«Битлз» исчезают в полночь

№26(912) 28 июня — 4 июля 2019 г. 25 Июня 2019 0

На обалдевшего Джека Малика (Химеш Патель) свалилась всемирная слава, но счастье ему принесет не она

C 27 июня в украинских кинотеатрах идет фантастическая комедия британского режиссера Дэнни Бойла «Вчера», в оригинале Yesterday. Сюжетной основой для фильма послужила роскошная, обещавшая множество возможностей идея, воплощение которой оказалось куда менее эффектным, чем можно было ожидать.

Однажды поздно вечером неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Патель) после фестивального выступления, на которое пришли четверо друзей и десяток случайных слушателей, в препаршивом настроении возвращается на велосипеде домой. Внезапно во всем мире, от Нью-Йорка до Мельбурна, от Буэнос-Айреса до Пекина, происходит 12-секундное отключение электричества, и в этот же момент Малика сбивает автобус. Отлежавшись в больнице, еще сильно помятый, опухший и лишенный двух передних зубов парень отмечает свое возвращение. Ближайшая подруга Элли (Лили Джеймс) дарит ему новую гитару, приятели великодушно просят спеть. Малик с шепелявой грустью заводит Yesterday и слышит в ответ: «Какая чудесная песня! Когда ты успел ее написать?»

Обычно когда героя чем-нибудь шарахнет — то ли автобусом, то ли молнией, то ли просто кирпичом по голове — необыкновенные метаморфозы происходят с ним самим. В фильме Бойла, наоборот, меняется не персонаж, а все, что вокруг него, и перед Маликом предстает мир, начисто лишенный «Битлз». Никто никогда не слышал Hey Jude и When I'm Sixty Four, Let It Be и All You Need Is Love, Here Comes The Sun и Yellow Submarine. Никому не известны имена Джона Леннона и Пола Маккартни, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Гугл на запрос «beatles» выдает информацию о «beetles», то бишь о всевозможных жуках — от майских до навозных. Отсутствие «Битлов» не единственное, чем новый мир отличается от старого, но заявлять об остальных пропажах Бойл не торопится — это коронные шутки его картины.

Соблазн прославиться слишком велик, и Малик ему поддается. Сперва не отказывается от авторства в узком дружеском кругу. Потом выступает с песнями «Битлз» как со своими на сцене клуба, делает студийные записи, выкладывает их в интернет. Дальше к нему приходит сыгравший сам себя Эд Ширан (да-да, вот этот рыжий-лохматый-знаменитый, который миксует попсу с хип-хопом) и, не скрывая восхищения, предлагает выступить у него на разогреве в европейском турне. После этого за стремительно восходящую звезду берется ушлая лос-анджелесская стерва-продюсер Мэнди (Кейт Маккиннон), и Малик приобретает приблизительно ту же популярность, которая была у исчезнувшей из памяти человечества ливерпульской четверки.

То, что сюжет «Вчера» построен каким-то похожим образом, было ясно еще до просмотра. А вот дальше начиналось интересное. Куда именно поведет режиссер своего героя? Чем обернутся его неизбежные муки совести? Выкинет ли мир еще одну подобную шутку: вдруг «Битлз» вернутся? В привычном виде или измененными? Как они встретятся с присвоившим их песни Маликом? В конце концов можно было заострить непростой нравственный вопрос: с одной стороны, то, что делает Малик, есть обыкновенный обман, но с другой — он возвращает цивилизации великую музыку. В общем, у Бойла был богатый выбор, но он решил не мудрствовать лукаво и развернул свою ленту в направлении умилительной мелодрамы.

В результате на первый план в картине выходят не курьезы со всепланетной амнезией, не парадоксы с параллельными мирами, не прочие игры разума, а отношения Малика с Элли. «Вчера» принимается транслировать нехитрую дидактику: без любви нет счастья, без правды нет любви. Самые интригующие сюжетные ходы не взрываются жирным восклицательным знаком, а обрываются невразумительным многоточием. Например, на экране возникает живущий в добром здравии и блаженном приморском уединении 78-летний Джон якобы Леннон, но из его диалога с Маликом мы не узнаем ровным счетом ничего, кроме того, что жизнь прекрасна и удивительна. И вот еще что: откуда русский дядька и английская тетка, давшие Малику адрес неведомого миру Леннона, знают песни «Битлз» так же, как их знает Малик, при том что всему остальному человечеству они неведомы, тоже остается загадкой.

62-летний Бойл поставил три десятка фильмов и сериалов, но в его карьере есть две безусловных вершины. Первая — это лента «Миллионер из трущоб», принесшая режиссеру «Оскар» 2008 г. Вторая вообще не про кино: в 2012-м Бойл был постановщиком церемонии открытия тридцатых летних Олимпийских игр в Лондоне, лучшей из всех, которые мне доводилось видеть. «Вчера» вряд ли повторит успех этих проектов. Оценка картины на сайте IMDB после пресс-показов в разных уголках планеты составляла относительно скромные 6,8 балла из 10, и за сутки, несмотря на удвоение количества проголосовавших, тенденции к повышению не наблюдалось.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Искусство спасет молодежь

Украинское хоровое пение способствует наведению лада в обществе

На другой стороне озера

Современному постановщику трудно балансировать между уважением к классике,...

«Ивана Грозного» Украина не дождалась

В начале сентября отечественные СМИ широко освещали знаковое событие в сфере...

Букеты Dicentra – олицетворение красоты, счастья и...

Самый легкий вариант поздравления с праздничным днем – сообщение в мессенджере или...

Мелетий Смотрицкий и его «Грамматика»

Михаил Ломоносов, заложивший основы литературного русского языка, учился грамоте по...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка