Молодым кое-где у нас дорога

№12(812) 24 -- 30 марта 2017 г. 21 Марта 2017

На прошлой неделе в культурной жизни столицы выделялись молодые. В кинотеатре «Киев» презентовали пятый по счету альманах короткого метра «Украинская новая волна», составленный из работ начинающих режиссеров. В Театре на левом берегу Днепра состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Что угодно», все роли в котором сыграли студенты-третьекурсники.

Павел Шпегун (сэр Эндрю Эгьючийк), Александр Рудинский (сэр Тоби Белч) и Михаил Дадалев (Фабиан) в спектакле «Двенадцатая ночь, или Что угодно»

Сразу же надо оговориться: среди молодых были не только молодые и не совсем молодые. Большинству авторов «Украинской новой волны» уже за тридцать, а постановщику «Кровянки» Аркадию Непиталюку в этом году и вовсе исполнится пятьдесят. В «Двенадцатой ночи» действительно играли исключительно студенты Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого, но руководили ими корифей украинской театральной сцены Дмитрий Богомазов и периодически пробующий себя в режиссуре известный актер Андрей Саминин.

Работа начинающих в редких случаях обходится без разного рода несовершенств, и весь вопрос в том, насколько они простительны. Ответ таков: с одной стороны, ни один из фильмов «Украинской новой волны» не метит в шедевры, но с другой — ни один не вызывает то мучительное чувство неловкости, которое слишком часто возникает при просмотре отечественных кинолент. Что до «Двенадцатой ночи», то спектакль, показанный на Малой сцене Театра на левом берегу, вполне можно назвать симпатичным и без всяких скидок.

Это в целом, а теперь разберемся в частностях.

Смешное начало, веселый конец

«Украинскую новую волну. 20/16+» собрали из шести короткометражных картин, ранее участвовавших в фестивальных показах. Собрали самым правильным образом: начали и закончили комедиями, самую эпатажную ленту поставили в середину, вокруг нее поместили фильмы более сдержанные, документальной миниатюрой предварили бурлескный финал.

Golden Love Павла Острикова — самая обаятельная лента «Новой волны». 12-минутная зарисовка о speed dating (быстрых свиданиях с целью знакомства) в провинциальном доме культуры сделана с хорошим вкусом, с уместной степенью гротеска, с отличными актерскими работами. Хэппи-энд обошелся без сантиментов: Остриков не только режиссер-дебютант, но и опытный stand-up комик, и отлично знает, когда показать публике слезы умиления, а когда снижающую пафос золотозубую улыбку. Показательно, что в минувшем году Golden Love завоевал главные призы нескольких украинских кинофестивалей второго ряда и принял участие в ряде международных, в том числе в каннском Short Film Corner.

В «Доме» Ирины Цилык на самом деле не один дом, а два. Главных персонажей тоже двое — их сыграли Дмитрий Ярошенко и набирающая популярность Екатерина Молчанова. Эпоха — 1940-е, место действия — Западная Украина. Первое жилище — городская квартира, второе — сельская хата в Карпатах. В первом — покой, уют, семейное счастье, во втором — беда, стрельба, трагедия. Второй сюжет, по всей видимости, является продолжением первого, но времена и пространства перемешаны: прием любопытный, хотя для короткого метра несколько схематичный. На прошлогоднем ОМКФ «Дом» был отмечен дипломом FIPRESCI.

Можно было не сомневаться в том, что «Бешенство» Марыси Никитюк окажется самым жестким фильмом подборки. В историю о том, как одну красивую, но уже не юную художницу укусила собака, режиссер добавила сильных средств для достижения сильных эмоций. Тут и циничная супружеская неверность, и отчаянная лесбийская страсть, и женская (ну, хоть не мужская) мастурбация, и хлесткий мат, и кровавые раны, и обнаженные груди, и живописные уколы в живот. С идеей и драматургией, правда, сложилось не так успешно. Посмотрим, как с ними сложится в полнометражном дебюте Никитюк «Когда падают деревья», со сценарием которого она выиграла ScripTeast Award имени Кесьлёвского в Канне. Релиз обещают в начале следующего года.

Действие «Чорногоры» Тараса Дроня, как и «Дома», происходит в Карпатах, но тут на экране не прошлое, а современность, не террор, а житейские проблемы, не взрослая трагедия, а детская драма. Трейлер ленты обещает чуть ли не мистический триллер, но на самом деле «Чорногора» — всего лишь зарисовка о 12-летнем мальчишке, чей отец уехал на заработки в Европу и не вернулся, а мать решила избавиться от раздолбанного мужниного внедорожника советских времен. Драматургия тут тоже не ахти — лента Дроня также представляет собой скорее набросок, чем законченную историю.

«Потерянные» Светланы Шимко, единственная документальная и при этом самая короткая лента альманаха, снята в Париже и посвящена утраченным документам. Паспорта, кредитные карточки, водительские удостоверения, хозяева которых так и не нашлись, отправляются на утилизацию под нож специального устройства. Вроде бы всего лишь бумажки, картонки и пластиковые прямоугольники, но на каждом имя, а на многих еще и фотография. Кажется, будто равнодушная машина крошит не документы, а живых людей. Симпатичный фильм, разве что длинный план движущихся в противоположные стороны эскалаторов в качестве финала, несмотря на всю его кинематографичность, не лучший вариант.

«Кровянка» Аркадия Непиталюка логичным образом завершает программу. Сюжет комедии о том, как парень приглашает в гости к своим сельским родителям девушку по фамилии Наппельбаум, режиссер взял из собственного опыта четвертьвековой давности. С тех пор ксенофобии в Украине меньше не стало, правда, по известным причинам ее объект несколько поменялся. Относиться к этому с юмором удается не всегда, но Непиталюку как раз удалось. Его картина и смешная, и честная, и при этом тактичная, а тактичность здесь гораздо важнее политкорректности. Напомню, что «Кровянка» была признана лучшим фильмом Национального конкурса «Молодости»-2016. В сентябре на экраны выйдет первый полнометражный фильм Непиталюка — трагикомедия «Припутни».

Дерзкие под присмотром взрослых

«Двенадцатая ночь» — совместный проект Театра на левом берегу и КНУТКиТ им. Карпенко-Карого, который до сих пор по привычке называют театральным институтом. Состоялся он благодаря Дмитрию Богомазову, совмещающему режиссерскую деятельность с преподавательской и рискнувшему привести на сцену одного из ведущих театров страны не просто студентов, а всего лишь третьекурсников. Риск оправдался.

Если Шекспира играют в каком-нибудь академическом театре, получается традиционная костюмная постановка без существенных отклонений от исходного текста. Если за Шекспира берется радикальный экспериментатор, например, Андрей Жолдак или Владислав Троицкий, то «Гамлета» от «Короля Лира» без программки с ходу не отличишь. Если же Шекспира ставит Богомазов, то, скорее всего, выйдет нечто среднее: основа пьесы в спектакле сохранится, но по ее канве будет вышито что-нибудь такое, что Великому Барду и не снилось.

Последняя из «веселых» комедий Шекспира — раздолье для театральных дурачеств. Их и в самом тексте сколько душа пожелает — тут и переодевание девушки в юношу, и путаница с близнецами, и беспечное пьянство сэра Тоби, и глупость сэра Эгьючийка (в украинском переводе Юрия Андруховича, который использован в постановке Богомазова-Саминина, он именуется сэром Трясощеком), и брюзгливое пуританство Мальволио, и милая романтическая чушь, которой заражается большинство персонажей пьесы. Есть над чем потешаться, есть что вышучивать, есть где куражиться.

Богомазов, Саминин и их юные питомцы потешаются, вышучивают и куражатся. Конечно же, привносят свои акценты. Тоби (Александр Рудинский) из немолодого кутилы превращается в задиристого пацана. Хорош в фарсовой роли Эгьючийка-Трясощека фактурный Павел Шпегун. Мальволио (Александр Коваль) предстает в образе не только самодовольного болвана, но и латентного тирана. Играющий шута Фесте Александр Бегма в ключевой роли постановки — на нем музыкальное сопровождение с элементами конферанса — чувствует себя как рыба в воде. Кстати, чем-то похожим в одном из последних спектаклей Богомазова «Пой, Лола, пой!» занимался Михаил Кукуюк.

Главное, что в работе молодых актеров не чувствуется ни малейших признаков робости, на сцене они органичны и по-хорошему дерзки. Порой случаются недочеты; скажем, когда во втором действии темп заметно падает, а вербальные пассажи не так интенсивно поддерживаются визуальными и аудиальными эффектами, могли бы выручить актерские соло. Но длинноты в этом месте как раз не комические, а драматические, тут нужны опыт и харизма, а их пока не хватает. Впрочем, яркий финал отодвинул недостатки постановки на второй план.

Первые показы «Двенадцатой ночи» состоялись в прошлый уикенд. К сожалению, в апреле Малая сцена будет закрыта из-за ремонта, и в следующий раз спектакль сыграют уже в мае. Тем не менее о местах лучше позаботиться заранее — билеты на 18-е и 19 марта были раскуплены задолго до премьеры.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Интервью Раисы Орловой с Наумом Коржавиным

Наум Коржавин: «Самиздат был большей частью чисто стихийным делом»

Джанни Родари: когда сказка реальней самой реальности

Волшебный голос Джельсомино оказывается сильнее и силы денег, и силы пропагандистской...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка