Государственное киноделие

26 Сентября 2018 4.6

Нам пишут

Недавно на экраны страны вышел фильм, профинансированный наполовину из государственного бюджета, наполовину из частных вливаний украинской диаспоры США. Речь идет о «Тайном дневнике Симона Петлюры», который обошелся почти в 50 млн. грн. (впрочем, по голливудским меркам это ничтожная сумма). Отзывы о нем читала полярные. Хотелось бы узнать, что думает и как оценивает новый отечественный псевдоисторический шедевр любимая газета.

С нетерпением жду ответа на страницах еженедельника.

Маргарита ТАЦИЙ, Белая Церковь

Как говорится, если нет ничего тайного, так его надо домыслить и сделать явным хотя бы для того, чтобы фраппировать публику, спровоцировать длительную полемику или даже интеллектуальный раздор. Как это делают до сих пор литературные мистификации типа манускрипта Войнича или «Велесовой книги» например.

Увы, хотя это и было в некотором роде прогнозируемо, «Тайный дневник Симона Петлюры» культурным апокалипсисом не стал, пусть исподволь и претендовал на этот статус. Вспомним повсеместную рекламу фильма-мессии: ситилайты наводнили столицу, большие люди (даже Гройсман сказал пару слов о важности поднятия исторических тем) анонсировали бестселлер, так что даже далекие от отечественного кинематографа украинцы поневоле прикоснулись к крупному госзаказу.

Но, как оказалось, в новом фильме по большому счету нет ничего более-менее правдоподобного: ни тайны, ни дневника, ни сценарной интриги, ни актерской игры (за редчайшим исключением), да и кино-то, собственно, никакого нет.

Так, киносуррогат низкой пробы.

Час за три

Я вот думаю, почему из сюжета, который вполне можно было бы поднять на должный уровень, создав крепкий байопик с острыми и даже авантюрными моментами, получился столь посредственный продукт, что чувство неловкости за режиссера и всю съемочную команду не раз охватывало меня в темном зрительном зале? Возможно, все дело в политическом пафосе, ангажированности, в том, что создатели фильма сконцентрировали все свои ресурсы на обелении, если хотите, личности главного героя, снимая с него груз ответственности за ставшие нарицательными «петлюровские погромы».

Если бы они раскрыли Петлюру — человека, его становление, метания, внутренний мир, то и вопросов было бы меньше. Но сценаристы (Михаил Шаевич, Олесь Янчук) взяли сравнительно небольшой период жизни главы директории УНР, отчего личностная сторона осталась в тени политических декораций.

Тем более удивительно, что петлюрин дневник шесть долгих лет сочиняли люди, сведущие в делах кино: Михаил Шаевич был ассистентом режиссера в таких культовых лентах, как «Рожденная революцией», «В бой идут одни старики», у Олеся Янчука творчество более националистически выраженное — «Атентат: Осеннее убийство в Мюнхене», «Железная сотня» про УПА, «Непокоренный» про Романа Шухевича. Но даже в тандеме им не удалось вытянуть картину на выигрышный уровень, отчасти этому поспособствовало и слишком вольное обращение с хронометражем. Если составить простенький пример с двумя известными — шестью годами создания сценария и двумя часами экранного времени, то получится, что на каждый час фильма пришлись три года умственной работы. Многовато будет.

Довоенный Париж возвели на студии Довженко

Пересказывать сюжет не вижу никакого смысла. Он, во-первых, хромает хронологией и разного рода нестыковками в повествовании, во-вторых, глубиной изложения. Итак, 1926-й, Париж. Главный герой второй год проживает в столице мира, хорошо, надо сказать, живет, лучше многих других эмигрантов, вынужденных трудиться цветочницами, швейцарами и музыкантами в ресторанах, билетерами в синема. Или как его будущий убийца Самуил Шварцбард — часовщиком.

Шварцбард получает заказ от агента ГПУ на «мокрое дело»

Но Париж не мил его сердцу, об этом зритель узнает благодаря закадровому голосу (текст от первого лица довольно невыразительно зачитывает режиссер картины Олесь Янчук). Мыслями он постоянно возвращается в прошлое, в то время (для читателя подскажу — это 1917—1921-е гг.), когда он мог вершить историю, но так и не совершил ничего переломного.

Если главной задачей создателей фильма было показать экранного Петлюру погруженным в раздумья, страдающим о судьбе родины, рефлексирующим, хмурящимся, то тогда вопросов нет. С этой задачей блестяще справился одесский актер Сергей Фролов — он размышляет на протяжении всего фильма: сосредоточенно попивая кофе, многозначительно куря сигареты (но это вам не Тихонов в знаменитой сцене в кафе из «Семнадцати мгновений весны»), прогуливаясь по парижским авеню, сидя в новенькой, отглаженной шинели в грязном окопе. Проясняется его обличье, похожее на строгую маску, лишь в нескольких эпизодах.

Петлюра Сергея Фролова, как Наполеон из стихотворения Пушкина, был в думу погружен

Еще в процессе съемок режиссер говорил о том, что актера на главную роль подбирали в т. ч. по визуальному сходству. В этом смысле Фролов подходящий типаж, малоизвестный в большом кино. Его знают больше по сериальным работам и на театральной сцене (одесский ТЮЗ), где, как уверяют завсегдатаи, он играет отменно. И в этом «свежем лице» был безусловный плюс, потому как подавляющее число его коллег по фильму успели обрасти длинными киношными или чиновничьими амплуа, как анекдоты бородами.

Операция «А»

Кстати о бородах. В «Тайном дневнике...» они просто оскорбительно-фальшивые для рафинированной публики и вполне способны стать мемами наподобие «уха Булатова», если кто из зрителей выявит такое желание.

Богдан Бенюк в личине Михаила Грушевского с накладной растительностью больше похож на старика Синицкого из «Золотого теленка», как его описывают Ильф и Петров,— у него была внешность гнома с длинной желтоватой бородой. Да и сам Богдан Михайлович, выразительно выпучивающий глаза и вращающий ими из-под пенсне, в роли президента смотрится нелепо, что ли,— внешность прототипа, жесты явно поинтеллигентней были.

Триумвират: Винниченко, Грушевский и Петлюра

Вторая наклеенная борода с пышными усами, вызывавшая постоянную улыбку, принадлежит министру культуры, которому досталась роль Владимира Винниченко, писателя, бывшего председателя Директории УНР. С г-ном министром в этом фильме связана великая тайна. В театральных работах последних лет Евгений Нищук выглядит достаточно характерно, но в этом кино его лицедейство топорно. Винниченко Нищука страдает излишней патетикой, театральщиной дурного вкуса — насколько фальшиво он тянет фразы, произносит спичи и выкатывает слезу, узнав о смерти Петлюры. Ощущение такое, что министра, как свадебного генерала, «запустили в кино» для статуса, а что уж он там играет — это дело десятое. Ведь в кадре Сам!

Но, кажется, к Евгению Нищуку-актеру у режиссера Янчука трепетное отношение. Его он позвал, когда снимал фильм «Железная сотня» на роль Зоряна, а во «Владыке Андрее» — увековечить образ молодого Стефана. Хотя если приглядеться, то в ближнем круге режиссера немало тех, кого он охотно снимает в своем кино. Например Ярослав Мука, Ирма Витовская, сыгравшая жену Петлюры — Ольгу, сам Янчук (в «Тайном дневнике...» он был судьей, рассматривающем дело Шварцбарда), его собственная дочь Виктория, играющая киношных барышень, — Наталью Шухевич в «Непокоренном», Лесю Петлюру в нынешнем.

Чем запомнилась дочь Петлюры? Простодушием образа и актерской игры

Чем девушка запомнилась в кадре? Симпатичными кудряшками, распахнутыми глазами простушки, нежностью по отношению к отцу; вот, пожалуй, и все. А еще она листает дневник Петлюры, из него мы узнаем всю ту склеенную историю, которую предложили нам ее авторы.

Последняя глава этой киноновеллы посвящена суду над убийцей Шварцбардом (Олег Треповский — один из немногих, кто вжился в роль), застрелившем Петлюру. Процесс длинен и нуден, с обильными крупными планами. Но если вы думаете, что со смертью главного героя можно закругляться и пускать титры, вы ошибаетесь. Петлюра вновь появляется на экране, но уже в видениях терзающегося в душевных муках его палача.

Особняком стоят батальные сцены — Петлюра вспоминает гражданскую войну: люди на конях, неравный бой, окопы, снова штампы про злых большевиков и хороших украинцах, все равно, где они служат и чем занимаются.

Казалось бы, эти эпизоды нетрудно сделать эффектно, но бросающаяся в глаза картинность смертей на поле брани, постановочные трюки и тут создают впечатление не серьезной режиссерской и операторской работы, а скорее, третьеразрядно-сериальной. А ведь на эту, чего там скрывать, агитационную ленту государство выделило 23 млн. грн. (остальное пожертвовал Украинский конгрессный комитет Америки). Не копеечные расходы. Особенно если вспомнить, что за первый уикенд показов фильму удалось заработать всего миллион с небольшим. Гривен, естественно.

Тут надо бы подумать о практической пользе такого вот вложения средств. Это ведь не картина категории B, которая в прокате пройдет незаметно. Мы говорим об отечественном тренде современного кинематографа, о лучших образцах — заведомых хитах класса А, на которые стоит равняться, ну раз уж государство обратило на них пристальное внимание и проявило благосклонность. Раз его показывают в крупнейших городах страны, устраивают допремьерный показ в рамках фестивального кино.

Право слово, печально наблюдать за тем, когда кино из высокого искусства превращается в киноделие, где идея важней содержания, главное — правильный курс. И знаменитая заставка «Киностудия имени Александра Довженко» грустно напомнила о тех годах, когда в ее павильонах снимали по-настоящему качественные фильмы разных жанров, заслужившие любовь зрителя.

Уж кому, как не нынешнему директору славной кинофабрики, а им является режиссер «Тайного дневника...» Олесь Янчук, не помнить об этом?


Загрузка...
Загрузка...

Тень от украинской «Мечты»

Деятельность Министерства культуры в последние годы чаще всего становилась предметом...

Альбионские гадюки

С 22-го по 28 ноября в столичном кинотеатре «Киев» прошел 18-й по счету фестиваль...

Жадан в кусках

С 8 ноября в прокате самый долгожданный украинский фильм года

Марися Нікітюк: «Читання рятує від депресії,...

Марися Нікітюк розповіла «2000» про свою мрію щодо скачування книжок прямо в мозок

Любовь с барьерами

Поговорим о любви. Книжные обозрения «2000» обращаются к этой теме редко, да и в...

Владимир Гришко: мирного неба над головой и всегда с...

Известный украинский тенор на концерте ко дню рождения «Интера» вспомнит...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка