Эгле Будвитите: в искусстве не должно быть цензуры

19 Мая 2016

Молодая художница из Литвы Эгле Будвитите — мастер перфомансов. В своем творчестве она объединяет разные направления, такие как музыка, танец, видео-арт и архитектура. В Украину художница приехала, чтобы представить одну из своих лучших работ — «Хореография для бегущих мужчин».  Эгле рассказала Уикенду о сложностях создания перформансов, почему ее не огорчает, что такое искусство недолговечно, и какой главный недостаток современного творчества.

— Украинцы мало знают о вас и вашем творчестве. Когда решили стать художницей?

— Ничего странного, что обо мне тут мало кто слышал, ведь сейчас много художников работает в стиле современного искусства, всех не запомнить. Художницей я хотела стать еще в подростковом возрасте.

— Какие темы выбираете для творчества и почему?

—Меня больше всего интересует выражение эмоций и чувств с помощью жестикуляций и движения тела в пространстве. Еще мне нравится тема гендерных стереотипов.

— Расскажите о вашем первом перформансе.

— Сейчас я не считаю мой первый перформанс очень интересным. С опытом пересматриваешь свое отношение к тому, что делала раньше. Вторая работа была лучше — лучше расскажу о ней. Это «Хореография для бегущих мужчин». Все началось с Международной выставки «Балтийская трояна» в Вильнюсе, куда меня пригласили организаторы. Девять мужчин, некоторые в военной форме, бежали по городу. Особенность в том, что их жестикуляция была слегка женственной. Я тщательно отбирала актеров, нужны были подкачанные ребята с короткой стрижкой. Их внешность должна была кардинально отличаться от их действий. Я опасалась того, как люди отнесутся к перформансу. На тот момент в Вильнюсе было много вспышек неофашизма, поэтому в моей работе могли увидеть совсем другой смысл.

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

  • Эгле Будвитите /Egle Budvytyte

    Эгле Будвитите

    //Катерина ЛАЩИКОВА

Фото 1 из 43

— Вы всегда в актеры набираете простых людей, а не профессионалов? Почему не проще нанять уже готовую группу танцоров?

— Все зависит от замысла. С танцорами работать намного проще, бывает, что я выбираю только профессионалов. Но задумка «Хореографии для бегущих мужчин» в том, чтобы участвовали обычные парни.

— Почему Вы представляете в Киеве именно  «Хореографию для бегущих мужчин»?

— Кураторы выставки попросили, чтобы я представила именно этот перформанс.

— Сколько времени уходит на подготовку перформанса? С какими сложностями приходится столкнуться?

— Подготовка занимает много времени. Сложность заключается в поиске подходящего места для перформанса. Обычно я стараюсь выбирать места с недорогой арендой. После этого долго подбираю людей. К счастью, есть знакомые, готовые помочь с этим.

— Вы работаете одна или у вас есть своя команда?

— Идеи разрабатываю сама. Иногда обращаюсь к танцорам, чтобы вместе создать какие-то движения для постановок.  Если перформанс проходит в другой стране, мне помогают с организацией кураторы проекта.

— В каких странах уже побывали ваши работы?

— Сначала в Нидерландах, потом в Бельгии. Были выставки в Австралии, скандинавских странах, США. И естественно, на родине, в Литве, и в Латвии. Сейчас с этим намного проще, ведь необязательно мое присутствие, достаточно списаться и направить свои работы.

— Какой из Ваших перформансов вы считаете самым удачным?

— Не могу сказать, какой лучше, а какой хуже, ведь я часть этих работ. У каждого есть положительные и отрицательные стороны. Но если судить по отзывам зрителей, то самый удачный — «Хореография для бегущих мужчин».

— Часто сталкиваетесь с непониманием и критикой вашего творчества? 

— Меня нечасто критикуют, напрямую не приходилось выслушивать. Но иногда, когда перформанс происходит в общественном месте, от прохожих слышу разные мнения. Даже было что-то вроде «о, шизики бегут». Сначала людей привлекают необычные движения актеров, потом они останавливаются, чтобы посмотреть, и, возможно, находят в моих работах что-то интересное для себя.

— Что вас вдохновляет? Откуда черпаете идеи?

— У меня много источников вдохновения. Все идеи беру из повседневной жизни. Это могут быть картины, книги и даже преподаватель по йоге.

— Кто ваш кумир в творчестве?

— Мне нравится знаменитый режиссер, композитор и писатель Алехандро Ходоровски. В хореографии мой кумир — Мег Стюарт.

— Что Вы думаете о современном искусстве?

— Мне кажется, что оно существенно отличается от форматов предыдущих столетий. Искусство постоянно развивается, совмещает разлные форматы, например, танец, музыку, видео-арт. Единственный недостаток в том, что его понимают только те люди, которые в нем участвуют.

— Картины могут жить очень долго. А вот инсталляции и перформанс быстро разбираются и забываются. Считаете ли вы минусом то, что современное искусство редко можно увековечить, оставить для потомков?

— Я не считаю это проблемой. Перфоманс актуален для своего времени. Не думаю, что общество в будущем сможет воспринимать его так, как сейчас мы. Вот у классического искусства тоже была совсем другая аудитория со своей логикой.

— Должны ли быть «границы» у искусства, темы, которые нельзя использовать для творчества?

— Ограничений быть не должно. Может показаться, что современное искусство слишком откровенно. Иногда работы изображают жизнь с отрицательной стороны, но это помогает лучше понять ее. У людей должна быть возможность без цензуры изучать понравившуюся им тему.

— Что сейчас важнее для искусства: умение красиво рисовать или смысл, вложенный в работу?

— Форма и содержание взаимосвязанны. С помощью первого можно реализовать второе. Бывает, что творения художников получаются не совсем удачные, но даже такие, пусть не привлекательные эстетически, имеют право на существование в современном искусстве. Ведь эстетика может быть не только в красоте, но и в уродстве. Все зависит от того, что хотел сказать художник.

— Часто смысл работы творца понятен не сразу. Зрителям приходится додумывать что-то самим. Некоторые художники, пользуясь этим, подсовывают зрителям «пустышку» без смысла, чтобы они сами увидели что-то в творении автора. Насколько это честно?  Должно ли быть место такому творчеству в современном искусстве?

— Сложно говорить обобщенно. Вот про какую-то конкретную работу было бы проще. Мне попадались такие творения, но мое мнение или других — субъективно. Есть различные уровни восприятия — то, что понимают одни, для других может не иметь смысла. У людей, знакомых с современным искусством,  больше шансов расшифровать задумку автора.

— Над чем сейчас работаете?

— Над новым перформансом, в нем задействована группа людей, которые будут двигаться в помещении музея. Изюминка в том, что никто не поднимет головы с пола, как будто они возносят молитву.

— Какая ваша творческая цель? Чего хотите достигнуть в жизни? 

— У меня нет цели. Я просто исследователь, который изучает жизнь. Хочу, чтобы мои задумки и идеи повлияли на общество. Есть ряд тем, над которыми я буду работать в надежде на то, что они интересны людям.

Перформанс состоялся 18 мая в 19:00 возле Национального художественного музея в рамках проекта «Идентичность. За занавесом неопределенности».

Галерея «АВС-арт» презентує виставку Ярослава...

Виставка Ярослава Ясенєва «Персональне місце» в галереї «АВС-арт»...

Выставка гигантских вытынанок под открытым небом от...

Выставка под открытым небом огромных вытынанок от всемирно известной украинской...

Анонимный художник Бэнкси создал новое...

На одной из улиц Бристоля на фасаде двухэтажного дома появилось новое графити...

Под Одессой зарегистрировали самое большое в Европе...

Рекорд Европы — самое длинное арт-пространство в катакомбах — зафиксировали...

Відкриття виставки «Від акції до перформативної...

Проєкт «Від акції до перформативної скульптури» – міні-ретроспектива...

Театральная диджитал-революция: в Украине стартовали...

В Украине запускают инновационный арт-проект «Театр 360 градусов», который...

Улыбка Свободы

Забавные мини-скульптуры Колодко украшают столичный мост Сабадшаг (Свобода)

Кистью и шпагой

60 лет назад в прокат вышел фильм французского режиссера Бернара Бордери «Три...

Несколько слов о живописце Валерии Орле

В наши нелегкие времена, когда ковид существенно мешает проведению любого культурного...

Десять дней одного года

Ученые первыми заговорили о необходимости демократических гарантий от произвола....

О червячках, околовластье и комфорте

Моя цель — на каждом этапе получать удовольствие от собственного развития Я хочу...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка