Борьба добра с Достоевским

№51(847) 22—28 декабря 2017 г. 19 Декабря 2017 1 3.7

Мистические сериалы — не такие уж частые гости на нашем ТВ, а уж удачные произведения в этом жанре можно пересчитать по пальцам. «Код Константина», «Дневники Темного» — вот первое, что приходит на ум, да и то успешность этих проектов довольно спорна. И все же «Интер» решил замахнуться на Эдгара нашего По и снять многосерийный фильм с элементами мистики, фэнтези и научной фантастики, а чтобы это не отпугнуло аудиторию, завернуть все в обертку детектива. Что получилось, зрители могут увидеть в сериале с интригующим названием «Тот, кто не спит».

Детектив с секретом

На первый взгляд, «Тот, кто не спит» — обычный детективный сериал о суперкоманде специалистов, которые расследуют самые запутанные дела, вроде американского телесериала CSI и его многочисленных клонов. Здесь есть таинственный шеф команды Яровенко с выдающимися дедуктивными способностями и пронзительными голубыми глазами; гениальный психолог Алиса, она же патологоанатом с любовью к облегающей одежде; не менее гениальная хакерша предпенсионного возраста Ирэн с ручным енотом и Мурик, роль которого в команде сводится, очевидно, к функции главного комического персонажа, comic relief. Все вместе они составляют группу «Прайд» — она работает на правительство и занимается расследованием особо важных дел.

Эту стандартную расстановку нарушает загадочный Фил, которого находят в первой же серии на месте преступления с полной амнезией, бессонницей и сверхспособностями. Вокруг него и будет закручиваться интрига сериала.

Если бы в отечественном телебизнесе сериалы производили, как в США, сначала предлагая идею руководству канала, затем снимая первую серию и предоставляя ее на суд все того же начальства, «Тот, кто не спит» вряд ли пошел бы дальше пилотного выпуска, потому что он получился откровенно скучным. По первым двум эпизодам судить о сериале вообще нельзя. Команда расследует дело о предполагаемых террористах, которое оказывается прикрытием для ограбления банка. И вся эта довольно банальная история затянута не на одну, а на целых две серии.

Команда очень долго допрашивает свидетелей, Фил долго убегает от преследователей, зачем-то попадает в больницу, убегает и оттуда, затем все снова отправляются на допрос и т. д. Все это вполне можно было бы уместить в один эпизод, от этого сериал только выиграл бы. Вся мистика свелась к странной фигуре в начале серии и упоминанию Достоевского в конце, после которого наш амнезийный герой падает в обморок. Может, в школе учительница заставляла читать «Преступление и наказание»?

К счастью, дальше интрига начинает закручиваться, и весьма стремительно. Достоевский оказывается не великим русским писателем, а весьма харизматичным злодеем в исполнении Александра Яцко. Яровенко же, роль которого воплотил Олег Савкин, не просто сыщик, а его добрый антипод.

Мистический винегрет

Еще со времен «Секретных материалов» принято разделять эпизоды подобных сериалов на две категории: «монстр недели» и «сюжетные арки». Первая представляет собой отдельное дело, которое детективы успешно расследуют на этой неделе. Вторая же обозначает сквозной сюжет, разобраться в котором можно, только если смотрел предыдущие серии. В «Том, кто не спит» две эти модели, как правило, сочетаются — команда раскрывает преступления, но при этом участвует и в событиях гораздо более глобального масштаба, которые вращаются вокруг Фила и Достоевского.

Чтобы не портить просмотр, не будем раскрывать сюжет, но замешан он весьма круто. Пользуясь словами одной из героинь, «какой-то винегрет: поклонники Астарты, кельты, нацисты», а еще ведьмы, инопланетяне, небожители и прочие таинственные сущности, непонятное супероружие, светящиеся цветы и сценарист знает что еще.

Эти лихие навороты можно назвать как главным плюсом, так и минусом сериала. С одной стороны, наблюдать за запутанными сюжетными перипетиями гораздо интересней, чем за очередным расследованием, во время которого Ирэн с енотом в графическом редакторе набирает команды или следит за подозреваемыми со спутника (впрочем, работа хакеров почти во всех сериалах представлена очень, мягко говоря, упрощенно, так что придираться к этому не стоит).

С другой, складывается впечатление, что создатели хотели «снять все лучшее сразу» и впихнуть в один сериал множество сюжетных линий, достаточных для нескольких фильмов. Режиссер Евгений Баранов признался, что во время работы над «Тем, кто не спит» столкнулся с массой открытий.

«Сериал уникален яркостью и самобытностью истории. Такого рода драматургического материала за последнее время в нашем телепространстве я не встречал. В сюжете сплетены несколько жанров: и детектив, и фантастика, и драма. В каждой серии детективы расследуют какое-то запутанное дело. Но истории некоторых персонажей проходят через весь сериал и пересекаются не только на бытовом уровне, но и на метафизическом», — цитирует Баранова сайт «Интера».

Конечно, насчет самобытности режиссер немного перегнул палку. Потому что сериалы с похожим сюжетом можно найти, даже не особо глубоко копая. Это и американский «Джон Доу» 2002 г., в котором точно так же молодой человек с амнезией и мозгом-суперкомпьютером помогает сыщикам и параллельно пытается выяснить, кто же он такой, и российский «Неизвестный» 2017 г., в котором, да, опять-таки герой с мистической амнезией делает то же самое, что и Джон Доу. Но на украинском ТВ такого сюжета вроде бы не было, так что тут оригинальность налицо.

Правда, то тут, то там проглядывают уши признанных западных сериалов — законодателей жанра. Главный злодей, который коротает время в баре «Достоевский» со своей сексапильной помощницей-убийцей, — да это же Люцифер из одноименного сериала с клубом «Люкс» и не менее смертоносной соратницей. Противостояние света и тьмы в глобальном масштабе — «Сверхъестественное», заговоры — «Секретные материалы» и т. д., да и общепринятые клише жанра слишком уж очевидны.

Юноша бледный и тетя-хакер

Хотя за столько лет телевидения сложно придумать что-то по-настоящему оригинальное, так что дьявол, ну или ангел, кроется в мелочах, а именно в том, как будет развиваться этот сюжет дальше, какие отношения сложатся между героями, как будут развиваться их характеры, насколько диалоги окажутся остроумными, а повороты сюжета — неожиданными.

Со всем этим «Тот, кто не спит» справляется с переменным успехом. Как было сказано выше, в сериале замешано буквально все, что только можно придумать, но все эти части не всегда гармонично сочетаются между собой. Как будто создатели так до конца и не решили, какой же сериал они хотят снимать, предпочтя добавить всего понемножку. Но, как в детской сказке, если бросить в кастрюлю сразу все самое вкусное — от колбасы до шоколада — не факт, что получится вкусный компот. Это блюдо на любителя; но зато такого любителя сериал почти наверняка затянет и будет держать в напряжении.

Кадры из фильма "Тот, кто не спит"

Команда «Прайда» в целом тоже производит неплохое впечатление, хотя Олеся Фаттахова очень уж старается изображать крутого психолога-судмедэксперта, а Ирина Мельник, хотя и прекрасно выглядит, все же несколько нелепо смотрится в образе девочки-подростка. Если бы ее одевали в соответствии с возрастом, мог бы получиться гораздо более интересный персонаж — умудренная опытом женщина-хакер. Или, например, бабушка-хакер, которая в перерыве между взломом правительственных сайтов нянчит внуков либо закручивает банки. Вот уж и правда был бы разрыв шаблона.

Зато Фил в исполнении Кирилла Дыцевича весьма органичен в роли романтического героя с таинственным прошлым. Главным же стержнем являются Яровенко и Достоевский, которые во многом вытягивают сериал и заставляют интересоваться своим противостоянием.

В целом, хотя «Тот, кто не спит» не лишен недостатков, это неплохая попытка снять «американский» мистический сериал в духе лучших образчиков этого жанра. Кстати, не случайно в фильме ни разу не звучат названия украинских топонимов — только «столица», «городок», «городишко». Видимо, для того, чтобы продвигать сериал не только в России, но и на территории СНГ, а может, и дальше. В общем, если жанр продолжит развиваться, глядишь, и у нас появятся достойные конкуренты «Гримма» и «Сверхъестественного».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Дороги дружбы» до Киева доведут

В самом сердце Киева — на Софийской площади

Звезды возвращаются, чтобы спеть

Сценической площадкой будет величественный антураж древней Софии

Сцену диктатору!

Репертуарный план Национальной оперы Украины на июнь

Ярослава Кравченко: «Дикий — это территория свободы»

Стало ясно, что рекламировать все подряд я не могу, что продукт, который я продвигаю,...

Акценты на пять «Сезаров»

С нынешнего четверга в отечественном прокате «До свидания там, наверху», фильм...

Загрузка...

Культурный интернационал

1968 год повысил градус протестных движений в Европе. Почему он важен для Украины...

Майские музы

Национальная опера, Ольга Бессмертная, репертуар в мае

Дневник его семьи

В конце XIX в. в этом камерном, теперешнем музейном зале была бильярдная, после революции...

Без вариантов

В прошлую пятницу, 20 апреля, в столице состоялась торжественная церемония вручения...

Маевка со вкусом

«Никогда не говори «никогда» — эту фразу стоит напомнить режиссеру,...

Погружение в тень

Мысль о том, что графика это особый, глубоко психологический вид искусства, требующий и...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Ярослав Дабижа
20 Декабря 2017, Ярослав Дабижа

Cпасибо, очень симпатичные обзоры. Не астанавливайтесь:)

- -2 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка