Фабрика слез

№9(809) 3 -- 9 марта 2017 г. 28 Февраля 2017 5

Сару Брайерли (Дев Патель) в поисках родного города провел за монитором и у карты Индии около трех лет

Если вы любите душещипательное индийское кино, если в былые годы не пропускали передачу «От всей души» о встречах потерявшихся много лет назад родных и близких, если вам необходимо расчувствоваться и проплакаться, обязательно посмотрите фильм Гарта Дэвиса «Лев», который в этот четверг вышел в украинский прокат.

Дев Патель возмужал и сильно похорошел. Почти десять лет назад в приснопамятном «Миллионере из трущоб», получившем восемь «оскаров», он был невзрачным, но милым пареньком-подростком. Теперь это отлично сложенный симпатичный мужчина с небрежными лохмами и курчавой, хотя и редковатой бородкой. На рокового мачо, пожалуй, не тянет, но для роли австралийца индийского происхождения Сару Брайерли в самый раз.

Сару — человек вполне реальный. «Лев» снят по мотивам его художественной автобиографии, и фильм Гарта Дэвиса, конечно же, не обошелся без непременного в таких случаях титра «основан на реальных событиях». Пятилетним мальчиком Сару потерялся в миллиардной Индии: случайно забрался в пустой поезд, проехал на нем полторы тысячи километров и оказался в Калькутте, на другом конце страны. Его родных найти не удалось, и Сару усыновила семья с острова Тасмания.

Первые полфильма посвящены мытарствам маленького Сару — Индия середины 1980-х далеко не лучшее место в мире для бездомных детей. Во второй половине картины мы видим взрослого и, казалось бы, вполне благополучного героя — приемные родители живы-здоровы, есть любимая девушка, намечается успешная карьера в гостиничном бизнесе. Но Сару неймется. Смутные воспоминания о раннем детстве, о настоящей матери, старшем брате и младшей сестре не дают ему покоя. Он обязательно должен найти свой родной дом.

Специфика поисков состоит в том, что еще каких-то 12 лет назад ничего подобного произойти не могло. Если вы толком не запомнили название своего города, если вам известны только имена ваших родных, но неизвестны фамилии, если вы в пять лет сильно шепелявили и не могли как следует выговорить собственное имя (на самом деле он не Сару, а Шеру, то есть лев, отсюда и название), то шансы найти свои корни четверть века спустя были равны приблизительно нулю. Но теперь в мире есть Google Earth, программа, позволяющая увидеть любой объект на Земле с высоты плюс-минус птичьего полета. Если добавить к этому трехгодичные терпенье и труд, шансы несколько возрастают.

В реальности именно так и было, но мы тут все-таки собрались говорить не о ней, а о фильме Гарта Дэвиса. Вообще удивительное дело: первая полнометражная картина молодого австралийского режиссера — и сразу шесть оскаровских номинаций, включая главную, «за лучший фильм» (правда, ни одной победы). Удивительное не только потому, что дебют, но еще и потому, что по своей сути «Лев» — довольно бесхитростная слезовыжималка. Помните передачу «От всей души», которую вели сначала Валентина Леонтьева, а потом Игорь Кваша, светлая память им обоим? Так вот, лента Дэвиса — почти то же самое, только кино.

Кино вроде американско-австралийско-британское, но порой кажется, что индийское, в духе каких-нибудь радж-капуровских и амитабх-баччановских 1960—1970-х. Правда, на экране не стреляют, не поют и не пляшут, хотя Патель пару раз совершает характерные телодвижения, напоминающие о том, кто и откуда его герой. Зато трогательных сцен столько, что одного платочка может не хватить, берите с запасом. Конечно, при желании можно попытаться увидеть во «Льве» нечто большее, чем сентиментальную мелодраму, и оскаровским номинаторам это явно удалось, но лично у меня не получилось. И вот почему.

Если тот же «Миллионер из трущоб» брал пружинной напряженностью действия и целым набором разнообразных интриг, то сюжет «Льва» подцеплен на один-единственный крючок: найдет — не найдет. Драматургия настоятельно требовала чего-то еще, и это что-то сценаристу пришлось выдумывать на ровном месте. В результате в фильме появляются дополнительные линии (бестолковый сводный братец-наркоман, тревожное упоминание о недомогании приемной матери, размолвка с любимой девушкой), которые никуда не ведут.

Еще один невсамделишный конфликт построен на душевных переживаниях Сару. Понятно, что молодого человека гложет тоска по давно утраченным и почти забытым родным, но бросать из-за этого работу, провоцировать разрыв с ни в чем не повинной подругой Люси (ее играет Руни Мара, девушка с татуировкой дракона) и доводить до слез замечательную приемную маму Сью (как-то незаметно Николь Кидман перешла от ролей юных прелестниц к ролям милых тетушек) — это как-то чересчур. Судя по доступным в сети материалам о подлинных обстоятельствах жизни Сару, всех этих киношных страстей в ней не было.

Вообще «Лев» дает прекрасный повод для разговора о разнице между жизнью и искусством. В финале картины использована документальная видеосъемка, которую можно назвать одновременно умилительной и безжалостной. Слишком уж настоящий Сару Брайерли с его простым грубоватым лицом не похож на сладкого красавчика Пателя, да и настоящая Сью Брайерли тоже далеко не Николь Кидман. Однако фокус в том, что осознать обескураживающую разницу между реальностью и иллюзией вам позволят лишь в тот момент, когда фабрика грез доделает свою работу до конца.

Наверное, в этот раз правильней будет назвать ее фабрикой слез.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Главный мистик XX века. К дню рождения Михаила...

За свою врачебную практику он сделал сотни операций, принял более пятнадцать тысяч...

Протест для небожителей

Украинская арт-среда и индустрия развлечений протестует против действий Кабмина,...

Рафаэль Санти – человек, победивший тьму

Обрушившаяся на человечество пандемия коронавируса вконец нарушила и всю его...

Ван Гог. «Ирисы» и «куст сирени»

Все мы помним работы Ван Гога, написанные в период болезни и глубокой депрессии, –...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

«Ирландец»: нити из прошлого

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Искусство спасет молодежь

Украинское хоровое пение способствует наведению лада в обществе

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка