«Ирландец»: нити из прошлого

№50(934) 13 – 19 декабря 2019 г. 11 Декабря 2019 5

Кадр из фильма Мартина Скорсезе «Ирландец»

Одной из наиболее громких премьер конца 2019 г. по праву стала историко-криминальная драма Мартина Скорсезе «Ирландец». Кинокритики уже успели назвать ее одним из лучших фильмов года — и в этом их поддерживают коллеги Скорсезе по цеху.

Так, высокую оценку новому кино Скорсезе дал Квентин Тарантино. И взаимопонимание двух американских режиссеров итальянского происхождения вполне понятно. Тарантино уже заявил, что следующий за «Однажды в Голливуде» фильм станет последним. Скорсезе подобного не декларирует, и в 2020 г. нас ожидает новый триллер «Убийцы лунного цветка». Но сложно отделаться от впечатления, что «Ирландец» если и не служит подведением итогов, то уж точно является попыткой ретроспективного осмысления как собственного творчества, так и бурного «века Америки».

Последние наиболее громко прозвучавшие работы Мартина Скорсезе — «Волк с Уолл-Стрит» и «Молчание» — были далеки от темы организованной преступности. «Ирландец» же возвращает нас к шедеврам 90-х — «Славным парням» и «Казино». Узнаваем не только дуэт Роберта де Ниро и Джо Пеши, к которым присоединяется Аль Пачино, — стилистические и сюжетные отголоски тех работ (как и в целом классических «мафиозных» фильмов, в которых участвовали перечисленные актеры) достаточно ясно заявляют о себе в течение почти трех с половиной часов хронометража.

Джо Пеши, согласившийся на участие в картине лишь после длительных уговоров (не хотел в очередной раз играть итало-американского гангстера), создает непривычный для него образ рассудительного мафиозо — и немалое количество отзывов содержат мнение, что эта роль стала вершиной творчества Пеши.

Аль Пачино и Роберт де Ниро — звезды целого ряда легендарных фильмов о мафии; и вот на исходе 2010-х они снова в деле, да в каком!

2010-е годы в принципе стали временем возрождения и восприятия культурного опыта различных десятилетий прошлого века. Отголоски веяний разных периодов ХХ столетия все чаще встречаются в музыке, кинематографе, моде. А развитие глобальных коммуникаций и социальных сетей утвердило возможность параллельного существования различных культур в одно и то же время — ведь понятие культурного и стилистического мейнстрима становится все более размытым. «Вчерашний день» становится «винтажем», прочитывается по-современному и уж точно не выглядит анахронизмом.

Интересно посмотреть на события «околокино»: они также покажут этот своеобразный сплав стилистического консерватизма с новыми технологиями, ставший одной из заметных черт 2010-х. Скорсезе принципиально отверг широкий показ ленты в кино и по телевидению: она распространяется через мультимедийную компанию Netflix. Опытные актеры, самим своим присутствием добавляющие фильму соответствующей атмосферности, играют персонажей по мере их почти полувекового взросления и старения — и для «исходной точки» активно используются цифровые технологии омоложения лиц. Но своего рода манифестом, вызовом привычному сериально-клиповому формату является уже упомянутая продолжительность фильма.

Мнения зрителей на этот счет разделились. Отдельные пользователи интернета на полном серьезе (и при поддержке немалого числа единомышленников) пытались даже выработать рекомендации, на какие логические части разделить «Ирландца», чтобы посмотреть его как увлекательный мини-сериал. Много нашлось и сторонников такой режиссерской «затянутости». Сам же Скорсезе выступил с отдельным заявлением насчет того, что «Ирландца» не стоит дробить на части и нежелательно смотреть на мобильных устройствах.

Разделились и мнения пользователей интернета о фильме в целом — в отличие от единодушного восторга кинокритиков. Среди негативных сторон чаще всего звучат обвинения в затянутости, малом количестве событий и неудачном использовании цифровых технологий омоложения, особенно в случае с героем Роберта де Ниро. Которому к тому же оставили пластику пожилого человека в сценах, относящихся к молодому и среднему возрасту.

Звучало недовольство и известной неоригинальностью сюжета о восхождении рядового уголовника на более высокие ступени криминальной иерархии. Впрочем, здесь сложно придумать что-то новое, исходя из самого жанра фильма; а история Фрэнка Ширана обладает рядом своих оригинальных черт.

В чем точно (и это редкость) не пытались даже упрекнуть «Ирландца» — так это в романтизации уголовного мира. И хотя главные герои показаны «обычными людьми», испытать к ним сочувствие сложно. Настигающая их расплата не вызывает злорадства и в то же время выглядит достаточно закономерной. Мартин Скорсезе неспешно создает впечатление достаточно неуютного для жизни мира, немногим выжившим героям которого приходится оканчивать свои дни в тюрьме или полном одиночестве. И это в целом характерно для его творчества.

Если выразить впечатление от «Ирландца» одним словом, то это будет «деконструкция». Деконструируется не только миф о благородной мафии — деконструируются многие положения мифа государственного. К тому же государство оказывается тесно с этой мафией связанным. Фильм показывает сотрудничество мафии и ЦРУ в попытках свержения правительства Кубы, взаимосвязь организованной преступности и клана Кеннеди.

Кстати, последнее оказывается более чем злободневным в связи с той ролью, какую семья Кеннеди продолжает играть в американской политике. Так, член палаты представителей Джо Кеннеди III уже заявил о своих планах баллотироваться в сенат. И все больше возрастает значение левых демократов, с которыми традиционно связывают Кеннеди. Одна из наиболее медийно популярных представителей этого фланга, также член палаты представителей Александрия Окасио-Кортес свою политическую карьеру начинала в офисе у сенатора Эдварда Кеннеди — младшего брата эпизодических героев «Ирландца».

И это тоже один из выводов по кино. Прошлое ближе, чем кажется — пусть медсестра в доме престарелых и не знает, кем был Джимми Хоффа.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...
Загрузка...

Прощай, Спартак!

«Спартак» пробил самую настоящую «брешь» -- осмелевшие после десятилетия...

«Папик» «95 квартала»

«Папик» поднимает кинопроизводство студии «95 квартал» на качественно...

«Поругание Христа»: одну из самых дорогих картин едва...

Найденную картину признали национальным достоянием Франции

Олег Карамазов: «В новогоднем концерте «Интера» мы...

«Радуйся каждому дню, ведь мы можем говорить, любить друг друга. Я очень ценю жизнь и...

В Северодонецке встречают поэтический рассвет

Отлично, что на поэтической встрече была молодежь — юные журналисты из...

Искусство спасет молодежь

Украинское хоровое пение способствует наведению лада в обществе

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка