Диктатор с добрыми намерениями: штрихи к портрету дирижера

№27(705) 4 — 10 июля 2014 г. 02 Июля 2014 0

На бис. Юлия Ткач — крайняя справа
На бис. Юлия Ткач — крайняя справа

В любые, особенно в столь непростые нынешние времена именно хоровому искусству принадлежит примиряющая и объединяющая роль, убеждена заслуженная артистка Украины, художественный руководитель академического хора им. Платона Майбороды Национальной телерадиокомпании Украины Юлия ТКАЧ. «Я не настолько наивна, дабы полагать, что, запев хором, люди сразу сплотятся, забудут взаимные обиды и помирятся, — говорит Юлия Сергеевна. — Но вот что хор способен сплачивать человеческие души в едином порыве к добру и свету — неоспоримый факт».

Чтобы руководить коллективом с 80-летней историей, который эта миловидная женщина возглавляет с 2010г., до этого проработав в нем семь лет хормейстером, нужен твердый — мужской — характер. В этом я убедился после беседы с дирижером.

— Юлия Сергеевна, как вы стали худруком?

— Так уж сложилось, что мой первый аспирантский концерт в 2003-м состоялся с хором радио. Меня заметили и пригласили на работу. Через год сделала свою первую фондовую запись — «Благодарственный молебен» Николая Леонтовича. На радио все записи принимает худсовет. Моя была принята и отмечена специалистами. Народный артист Виктор Скоромный, тогдашний руководитель хора, дал мне полную свободу действий, не давил, за что я ему очень благодарна. Так появились почти 20 фондовых записей — от Стеценко и Чеснокова до Шамо и наших современников.

Потом был декретный отпуск. В 2010-м, когда моему ребенку было полтора года, Скоромный объявил, что уходит в другой коллектив. Это оказалось для меня полной неожиданностью. Но еще большей неожиданностью стало то, что возглавить хор предложили мне.

— Проблемы были?

— В первый год я не проводила структурных преобразований, не увольняла пенсионеров и не пыталась никому особо понравиться. Но бывало всякое, как в любом коллективе. Пришлось столкнуться и с сопротивлением. Сейчас могу сказать, что мы заметно «помолодели» и лучше чувствуем себя материально.

— Зарплата хора радио всегда была темой для дискуссий.

— Дело в том, что до 1991 г. хор радио за счет гонораров за записи и других поступлений имел зарплаты, едва ли не самые высокие в Киеве, — артисты хора зарабатывали не 120рублей, как многие, а до 600 в месяц. В 1991-м, во времена «национализации» коллективов, мы были выброшены из тарифной сетки, зарплата стала мизерной и оставалась такой до недавнего времени.

— А сейчас?

— Она выросла в два раза — до 2500 гривен.

— Простите, но вы, очевидно, хор альтруистов?

(Смеется.) Выходит, так. Я человек искусства, вся в музыке. Наш коллектив, основанный в 1932 г., вместе со страной стойко переживал все невзгоды — голод, войну, все, что было после. Здесь работали прекрасные люди, с великолепными голосами. Они пели больше за идею, чем за деньги.

Хор был основан специально для записей и озвучивания, то есть ориентировался на сугубо студийную работу. И за 80 лет записал километры пленки — от народных песен до современной музыки. В нашем архиве много подлинных шедевров.

Теперь мы вышли на концертную эстраду, активно гастролируем, поем «на людях». Все больше отечественных авторов хотят слышать свою музыку в нашем исполнении — прошлогодние премьеры «Реквиема» Александра Щетинского и Stabat Мater Игоря Щербакова прошли с успехом. Думаю, запомнилась слушателям и нынешняя премьера оперы Виталия Губаренко «Згадайте, братія моя.» в зале Национальной филармонии. Вообще в последнее время хор стал петь гораздо больше произведений крупных форм именно в концертном варианте — это и недавний «Реквием» Моцарта в Чернигове, и «Глория» Вивальди, и «Реквием» Верди.

Юлия Ткач: «В музыке нет ничего выше звучания хора»— Многие считают, что вашему коллективу пришлось работать в тени своей «старшей сестры» — Национальной академической хоровой капеллы Украины «Думка». Вас такое мнение не задевает?

— У нас были разные функции: «Думка» — концертный коллектив, мы же — студийный хор. К слову, в Европе хоры национальных радиокомпаний являются ведущими коллективами страны. Пусть это будет моей задачей-максимум.

— Разрешите личный вопрос. Ваш супруг — священнослужитель, следовательно, вы — матушка?

— По социальному статусу — да. Но я не матушка в том смысле, что ношу платок и смиренно смотрю, опустив очи долу. Я верующий человек, бабушка с детства водила меня в церковь. Но моя вера в душе, внутри. В жизни я человек вполне светский.

— Какой репертуар предпочитаете?

— Мне интересна хорошая музыка, очень люблю хоровое творчество Свиридова. Бывает, конечно, что сверху нам «спускают» опусы, которые и музыкой трудно назвать, приходится петь и такое. Но в основном я вольна в выборе репертуара, стараюсь ориентироваться на высокие образцы. Недавно мы участвовали в озвучивании нового фильма «Лука». На мой взгляд, фильм получился глубоким, совсем не в стиле нынешней кинопродукции.

— Какова численность хора сегодня?

— 55 человек. Это большой коллектив.

— Вопрос, который я задаю всем дирижерам: вы диктаторы, сотрудники или люди, не мешающие петь?

— Для меня, безусловно, дирижер-демократ дирижером не является. Он, конечно же, диктатор, но, так сказать, с добрыми намерениями. Воля, посыл и замысел исходят от него. Я не могу прийти на работу и спросить: как вам сегодня хотелось бы петь — форте или пиано? Выбор определяю я, иначе какой же я руководитель.

— В Европу на гастроли собираетесь?

— Из-за сложной ситуации в стране отменили поездки в Беларусь и Испанию. Но мы ездили за рубеж, и намерены делать это и дальше. Кслову, после одного из наших выступлений в Испании королева София, вопреки этикету, пожелала подойти к хору и выразить свою благодарность. Мы очень гордимся этим.

— Как приняли вас киевские хоровые начальники-мужчины?

— У меня со всеми прекрасные отношения. Особо теплые — с моим консерваторским руководителем профессором Евгением Савчуком. Я часто руководствуюсь профессиональными наставлениями своего учителя.

— Что, на ваш взгляд, можно считать высшим пилотажем в хоровом искусстве?

— Высший пилотаж у нас — это тщательно сделанная хоровая миниатюра. «Над Дніпровою сагою» Бориса Лятошинского — новая наша работа. Ищем, творим, шлифуем это произведение до бесконечности. Я убеждена: в музыке нет ничего выше звучания хора. Нести это счастье, радость и, как сейчас модно говорить, послание людям — и есть мое кредо.

Юрий РУЦИНСКИЙ

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Приглашение переоценить жизнь

Суета жизни и узость кругозора меняют свои объекты, но не свою суть

Лента про афонский монастырь в кинотеатрах Украины

В кинотеатрах Украины начинается прокат документального фильма «Где ты, Адам?» 30...

Андре Тан о детской моде: «Дайте ребенку насладиться...

«Чем детская мода отличается от взрослой? Детей не заставишь носить неудобные вещи...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка