия, лишенная каких-либо художественных достоинств. Камерная мелодрама «Стремглав» Марины Степанской, работа симпатичная, но не выдающаяся. Местами презабавная, хотя и в целом неровная абсурдистская трагикомедия «Припутни» Аркадия Непиталюка. Экспериментальный, абсолютно не зрительский, снятый без сценария, без бюджета, да еще и без единого слова «Уровень черного» Валентина Васяновича. И, наконец, «Киборги» Ахтема Сеитаблаева, которые просто не могли не победить.

Видимо, из-за нехватки кадров в украинском кино Ахтему Сеитаблаеву на церемонии пришлось выступать и в амплуа ведущего, и в качестве получателя главной награды

Если рассуждать с позиций той же художественной ценности, «Уровень черного» выше «Киборгов» на голову. Но если говорить о других, более важных в данном случае критериях, — актуальности, социальной значимости, соответствия идеологическому мейнстриму — лента Сеитаблаева не оставляла конкурентам никаких шансов. Фильм о защитниках Донецкого аэропорта, кое-как избежавший фальши, не слишком перегруженный пропагандистской риторикой, с хорошо прописанными диалогами, в которых представлены разные точки зрения на суть конфликта и ситуацию в стране, можно считать символом нынешнего украинского кино. Да, там не обошлось без трескучего пафоса, но на фоне других патриотических картин недавнего времени вроде «Поводыря» Олеся Санина или «ТогоХтоПройшов КрізьВогонь» Михаила Ильенко «Киборги» выглядят сносно.

Ни один из финалистов главной номинации не остался без наград. «Киборги» получили шесть «Дзиґ» — за лучший сценарий (Наталья Ворожбит), лучшую мужскую роль (Вячеслав Довженко), лучшую мужскую роль второго плана (Виктор Жданов), лучший грим (Лилиана Хома) и лучшему художнику-постановщику (Шевкет Сейдаметов). Три статуэтки завоевал «Стремглав» — за лучшую женскую роль (Даша Плахтий), лучшему звукорежиссеру (Сергей Степанский) и лучшему композитору (Никита Моисеев). По одной награде досталось «Уровню черного» и «Припутням»: Валентина Васяновича отметили за лучшую операторскую работу, а упомянутую выше Нину Набоку — за лучшую женскую роль второго плана. «Дзидзьо. Контрабас», как уже сказано, довольствовался любовью зрителей.

Из других результатов примечателен приз Сергею Лознице за лучшую режиссуру (фильм «Кроткая»), и тут надо сказать, что академики, в общем, успешно выбрались из непростой ситуации. Дело в том, что «Кроткая» снята в копродукции семи стран, и украинское присутствие обозначено в ней прежде всего гражданством режиссера. Совсем не отметить фильм из основного конкурса Каннского кинофестиваля было бы как-то глупо, отметить почти не украинский фильм номинацией на главную награду как-то неправильно. Итоговое решение Киноакадемии можно считать соломоновым.

«Уровень черного» стал самым неординарным украинским фильмом прошлого года, но его автор Валентин Васянович получил приз только за лучшую операторскую работу

Год назад единственным пристойным полнометражным фильмом, снятом в Украине, оказалось «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко — ему, как и ныне «Киборгам», досталось шесть «Дзиґ». В нынешнем году внимания заслуживали почти все фильмы, попавшие в список главной номинации. Если год спустя у нас нарисуется картина не хуже нынешней, а победителя нельзя будет предсказать заранее, мы сможем осторожно сказать, что украинское кино действительно выходит из того печального состояния, в котором оно пребывало все годы независимости. Перспективы для этого есть.

Победители второй Национальной кинопремии «Золота Дзиґа»

Лучший фильм: «Киборги», режиссер Ахтем Сеитаблаев

Лучший режиссер: Сергей Лозница, «Кроткая»

Лучший сценарий: Наталья Ворожбит, «Киборги»

Лучшая мужская роль: Вячеслав Довженко, «Киборги»

Лучшая женская роль: Даша Плахтий, «Стремглав»

Лучшая мужская роль второго плана: Виктор Жданов, «Киборги»

Лучшая женская роль второго плана: Нина Набока, «Припутни»

Лучший оператор: Валентин Васянович, «Уровень черного»

Лучший документальный фильм: «Дом «Слово», режиссер Тарас Томенко

Лучший звукорежиссер: Сергей Степанский, «Стремглав»

Лучший композитор: Никита Моисеев, «Стремглав»

Лучший художник-постановщик: Шевкет Сейдаметов, «Киборги»

Лучший короткий метр: «Выпуск-97», режиссер Павел Остриков

Лучшая анимация: «Причинна», режиссер Андрей Щербак

Лучший грим: Лилиана Хома, «Киборги»

Лучший художник по костюмам: Светлана Симонович, «Червоный»

Выбор зрителя: «Дзидзьо. Контрабас»

Приз за вклад в кинематограф: Вячеслав Криштофович

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Слово задело

Финальным аккордом вечера памяти стала драма о Стусе «Жизнь не для всех», снятая...

Слава хип-хопа

15-й сезон танцевального ТВ-шоу So You Think You Can Dance («Думаешь, ты умеешь танцевать?»)...

Принцесса на телугу

День украинской независимости в Индии отметился прорывом. В кинопрокат в стране, где...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка