Глубокое погружение

№48(844) 1—7 декабря 2017 г. 28 Ноября 2017 0

Дмитрий Богомазов превратил Льва Сомова в старуху, Оксану Жданову в мальчишку, а роман — в спектакль. В минувший уикенд в Театре на Левом берегу состоялась премьера постановки «Жизнь впереди», созданной по книге Эмиля Ажара, писателя, которого не было.

Лев Сомов (Мадам Роза) и Оксана Жданова (Момо) в спектакле Дмитрия Богомазова «Жизнь впереди»

Пожалуй, стоит напомнить, что «Вся жизнь впереди» — вторая книга, выпущенная под псевдонимом Эмиль Ажар, при помощи которого Ромен Гари элегантно обвел вокруг пальца всю литературную общественность Франции. В 1975 г. роман был отмечен Гонкуровской премией, каковая, согласно уставу, дважды одному и тому же писателю не присуждается. О том, что на самом деле автором романа является именно Гари, уже получавший эту премию в 1956-м, стало окончательно понятно лишь после публикации его книги «Жизнь и смерть Эмиля Ажара». Случилось это в 1981-м, когда Гари уже не было в живых: годом ранее он покончил с собой.

Как ни странно, свою предыдущую полноценную постановку в Театре на Левом берегу, спектакль «Пой, Лола, пой», Дмитрий Богомазов осуществил аж два с половиной года назад. Между тогдашней и нынешней работами режиссера можно заметить немало примечательных сходств. Главную роль опять сыграла молодая актриса Оксана Жданова. Снова на сцене появилась музыкальная команда во главе с демоническим Михаилом Кукуюком. Наконец, уже в который раз Богомазов предпочел иметь дело не с драматургией, а с прозой: «Пой, Лола, пой» был поставлен по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана», о литературной основе «Жизни впереди» сказано выше.

Отличий, впрочем, еще больше. Тот спектакль был мюзиклом, в нынешнем роль музыкального сопровождения почти не выходит за рамки конферанса. Там были гротеск и фарс, кабаре и балаган, здесь — самая что ни на есть драма. «Пой, Лола, пой» — постановка громкая, броская, вызывающая; «Жизнь впереди» — куда более камерная, сдержанная. Самое важное вот что: если тогдашний спектакль был феерическим, но души по большому счету не трогал, то нынешний, наоборот, обращен к чувствам. При этом новая постановка Богомазова вовсе не лишена комедийных ноток, просто они ограничиваются скромными функциями приглушенных обертонов. Хотя если посмотреть на афишу, то и не скажешь: две главные роли «Жизни впереди» исполняют травести.

В том, что мусульманского парнишку Мухаммеда по кличке Момо, воспитанника пансиона для «шлюхиных детей», играет 24-летня Оксана Жданова, ничего удивительного нет: кому еще изображать в театре мальчиков, как не миниатюрным девушкам. Другое дело мадам Роза в исполнении Льва Сомова. Теперь кажется, что иного решения не могло быть в принципе, что довести до предела карикатурность бывшей проститутки, старой больной еврейки, весом с центнер, можно было только таким способом. Действительно, сыграть столь колоритное и безобразное существо мужчине было явно проще, чем женщине.

Можно много говорить о творческой манере Богомазова, о том, какие ее характерные черты проявились в новом спектакле. О фирменных пластических миниатюрах, которые остроумно комментируют и оттеняют произносимый со сцены текст. О точной актерской работе, лишенной той топорной дешевой экзальтации, которой постоянно грешат столичные подмостки. О живой музыке Александра Бегмы, Михаила Кукуюка и Андрея Саминина с ее тонкими аккуратными нюансировками. О группе клоунов, придающей постановке дополнительное обаяние, в котором в правильной пропорции перемешаны грустное и смешное.

Еще можно посомневаться и поспорить. Например, о том, насколько уместна в исполнении Сомова слишком уж откровенная игра на публику в начале спектакля. Или о том, что некоторые зонги Кукуюка не вполне отвечают духу постановки. И даже о том, стоило ли использовать жесткую ненормативную лексику: дважды произносимое мадам Розой слово из трех известных букв резко выбивается из общей стилистики текста и звучит чересчур вызывающе. Безусловно, все это может стать предметом более пространного и детального разговора, но лично для меня сейчас важнее сказать о другом.

Есть такое старое избитое выражение «магия театра», которое, как и многие другие старые избитые выражения, означает так много, что не означает почти ничего. Тем не менее именно этот оборот навязчиво вертелся у меня в голове во время второго действия. Можно было напрочь забыть, что на сцене затейливо переодетые и сильно загримированные юная девушка и мужчина средних лет. Актеры полностью растворились в персонажах: перед зрителями была несчастная старуха, чудом выжившая в Освенциме и всю жизнь боявшаяся возвращения нацистов, и не по годам сообразительный паренек с опытом старика, сын шлюхи и убившего ее из ревности сутенера, маленький циник с трепетной и ранимой душой. Оба были настоящие. Обоих было безумно жаль.

«Можно ли жить без любви?», — задается вопросом Момо в начале спектакля. Финальный ответ был бы чересчур очевидным и дидактичным, если бы не актерское перевоплощение. И вот ведь парадокс: чем чудовищней выглядит мадам Роза со всеми своими несуразными бутафорскими телесами, с жалким седым пухом, выпрастывающимся из-под свекольного парика, со ртом, бестолково перемазанным багровой помадой, тем больше сочувствия она вызывает. Магия театра, не иначе. Кстати, во время поклонов на лицах Сомова и Ждановой я не заметил и тени улыбки. Похоже, они настолько глубоко погрузились в свои образы, что так и не смогли из них выйти.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Ярослава Кравченко: «Дикий — это территория свободы»

Стало ясно, что рекламировать все подряд я не могу, что продукт, который я продвигаю,...

Акценты на пять «Сезаров»

С нынешнего четверга в отечественном прокате «До свидания там, наверху», фильм...

Культурный интернационал

1968 год повысил градус протестных движений в Европе. Почему он важен для Украины...

Майские музы

Национальная опера, Ольга Бессмертная, репертуар в мае

Дневник его семьи

В конце XIX в. в этом камерном, теперешнем музейном зале была бильярдная, после революции...

Без вариантов

В прошлую пятницу, 20 апреля, в столице состоялась торжественная церемония вручения...

Загрузка...

Маевка со вкусом

«Никогда не говори «никогда» — эту фразу стоит напомнить режиссеру,...

Погружение в тень

Мысль о том, что графика это особый, глубоко психологический вид искусства, требующий и...

Украинцы едут в Кельн

Ярмарка KÖLNER LISTE, с участием украинских художников пройдет с 20 по 22 апреля в Кельне...

В студии ток-шоу «Касается каждого» прозвучало...

Лучший способ борьбы с теми, кто угрожает и запугивает – обращение в полицию и...

Папа Кароль

Видео на YouTube, где знаменитая песня Луиса Фонси Despacito сыграна на баяне и бандуре,...

Япония в полутонах

Открытие выставки 12 апреля в 16.00. Музей работает в ПН, СР-ВС с 10.00 – 18.00 (касса до 17.00)....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка